Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме

Скок Светлана Александровна

     В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной деятельности (музыкальные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения) можно вести музыкальное воспитание детей в своих семьях.

Ключевые слова и словосочетания: взаимодействие с семьей, музыкальное просвещение родителей, их сотрудничество с педагогами, разнообразные формы взаимодействия и сотрудничества, музыкальное развитие ребенка в семье в дошкольный период.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

С.А. Скок, О.А. Генералова

ГБДОУ детский сад № 85 Невского района                                                                       

                                                        г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной деятельности (музыкальные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения) можно вести музыкальное воспитание детей в своих семьях.

Ключевые слова: Взаимодействие с семьей, музыкальное просвещение родителей, их сотрудничество с педагогами, разнообразные формы взаимодействия и сотрудничества, музыкальное развитие ребенка в семье в дошкольный период.

    Музыка – одна из составляющих нашей жизни. Слушать музыку и наслаждаться ею – естественный процесс, такой  же, как дышать, двигаться и говорить. Так почему бы не начать знакомство малыша с музыкой как можно раньше и не сделать его внутренний мир ярче и светлее? К сожалению, не все семьи правильно понимают значение музыкального воспитания детей. Современная семья или способствует музыкальному развитию ребенка, или тормозит его. Отсюда вытекает актуальность сотрудничества с родителями для педагогов дошкольных учреждений – воспитателей и музыкальных руководителей.

    Детский сад – это первый социальный институт, в котором начинается систематическое как педагогическое, так и музыкальное просвещение родителей. От эффективности  совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Основная проблема во взаимодействии с семьей – непонимание многими родителями значения музыкального воспитания детей в семье.  «Есть детский сад, школа – вот и пускай развивают», - так думают большинство из них. Что делать нам? Прежде всего, воспитателю детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей, их музыкальных предпочтениях, есть ли в семье какой-либо музыкальный инструмент. Быстрее и удобнее это сделать через анкетирование. Результаты, как правило, оставляют желать лучшего. Затем начинается систематическая и кропотливая работа с семьей, обязательно включающая музыкальное просвещение родителей, приобщение их к совместной музыкальной деятельности и сотрудничеству. Музыкальное просвещение родителей предполагает проведение родительских собраний с выступлением на них музыкального руководителя, дней открытых дверей, индивидуальных консультаций, анкетирование, информирование родителей через «Родительский уголок», компьютер, создание книг-передвижек на темы «Моя семья», «Музыкальный дневник группы». Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности включает музыкальные занятия, праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения, выставку работ ребенка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурс на лучший самодельный музыкальный инструмент «Сделай сам игрушку – музыкальный инструмент». В нашем детском саду № 85 Невского района родители постоянно привлекаются к участию в праздниках, что выражается в их помощи при изготовлении костюмов и атрибутов, привлечении к играм и аттракционам, совместному исполнению танцев, участию в импровизированном оркестре. Родителям раздаются шумовые музыкальные инструменты (бубны, ложки, маракасы) и предлагается совместно с музыкальным руководителем исполнить какую-либо русскую народную плясовую мелодию. Второй год в детском саду реализуется проект «Россия – моя мастеровая», знакомящий детей с искусством народных мастеров, промыслами: русской матрешкой, Дымкой, Городцом, Гжелью, Хохломой. Работа по этому проекту начинается после январских праздников и завершается в конце месяца комплексным открытым занятием в музыкальном зале с приглашением родителей. На этот раз планируем привлечь родителей старшей группы не в качестве гостей, а в качестве полноправных участников праздника «Волшебный Городец», предложив им сыграть роли и расписать изделия.

    Самой привычной формой взаимодействия с родителями остаются родительские собрания, на которых, как правило, звучит монолог воспитателя, заведующей, музыкального руководителя, инструктора по физ. воспитанию. Но если заменить форму собрания на другую -  круглого стола и  за одним столом рассадить всех участников, то зазвучит диалог всех, когда происходит обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения проблем. Дни открытых дверей «открывают» родителям глаза на многое, чего они до этого не знали: как живут их дети в ДОУ, чем занимаются. Просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, познакомиться с приемами и методами обучения.

