Консультация для молодых педагогов "Организация и проведение Новогодних утренников в ДОУ"
статья по музыке на тему

Иванова  Галина Николаевна

Консультация поможет молодым специалистам организовать новогодний утренник в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_organizatsii_prazdnika.docx24.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как организовать и провести новогодний утренник

Слайд 1. Известно, что из всех утренников, которые организуются в детском саду, пожалуй самый желанный и ожидаемый – это новогодний утренник. Если коротко описать, то новогодний утренник строится так. Дети собираются в зале, в котором установлена елка, исполняют стихи песни, потом появляются сказочные герои, разыгрывают некое новогоднее действие  - спектакль. По ходу спектакля актеры вовлекают детей в игры, конкурсы, предлагают спеть или потанцевать. Заканчивается действие общей пляской или хороводом, играми с Дедом Морозом и сюрпризным моментом с вручением подарков.  основные ведущие программы, выстраивают детей в большой хоровод.

Слайд 2. Как правильно построить сценарий?

  1. Выбирается тематика  ЩЕЛЧОК (Проделки Бабы Яги, Новый год в Подводном царстве, Снежная Королева, Щелкунчик, Спящая красавица, Новогодние елки мира, Приключения в лесу, Волшебный снежок, Апельсиновый новый год,  Новогоднее цирковой представление, Новогодние приключения Хоттабыча,  Приключение снеговика и др.)

!!! Не забывайте, что герои праздника должны соответствовать возрасту:  ЩЕЛЧОК Б.Яга не появляется на празднике младшего возраста, здесь больше подойдут Зайка, Снеговик, Медведь, Петрушка. Такие праздники, как Щелкунчик, Спящая красавица, Новогодние елки мира требуют огромной предварительной работы: прослушивание произведений и просмотр балета, с выделением образов отдельных персонажей, беседы о характерах и особенностях героев.

Слайд 3.

  1. Подбор песен,  хороводов, танцев и игр.

ЩЕЛЧОК. Традиционными  песнями и хороводами считаются: про елочку, про Новый год, Про Деда Мороза

ЩЕЛЧОК.  Тематические песни и хороводы могут соответствовать героям праздника или его тематике.

!!! Не стоит перегружать праздник хороводами и песнями:

2-3 песни, хоровода в младшем возрасте

3-4 в старшем возрасте.

Слайд 4. Для песен и хороводов используются несложные движения, желательно по содержанию, без частой смены, чтобы было легко запомнить. Это и выразительные жесты и известные движения:

ЩЕЛЧОК

  1. наклоны с вытянутыми вперед руками на слова: «Здравствуй», встречай, «Дед Мороз»;
  2. «пружинка» (следить за ногами)
  3. «хлопки» (перед грудью, тройные (справа и слева), над головой, «тарелки»;
  4. «шлепки»
  5. «притопы» -  (тройные), в младшем возрасте-  одной ногой
  6. «выставление ноги на пятку»
  7. Фонарики (на полусогнутых руках, на вытянутых руках вперед, или на вытянутых  руках, поднимая вверх и вниз).
  8. Кружения (руки на поясе, руки вверху - следить за прямыми руками, слегка расставленными в стороны!) вокруг себя и в парах «лодочкой»
  9. Сужение и расширение круга (взявшись за руки и без, можно поднимая и опуская руки)
  10. Махи руками (внизу и вверху, параллельно и скрестно, в стороны, во внутрь)

Слайд 5. Танцевальные композиции  ЩЕЛЧОК  общие и индивидуальные

  1. Общие -  круговые,   парные,  коммуникативные
  2. Индивидуальные -  тематические
  3. Из опыта работы  могу предложить такой прием для построения детей на танец  – построение  под музыку (которые дети уже знают с начала года), если у мелодии танца нет вступления. Если вступление длинное и вы видите, что дети у вас успевают построиться, можете не использовать мелодию на построение.
  4. Пары лучше заранее распределить и показать, где они будут стоять, кто перед елкой, кто справа, кто слева,  кто за елкой. Если на утреннике не хватает ребенку пары, его заменяет герой (снегурочка, Д.М., персонаж или ведущий)
  5. Для малышей все-таки лучше использовать дополнительную к танцу музыку, они перестраиваются долго и конечно же оперативная помощь воспитателя!
  6. Для танцев  атрибуты готовятся заранее, чтобы дети могли репетировать с ними, знали расположение атрибутов на празднике, где они их должны взять (под елкой или на заранее отведенном месте на стульчике или столе. Атрибуты должны быть яркими и удобными для детей. Могу предложить для примера атрибуты, которые чаще всего используются в нашем ДОУ (показ выставки)

Индивидуальные танцы обычно берутся по тематике утренника. Для малышей можно в танец включать взрослого персонажа, так дети лучше ориентируются (Снежинки со Снегурочкой, Петрушки с Клоуном, зайки с Зайкой). Огромное значение имеет  подбор  мелодий к индивидуальным танцевальным композициям – они не должны быть длинными 1,5-2 мин в старшем возрасте, 40-50 сек  - в младшем. В мелодии хорошо должна  быть слышна смена  частей мелодии  - так детям легче ориентироваться в смене движений. Если вам еще пока трудно составить самостоятельно танец – хорошие композиции индивидуальных танцев предложены в следующих сборниках (перечислить) СЛАЙД 6.   

