"Речевые игры на музыкальных занятиях " консультация для родителей детей с ОНР
консультация по теме

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры на музыкальных занятиях

Консультация  для родителей детей  с ОНР

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

        Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу ( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:

Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:

эмоциональную отзывчивость на музыку;

слуховое внимание;

музыкальную память;

ладовое чувство;

тембровый, звуковысотный и динамический слух;

чувство ритма;

Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.

Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.

Улучшать дикцию детей.

Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

Укреплять голосовой аппарат.

Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.

Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его звучанию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актёры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдёт скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.

Речевые игры  со звучащими жестами

Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками

 

Листопад

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!                      Качают руками

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками по

                                                           коленям.

Веселится детвора!                          Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                               Притопы

Хлоп в ладоши,                                Хлопки

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                           Убегают от «дождика»      

Литература:  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

Артикуляционная гимнастика перед пением  в подготовительной к школе группе

СЕНТЯБРЬ

        

Заборчик-улыбка-трубочка

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

ОКТЯБРЬ

Желобок

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

НОЯБРЬ

        

Грибок

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).

ДЕКАБРЬ

        

Иголочка

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я её держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.

ЯНВАРЬ

        

Качели

Эх, раз, ещё раз.

Мы качаемся сейчас.

Вверх-вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.

ФЕВРАЛЬ

        

Гармошка

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты смотри, не ошибись.

Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то  поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.

МАРТ

Барабан

В барабан мы бьём

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

АПРЕЛЬ

Часики

Мой весёлый язычок,

Словно маятник часов.

Вправо-влево, вправо-влево,

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.

МАЙ

        

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮНЬ

        

Чашечка

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).

ИЮЛЬ

        

Лошадка

Скачем, скачем на лошадке,

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

Артикуляционная гимнастика перед пением  в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

Улыбка-трубочка

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).

ОКТЯБРЬ

        

Лопатка

Язычок наш, как лопатка,

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

        

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.

НОЯБРЬ

        

Горка

Горка длинная у нас,

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).

ДЕКАБРЬ

        

Вкусное варенье

Мы сегодня ели

Вкусное варенье.

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

ЯНВАРЬ

        

Грибок

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу.

А руками соберу грибочков

Много я в лесу.

Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.

ФЕВРАЛЬ

Часики-качели

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

На качелях удержись.

Язык влево-вправо, вверх-вниз. Также ладонями.

МАРТ

Иголочка

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка». У левой руки пальцы растопырены, правая сжата в кулак. Одним пальцем тыкать между пальцами левой руки.

АПРЕЛЬ

        

Блюдечко

Крепче блюдечко держи, язычок не урони.

А руками помоги,

Есть всё время подноси.

Языком выполнять движение «блюдечко». Ладони в форме блюдечка попеременно подносятся ко рту.

МАЙ

        

Желобок

Я послушный язычок

 Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

ИЮНЬ

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

ИЮЛЬ

        

Чищу зубы

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри.

Я хочу, чтоб всегда были

Белые они.

Языком проводят сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонью правой руки проводим по внешней стороне руки, затем по внутренней.

Артикуляционная гимнастика перед пением  в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Змеиный язычок

        

Рот открыт, язык вытянут, как можно дальше вперёд. Медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

ОКТЯБРЬ

Уколы

        

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить.

НОЯБРЬ

Чей длиннее язычок?

        

Вытянуть язык, как можно дальше. Попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щёк.

ДЕКАБРЬ

Лошадка

        

Фыркать, как лошадка, губы дрожат.

ЯНВАРЬ

Едем на машине

        

Заводим мотор машины: р-р-р. крутой поворот – звук усиливается, наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе.

ФЕВРАЛЬ

Трубочка-улыбочка

        

Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке, не показывая зубы.

МАРТ

Весёлая дудочка

Вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо-влево.

АПРЕЛЬ

Послушные губки

        

Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась.

Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась.

МАЙ

Потерялся котёнок          

Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.

ИЮНЬ

Непослушная свечка

Сделать бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры на музыкальных занятиях

Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду, автор- составитель О.Н. Арсеневская...

Речевые игры на музыкальных занятиях

в статье говорится о роле речевых игр на музыкальных занятиях, их важности в развитии ритмического, фонематического, тембрового и звуковысотного компанентов музыки....

Речевые игры на музыкальных занятиях

Представлено большое разнообразие речевых игр со звучащими жестами, которые благотворно влияют на развитие речи и ритма детей с ЗПР....

Речевые игры на музыкальных занятиях

Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду, автор- составитель О.Н. Арсеневская...

Консультация для педагогов "Речевые игры на музыкальных занятиях"

Речевые игры со звучащими жестами Солнышко Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки) Выгляни в окошко. Твои детки плачут, (Притопы) По камушкам скачут. (Легкие прыжки с хлопками)...