    Сотрудничество с родителями, их просвещение мы рассматриваем как одну из возможностей музыкального воспитания детей в семье, которое начинается с первых дней рождения ребенка с пения ему колыбельных песен. Современные мамы их не знают и не поют, за редким исключением. Исправить ситуацию можно через знакомство родителей с детским фольклором (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки), который размещается в «Уголке для родителей», и рекомендацию им замечательной книги Г.П. Федоровой «Игра – путь воспитания и развития малыша», предлагающую очень богатый и разнообразный материал для забав с ребенком.

    Развлечения с детьми дома украшают различные звучащие игрушки, имеющие свой характерный звук. Это красиво оформленные банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, пуговицами, крупой - так, чтобы ребенок не смог их открыть; султанчики из полиэтиленовых мочалок, шуршащие еловые шишки, стучащие косточки грецких орехов, «снежки» из оберточной бумаги; свистульки и дудочки из глины и дерева. Знакомство ребенка со звучащими игрушками идет постепенно, желательно и делать их на глазах у детей, используя  посильную детскую  помощь. В группе воспитатель может предложить родителям принять участие в конкурсе на лучшую звучащую игрушку.

    Последнее десятилетие в практике музыкальных руководителей особое место занимают пальчиковые игры (театры на ладошке), развивающие мелкую моторику пальцев, что способствует речевому развитию детей. Их любят как младшие, так и старшие дошкольники. С возрастом детей движения пальцев и кистей рук усложняются («Моя семья», «Маленький зайчишка», «Упрямый барашек», «Трик-трак», «Паучина» и др.). Пальчиковыми играми можно также заполнить домашний досуг, где «учителем» выступает сам ребенок.

    Часы семейного досуга со старшими дошкольниками можно заполнить музыкальными играми на развитие их музыкальных способностей: слуха, певческого голоса, чувства ритма, творческой активности ребенка. Например, игра на развитие чувства ритма «Сядь на пенек, Мишенька».  Ребенок должен запомнить и точно повторить прохлопанный родителем ритм и придумать свой. Для развития чувства ритма можно использовать смешные присказки, поговорки, строчки из песен, - словом, что придет на ум. Вместо хлопков можно взять деревянные ложки, грецкие орехи и др. На развитие музыкального слуха можно использовать игру «Канон». Играющих должно быть не менее трех человек, каждый из которых должен повторить мелодию, начатую первым, но с отставанием на музыкальную фразу, т.е. стихотворную строчку. Каждая фраза повторяется по три-четыре раза (по количеству участников). Петь можно только те песни, которые у всех на слуху, например, «Во поле береза стояла». Большой выбор игр предлагает популярное пособие М.А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей».

     Ну и, наконец, город Санкт-Петербург – огромная концертная площадка, предлагающая большой выбор различных музыкальных программ для любого возраста. Концертный зал филармонии с популярной классической музыкой или детской филармонии с концертом-занятием  всегда будут открыты для активных и небезразличных к музыкальному воспитанию своих детей родителей.

     Наше время таково, что материальная сторона жизни для многих родителей стала главной. На духовную времени порой совсем не остается, или же она расценивается как что-то второстепенное. Наша же задача – изменить эту точку зрения путем вовлечения родителей в творческий процесс сотрудничества.

Литература

  1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.,2001.
  2. Г.П. Федорова. Игра – путь воспитания и развития малыша. СПб., Паритет, 2007.
  3. М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Издательство: Академия развития, 1997.
  4. М.А. Михайлова. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Академия развития, Харвест, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Музыкальное воспитание детей в семье"

Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного громадное расстояние» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповто...

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.

Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду....

Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...

Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "

Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...

Консультации для родителей: «Музыкальное воспитание детей в семье» "Музыкальные занятия в домашних условиях"

Помощь родителям в организации музыкальных занятий в домашних условиях....

Консультация для родителей Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду

Консультация для родителейСотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Условия успешной адаптации:Готовность детей к детскому саду;Готовность родителей;Пси...

Консультация для педагогов "Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению"

Успех адаптации ребенка к образовательному учреждению определяется готовностью ребенка к выходу из семьи, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе, согласованность их дейст...