Речевые игры на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мария Анатольевна Слободчикова

Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду, автор- составитель О.Н. Арсеневская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx17.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

Речевые игры на музыкальных занятиях

Консультация  для музыкальных руководителей

Подготовила

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                                               Слободчикова М.А.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

        Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу ( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • слуховое внимание;
  • музыкальную память;
  • ладовое чувство;
  • тембровый, звуковысотный и динамический слух;
  • чувство ритма;
  1. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  2. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
  3. Улучшать дикцию детей.
  4. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  5. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  6. Укреплять голосовой аппарат.
  7. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками).Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.

Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его звучанию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актёры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдёт скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.

Речевые игры  со звучащими жестами

Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками

 

Листопад

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!                      Качают руками

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками по

                                                           коленям.

Веселится детвора!                          Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                               Притопы

Хлоп в ладоши,                                Хлопки

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                           Убегают от «дождика»       

Литература: ,  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры на музыкальных занятиях

Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду, автор- составитель О.Н. Арсеневская...

"Речевые игры на музыкальных занятиях " консультация для родителей детей с ОНР

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкаль...

Речевые игры на музыкальных занятиях

в статье говорится о роле речевых игр на музыкальных занятиях, их важности в развитии ритмического, фонематического, тембрового и звуковысотного компанентов музыки....

МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

МАСТЕР - КЛАСС   «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»...

Речевое развитие на музыкальных занятиях (игры с элементами упражнений - распевок)

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 77 г.Энгельса 2018г....

Речевые игры на музыкальных занятиях

Представлено большое разнообразие речевых игр со звучащими жестами, которые благотворно влияют на развитие речи и ритма детей с ЗПР....

Консультация для педагогов "Речевые игры на музыкальных занятиях"

Речевые игры со звучащими жестами Солнышко Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки) Выгляни в окошко. Твои детки плачут, (Притопы) По камушкам скачут. (Легкие прыжки с хлопками)...