Методический материал
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему

Пожидаева Елена Николаевна

Программа,перспективное планирование,праздники и развлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnye_zvuki.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      МАДОУ детский сад с.Хлевное

                               Хлевенского муниципального р-на

           

   

                     

     

           

                   

 

                                         Музыкальный руководитель

                                                  ПОЖИДАЕВА Е.Н.

ЦЕЛЬ:  Основной целью деятельности кружка является формирование музыкально-театральных умений и навыков детей старшего и среднего возрастов, совершенствование всестороннего развития артистических способностей средствами вокального мастерства и театрального искусства. Постановка  музыкальных спектаклей, детских опер, мюзиклов оказывает большое влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности.

ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать исполнительское умение детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  • Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового, чувства ритма, чувства классической формы.
  • Реализация личности доминанты у ребенка, стремление к самовыражению
  • Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
  •  Развитие вокально-слуховых способностей
  •  Развитие памяти, мышления, воображения, внимание, дикции.
  • Включение дошкольников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
  • Использование инновационных методик  развитие слуха и голоса. Выявление талантливых детей с целью последующего обучения вокальному и театральному мастерству.
  • Учить использовать вокально-хоровые приемы речитатива, канона, унисона, дуэта, пения в ансамбле

                                                  1

ПРИНЦИПЫ:

                                                   

  • импровизационность
  • гуманность
  • систематизация знаний

учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА                                           

   

   Формирование личности через искусство воспитания человека, способностью ценить, творчески оценивать и приумножать ценности родной и мировой культуры – одна из актуальных задач дошкольного образования. Её решение в полной мере возможна при оптимальном взаимодействии педагогов и родителей.

   Театрализованная и вокальная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, вокального исполнительства, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному и музыкальному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, совершенствует песенные и танцевальные навыки.

      В нашем мире, насыщенном информаций и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

       Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как одна тесно

взаимосвязана с другими видами деятельности – пением

                                                    2

движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

      Во время постановки музыкальных спектаклей у детей развивается не только театральные навыки, но и музыкальные в особенности вокал.

     Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действий в музыкальном творчестве происходит при условии:

  • целенаправленного процесса работы над вокальным мастерством
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника
  • мотивации детской деятельности
  • отбор музыкального материала, адекватного возрасту ребенка.
  • включения упражнений, активизирующих певческий аппарат, развивающий голос и слух.
  • Поэтапного усложнений творческих заданий для активизации процесса певческих навыков.

      Не менее значимым является использование личностно ориентированной модели обучения, которая предусматривает  шаги взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие ощутить эмоциональный комфорт и защиту.

     К творчеству, как и к любому другому виду деятельности дошкольника необходимо готовить заранее. В процессе подготовки можно выделить три взаимосвязанных направления.

1. Обогащение жизненных и музыкальных впечатлений – создает основу, стимулирующую заинтересованное  отношение к музыке

2. Знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по

                                             3

ладовым интонациям, но контрастные по настроению.

На основе разучиваемого материала предлагаются образы музыкального творчества.

3. Обладание способностями творческих действий. Вначале их показывает сам педагог, после совместного анализа песни продумывает вслух план её исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения, донесения до зрителя музыкального образа героя.

              МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

     Во время занятий по вокалу чаще всего используется игровая методика как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые. Одним из любимы распевок является распевка «Эхо», «Лесенка». Подвижность, легкость звучания, приобретаются исполнением программных попевок: «Скок-поскок», «Патока с имбирем», «Конь», Е.Тиличеевой. они хорошо готовят детей к исполнению песен, музыкальных партий в быстром темпе. Все попевки оказывают исключительно благотворное влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха) часто встречающихся в попевках.

     Песни- упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно, помогут такие песни, как «Кукушка» Тиличеевой, «Колыбельная», «Дудочка»  Карасевой, р.н.п. «Не летай, соловей», «Барашеньки».

     Полезен и такой прием –петь всей группой, небольшими подгруппами и следовательно стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано.   4

При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделять детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих. Начинать разучивать с дошкольниками песню, вокальную партию следует с целостного её восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, её характер, изобразительность. Приступив к разучиванию, целесообразно проигрывать трудные мелодические обороты, пропеть их без музыкального сопровождения, проиграть отдельно, предложить прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям освоить текст, и мелодию.

        После того, как с детьми были разучены все партии сольные, ансамблевые а также хореографические можно приступать к постановке театрального действия.

         Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие, прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

         В старших группах дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях отличающихся более сложными характерами героев, трудными для разработками мизансценами.

      Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

-  во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных),

                                                 5

- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств ( интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения

- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передачи образной выразительности речевых и пантомимических действий под музыку.

       Содержание занятий по театрализованной деятельности кружка включает в себя

  • игры – драматизации
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей.
  • коррекционно-развивающие игры.
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика)
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры-превращения (учись владеть своим телом); образные упражнения
  • Ритмические минутки.
  • Упражнения для развития выразительности мимики, элементы искусства пантомимы.
  • Театральные этюды.
  • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.
  • Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство не только с текстом сказок, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движениями, костюмами, декорациями, мизансценами.

              В работе театрального кружка участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

                                                         6

   

                         

       МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ.

1 Хореографические, вокальные, инструментальные номера рекомендуется использовать с учетом индивидуальных возможностей и уровня знаний, умений и навыков детей. Например: соло, дуэт, трио, хор, речитатив, канон, унисон использовать по мере усвоения детьми этих знаний и приемов исполнения. Важно обратить внимание на тех детей, которые посещают музыкальную школу или кружки. Уровень музыкального развития у таких учеников будет естественно выше, и им по силам исполнение более сложных музыкальных номеров.

2 Следует предоставлять детям свободу выбора музыкальных произведений для сопровождения сцен, где герои слушают музыку или танцуют. В ходе его принятия ребята смогут проявить свое умение общаться, договариваться, аргументировано доказывать свою точку зрения.

   В сценариях мюзиклов желательно использовать как можно больше различных видов музыкальной деятельности: вокал, слушание, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах, хореографию, а также музыкально-дидактические задания (игры). Музыкально-дидактические игры с удовольствием включают в сценарии сами дети, может их включить и педагог в качестве сюрпризного момента.

3 При подготовке спектакля важно организовать совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Совместно с родителями дети готовят костюмы, декорации и реквизиты, снимают и монтируют видеофильм, готовят фотовернисаж, планируют график выступлений. Совместно с родителями и музыкальным руководителем планируют написание следующего сценария. Делятся по семьям или по группам, выбираются режиссер, актеры, художники по костюмам, художники-оформители, операторы, фотографы и т.д.

                                                       7

 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. « Учим детей петь» авт. Г.Орлова
  2.  «Развитие музыкальных и театральных способностей детей» авт. Михайлова.
  3. «Театр сказок» авт. Лора Поляк.
  4. « Театрализованная деятельность в детском саду» авт. Антипинко.
  5. «У солнышка в гостях» Зарецкая Н.В.
  6. « Часы с кукушкой» Зарецкая Н.В.
  7. «Приключения лягушат» Зарецкая. Н.В.
  8. «Театрализованные праздники для детей» авт. Л.П.Макарова, В.Г.Рябчикова, И.И.Мосягина.
  9. Программа : «Элементарное музицирование  с дошкольниками» Тютюнникова.
  10.  Журналы «Музыкальный руководитель»  
  11.  Журналы «Справочник музыкального руководителя».

 «Музыкальный фейерверк» Е.А.Гомонова.

                                               8

                                                 

     

               

           

 

     

             

                                                         

         

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...