Методические рекомендации по теме: «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт- фантазия».
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Серова Татьяна Владимировна

Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем меньше  запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Большую роль в развитии творческих способностей детей является работа над спектаклем.

Знакомство с основными понятиями и терминологией театрального искусства должно носить практический характер, т.е. проходить во время игр, работы над спектаклем.

Во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства- литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре- это игра актеров. Можно использовать высказывание В. И. Немировича- Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки- и театр уже есть. Ибо актер- царь сцены.».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме «Нравственно- эстетическое воспитание» по программе «Арт-фантазия».

Составитель –Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Серова Татьяна Владимировна.

Дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 70-Невского района Санкт- Петербурга.

Общие методические принципы .

Основой театрально- игровой методики является индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем меньше  запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Общие задачи: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизации ассоциативного и образного мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей является работа над спектаклем.

Знакомство с основными понятиями и терминологией театрального искусства должно носить практический характер, т.е. проходить во время игр, работы над спектаклем.

Во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства- литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре- это игра актеров. Можно использовать высказывание В. И. Немировича- Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки- и театр уже есть. Ибо актер- царь сцены.».

Работа над спектаклем.

Создание спектакля с детьми- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

  1. Не перегружать детей.
  2. Не навязывать своего мнения.
  3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой отдельной репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенной, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на радость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

В современных программах для образовательных учреждениях предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые можно использовать в театральной деятельности. Возможно использование их для основы сценария или, наоборот, свою идею «одеть» предлагаемыми сценами.

Можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. Готовя инсценировки по русским народным сказкам или авторским сказкам русских писателей, педагог может провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают прочувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный процесс. Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия.
  3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов детского коллектива. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога они действуют более естественно и уверенно, а их речь становиться разнообразнее и выразительнее.
  4. Поиски музыкально- пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, создание костюмов и декораций. Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой- либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
  5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условия, закрепление отдельных мизансцен. Ребенок в силу возрастных психологически особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образы поведения.
  7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.
  8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.  Репетиция идет с музыкальным сопровождением. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителя. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.
  9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями м детьми.
  10. Повторные показы спектакля. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затеи возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно говорить, что детям надоедает играть одно и то же. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка  направлена на формирование у воспитанников старшего...

Методические рекомендации для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

  Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому огромное значение им...

Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с р...

Методическая разработка на тему: "Нравственное воспитание дошкольника"

Методическая разработка  в форме  презентации, содержащая теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...