Для младшего возраста:

  1. Морковки для зайчат,
  2. Погремушки для петрушек
  3. Бочонки для медведей
  4. Фонарики картонные

Для старшего возраста:

  1. Снежинки,
  2. Султанчики,
  3. Звездочки,
  4. Фонарики,
  5. Свечки,
  6. Мишура (с держателем)

Игры подбирать хорошо по тематике праздника, и,  конечно же, не один новогодний праздник не обходится без традиционных игр с Д.Морозом   вокруг елки «Заморожу», «Не выпустим», «Варежка», «Передай посох», «Снежок».  Я вам предлагаю свою картотеку новогодних игр, надеюсь,  она вам поможет при составлении новогодних сценариев.

И самое огромное значение играет выбор сюрпризного момента. Он должен быть организован так на празднике, чтобы у детей сложилось впечатление ЧУДА  (предложить картотеку).

Организация праздника.

Оформление зала.

Слайд 7. При оформлении помещения следует помнить об основных правилах:

  • оформление должно отвечать содержанию праздника (если это подводное царство, то должны присутствовать элементы (водоросли, рыбки), цирк – купол)
  • быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эстетический вкус,
  • понятным для ребенка,
  • создавать у всех радостное настроение,
  • предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним.

Атрибуты к празднику должны готовиться заранее (музыкальный руководитель распределяет ответственных на обсуждении утренников) и разложены по местами, стулья должны соответствовать количеству детей на утреннике. Если нужны стулья для героев они оформляются заранее и расставляются в нужных местах.

Заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам».

Репетиции со взрослыми героями проводятся заранее. Герои должны знать свой текст наизусть, если они участвуют в танцах – движения должны знать четко, репетируя с детьми на репетициях.

Генеральные репетиции с детьми проводятся за неделю до утренников, со всеми атрибутами и в присутствии героев (без костюмов), для того чтобы герои знали действие утренника и свой выход, где им встать чтобы не заслонять  детей или не стоять к ним спиной во время спектакля.

Слайд 8. Длительность праздника обдумана. Длительность утомляет, перевозбуждает ребенка, что ведет к капризам, слезам. Для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 6-7 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую, допускается до 60 минут

Вход на праздник должен быть четко организованным, дети должны знать хорошо движения входа и правила расстановки.  Виды входа: «змейкой», «друг за другом», подгруппами (мальчики и девочки, по костюмам и др.).

Слайд 9. Расстановка: перед елкой в 1 или ЩЕЛЧОК 2 полукруга, Слайд 10  вокруг елки, Слайд 11 врассыпную (можно заранее наклеить снежинки на полу, если детям это пока сложно и они не отрабатывали это раньше и  Слайд 12  парами (в зависимости от следующего вида действия (песня или хоровод) Из опыта работы могу сказать, что пары я комплектую по принципу активный ребенок и менее активный уже с сентября года. Они и в парных плясках танцуют вместе  и парами на песню становятся также.

Слайд 13.

А сейчас я вам предлагаю несколько основных правил для организации утренника:

  1. Не устанавливать елку в центре зала, лучше чуть утопить ее в глубину зала, для того чтобы дети видели хорошо происходящее действие спектакля.
  2. Не проводить утренник в неоформленном помещении.
  3. Не заставляйте детей учить новогодние стихи, если для них не предусмотрено место в программе.
  4. Костюмы детей должны соответствовать их роли, если у родителей не получается приобрести костюм – можно использовать элементы.
  5.  Игры, песни, танцы в сценарии лучше чередовать. Если вы детей поставили в хоровод, проводите в хороводе игры, общие танцы, не заставляйте их постоянно садится и опять вставать в хоровод. Но если действие героев затягивается до 5-6 минут, лучше детей посадить.
  6. Не вводите в сценарий слишком много героев. Есть золотое правило: чем больше актеров, тем они хуже играют. Когда в утреннике 2-3 реплики, актеры начинают томиться и мешать друг другу, детям и всей программе.
  7. Не делайте в утреннике резких переходов от одного вида действия к другому. Например, нельзя построив детей в круг, через 2 минуты разрушать этот круг для конкурса чтецов, а затем вновь образовывать его. В утреннике должно быть как можно меньше перестроений. Все переходы в утреннике должны быть исключительно плавными. Только в этом случае новогодний утренник будет синтезом разнообразных форм, а не мешаниной жанров.

При организации праздника вы должны помнить главную цель -  создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.