МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
учебно-методический материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гуряшина  Анжелика Николаевна

МАСТЕР - КЛАСС

 

 

 

«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад «Малыш» Зерноградского района

МАСТЕР - КЛАСС

«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

(представлен  на заседании районного МО музыкальных руководителей 03.04.2018 года)

                                                                               Составила А.Н.Гуряшина, музыкальный руководитель,                                                                 I  квалификационная категория

Ст. Мечетинская

        Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии  дошкольников вызвана тем, что они играют   важную роль в общем развитии ребёнка. В  Федеральном государственном образовательном стандарте  для дошкольных учреждений главный ориентир направлен   на социализацию и индивидуализацию    развития  ребёнка, и пальчиковые игры – это и  есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а, в дальнейшем, в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность, эмоциональность.     

          Много пальчиковых игр построено на народном фольклоре. Потешки, заклички – эти небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию,   радуют малышей звуками ласковых напевных слов.   При проговаривании потешки разными голосами (низким, высоким, хитрым,  громким, тихим и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что положительно влияет на развитие певческих навыков. Также развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма,  воображение.  Расширяются представления об окружающем мире, так как каждая потешка несёт в себе полезную информацию. Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с содержанием потешки.  Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят.

      В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

  1. перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями;
  2.  для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Только когда ребёнок усвоит упражнение – я сокращаю свою  помощь, но продолжаю выполнять все действия вместе с ним, сидя напротив;
  3. некоторые упражнения мы разучиваем сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, так, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки;
  4. в ходе игры  слежу за правильной постановкой кисти руки, за точным переключением с одного движения на другое  и обязательно  демонстрирую собственную увлечённость игрой;
  5. все указания даю   доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь;
  6. при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
  7.   не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
  8.   пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

           Работая по теме « Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка», я поставила перед собой цель: создание условий для  целостной речевой и музыкально - двигательной активности детей в процессе непосредственно-образовательной музыкальной деятельности в ДОУ.

           Цель раскрывается следующими задачами: 

1.  развивать речевую активность;

2.  развивать звуковысотный слух, чувство ритма, выразительность, память, воображение, фантазию;

3.  формировать умение двигаться, одновременно вникая в музыку, осваивать движения и речевое сопровождение к ним;                                                          

4.  согласовывать движения со словами, энергично работать пальчиками;

5.  воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному в процессе организации непосредственно-образовательной музыкальной деятельности в ДОУ.

          Пальчиковые игры подходят для детей от года.  Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам ребёнок должен   сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управляя собственным мышечным напряжением и расслаблением.

          При работе над разучиванием пальчиковых игр, я использую  различные приемы:

- показ и проговаривание содержания игры  детьми;

- проигрывание пальчиковой  игры с постепенным  ускорением  темпа;

- напоминание  содержания пальчиковой игры с помощью жеста;

- показ  движений пальчиковой игры  ребенком для других детей;

- обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения.

          Очень много музыкальных пальчиковых игр у  Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны Железновых. Они являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития дошкольников «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков  с красивыми мелодиями, простыми песенками с ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира

          В своей работе я использую следующие   виды пальчиковых игр:

1)      Активные игры со стихотворным сопровождением;

2)      игры манипуляции;

3)      пальчиковые кинезиологические игры;

4)      пальчиковые игры с элементами самомассажа;

5)      пальчиковые игры с предметами;

6)      пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

7)      пальчиковые игры на основе сказок.

        Раскрою содержание своей музыкальной деятельности  по данному направлению  вначале на примере применения в музыкальном образовательном процессе  активных игр  со стихотворным сопровождением. Такие игры дети  проговаривают и выполняют движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. Они побуждают детей к творчеству, стимулируют развитие речи  и  воображения: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

            Разрешите познакомить вас с игрой, в которой можно куклы, для заинтересованности детей, одеть на пальчик.  Для организации этих игр необходимо предварительно  нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.).  Затем надеваете заготовки на пальцы и, проговаривая текст, сопровождаете его движениями пальцев.  

Показ пальчиковой гимнастики «Побежали вдоль реки детки наперегонки».

Далее переходим к следующему виду игр - это игры манипуляции,  такие, как  «Ладушки», «Сорока-белобока» - где  указательным пальцем дети осуществляют круговые движения.  Игра «Этот пальчик хочет спать» –   поочерёдно дети загибают  пальчики:

Этот пальчик хочет спать,                                А последний, пятый пальчик.
Этот пальчик лег в кровать,                     Шустро прыгает как зайчик.
Этот пальчик прикорнул,       Мы его сейчас уложим.
Этот пальчик уже уснул.                                    И уснем с тобою тоже.

        Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно  или с помощью взрослого.

          Пальчиковые кинезиологические игры  иначе  их называют «гимнастика мозга».  Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю вам проиграть вместе несколько кинезеологических игр:

1.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» «Кулак - ребро — ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

2.«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

3.   Нарисуй в воздухе одной рукой круг другой квадрат.

Переходим к следующему виду пальчиковых игр – это  игры с элементами самомассажа. Такие пальчиковые игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.  Используются традиционные для массажа движения – разминание,   растирание, надавливание, пощипывание. Например:

 - самомассаж ушных раковин;

 - массаж боковых поверхностей ладоней рук:  ребенок стучит ребром правой ладони по внутренней стороне левой   ладони   раз десять, затем меняет руки. Повторяет упражнение несколько  раз;                

 - самомассаж головы;

 - массаж с использованием различных предметов, например, с шишками;

                                     

                                    Упражнение с шишками:

                    «Мышцы рук мы укрепляем, шишки по рукам катаем.

                    Левой, правой, левой, правой - вот как весело играем»

 - массаж с использованием массажных мячиков (Су - Джок терапия).

Не менее интересен следующий вид – это пальчиковые игры с предметами. Такие игры  стимулируют работу некоторых зон головного мозга, речевых центров, развивают мышление, повышают эластичность мышц. Это игры с использованием: прищепок, палочек, бумаги, шестигранных карандашей, бусинок и орешков. Например, игра:

                        «Бусинки — горошки».

                      «Покатаю я в руках бусинки - горошки.

                      Быть послушными учу, пальчики, ладошки».

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).

                                               «Орех»

                    «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех

                    Научусь я два ореха  между пальцами держать

                   Это в школе мне поможет  буквы ровные писать»

         

              Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. 

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках и дома. На примере применения в музыкальном образовательном процессе пальчиковой игры с музыкальным сопровождением, я бы хотела представить вашему вниманию игру «Две сестрицы две руки». (под звуки музыки предлагаю повторить движения за мной)

И последний, на мой взгляд, самый  интересный  вид – это   пальчиковые игры на основе сказок. Здесь большим помощником будет пальчиковый и варежковый театр, а также театр теней. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает  ещё и эффект массажа фаланг пальцев руки.

Всем известно, что дети любят сказки. И любят их не только смотреть и слушать, но и показывать сами. Для организации пальчикового театра  сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги  (колпачки - куколки), из ткани, пряжи или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

         Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В заключение:

Я желаю всем построить дом,

Чтоб  окошко было в нем,                                                                                                      Чтоб у дома дверь была,

Рядом, чтоб росла сосна.

Чтоб вокруг забор стоял.

Пёс тот дворик охранял.

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок.

Солнце грело, дождик шёл.

Чтоб в саду тюльпан расцвёл.

Уважаемые участники мастер-класса, я надеюсь, что представленный мной материал будет полезен и сможет пригодиться вам в вашей работе.



Предварительный просмотр:

                                                                                             Деревянные ложки –

                                                                                     Постучите немножко.

Хочешь – пляску сыграй,

                                                                                  А хочешь – суп хлебай!

                                              Актуальность темы.

       2    Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос.3 Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников 4с их традициями, обычаями и верованиями. 5Ведь, приобщая детей к народному творчеству, 6мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям,7 которых так не хватает в наше неспокойное время.

        8 Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.9 Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:  музыкальная непосредственная образовательная деятельность,  театральная деятельность,  10 выступления на праздниках,  кружковая работа. В разных видах деятельности:  пение,  слушание музыки,  музыкально–ритмические движения.

           Наблюдения за детьми в детском саду  показывают, что способности к музыке проявляются не у всех. 11Применяя в непосредственно образовательной деятельности различные музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные ритмические задания с деревянными ложками. 12Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. 13На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

Воспитывая у детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание  играть на народных инструментах и стремление более полно развивать  уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки и организовать ансамбль ложкарей.14 Создание детского ансамбля дошкольников – очень сложное и трудоёмкое дело, но  нужное. Игра в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Игра в ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. В непосредственно образовательной деятельности знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором.

            15 Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и я использую в основном  лишь несколько приёмов игры. Но это те «кирпичики», из которых ребёнок с помощью наставника сможет построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти приёмы являются отличным материалом для музицирования  и  развития детей.

Приемы:

16- держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Этот простейший прием используется  в самом начале обучения игре на ложках; 

17- игра  двумя ложками, держа их в правой руке, между ними находится указательный палец. Выпуклыми сторонами черпаков ложки обращены друг к другу, черенки зажаты в ладони. 18Удары по ладони левой руки, по обеим ногам (в место чуть выше колена), 19по плечу и ладони, 20по ноге и ладони (находящейся над ногой);

21- положив одну ложку выпуклой стороной на левую ладонь (и создавая, таким образом, своеобразный резонатор), ударять по ней другой ложкой, получая более компактные, «округлые» звуки, напоминающие цоканье копыт;

- поочерёдно играть на своих ложках и на ложках соседа. Удары круговые, вертикальные, горизонтальные.

         22 Знакомство с деревянными ложками начинаем с 1младшей группы. Оно проводится с постепенным усложнением задания от занятия к занятию. 

Вначале стараюсь привлечь внимание детей обыгрыванием самой ложки.Затем знакомлю малышей со звучанием, и предлагаю ребятам повторить за мной несложный ритмический рисунок .23.Стараюсь создать у детей радостное настроение от общения с музыкой: так в гости к ребятам приходит петушок с корзинкой, в которой лежат ложки; приходят куклы, зайцы, котик, мишка и включаются в игры с детьми. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так  развивается чувство ритма.

    24   Во второй младшей группе знакомлю детей с деревянными ложками как ударным инструментом (объясняю, что  звук извлекаю ударом одной ложки о другую).

       В средней группе    уделяю   внимание положению рук и одновременным ритмичным хлопкам. После того, как дети усвоят ритмический рисунок песни в хлопках, этот же рисунок играют   на ложках. Знакомим детей с понятием долгий и короткий звук.  При сопоставлении долгих звуков – «прямые  удары»  и  коротких - «скользящие» отрабатывается координация совместных действий детей для игры в ансамбле.

          Со старшей группы дети не испытывают сложности игры в ансамбле. Проводим беседы об истории деревянных ложек, их разновидности, показываю слайды, видеоклипы, презентации детских ансамблей ложкарей.

       25.   В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках в ансамбле уделяется особое внимание. Встает вопрос, как детям влиться в мир звуков, не нарушив их гармонии, как научится слушать и слышать музыку, как откликаться на позитивно звучащий мир, как достигнуть совершенства в гармонии и ансамбле с миром звуков?

          Обучение детей игре на ложках ведется в комплексе, совместно со знакомством с композиторами, с анализом музыкального произведения.

26Создавая  ансамбль, ложкарей я  поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений.

2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре:

 - учить правилам поведения в работе ансамбля (дирижерский жест, посадка)  - учить ритмично, передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;

- учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других).

 3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей).

4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер).

5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.

Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Содержание и структура   непосредственно образовательной деятельности  строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.

27Критерии отбора детей:

Численный состав ансамбля ложкарей может быть до 20 человек.

Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:

- наличие чувства ритма;

- ладовое восприятие;

- творческие проявления в музицировании;

- хорошая координация и реакция в движениях;

- с условием, в ансамбле все должны быть правши;

 - желание детей и родителей.

       28.     Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья.  Преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки.

29. В работе используются следующие методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов;

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания);

• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);

• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).

        30Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на деревянных ложках в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейшего развития с русской народной музыкой, формирует интерес к познанию русского фольклора.

Систематическое, последовательное применение деревянных ложек в русском фольклоре вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческому развитию.

        31  Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 «Малыш» Зерноградского района

Использование деревянных ложек в русском фольклоре.

Создание ансамбля ложкарей                                                                          

           в детском саду.

                                                                                                       

     Составила: А.Н. Гуряшина,

                                                                                             музыкальный руководитель

                                                         2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

Мастер-класс «Пальчиковые игры в музыкальном развитии ребенка».

Цель: воспитание речевой и музыкально-двигательной активности детей на музыкальных занятияхЗадачи: 1.Развивать речевую активность.2. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, выразительность, памят...

Настольные игры по изучению правил дорожного движения, познавательное и речевое развитие, обучение грамоте (азбука по названиям марок автомобилей)

Настольные игры, сделанные самими педагогами, для изучения грамоты (азбука составлена по маркам автомобилей), познавательного и речевого развития, ознакомления со знаками дорожного движения...

Мастер -класс "Пальчиковые игры в музыкальном развитии ребёнка"

Играть с пальчиками полезно и важно на протяжении всего дошкольного возраста. В мастер - классе я делюсь опытом использования пальчиковых игр с музыкальными руководителями....

«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

      Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют   важную роль в общем развитии ребёнка. В Федераль...