Музыкальная викторина по пьесам композитора С.С.Прокофьева. Интегрированное занятие в подготовительной группе.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Колчина  Людмила Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная  викторина  по пьесам С.С. Прокофьева.

     Подготовительная группа

Цель: Расширять  знания детей о произведениях композитора С.С.Прокофьева.

Задачи: 1. Определять жанр и характер пьес по музыкальным  фрагментам, передавать    

                  характер музыки в  движениях.

              2.Познакомить детей с новой пьесой - «Дождь и радуга ».

              3.Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное      

                 состояние природы и передать в музыке определённые настроения, созвучные

                 этим картинам природы.

  1.               4.Воспитывать в детях чувство прекрасного, умение слышать красоту музыки и            

                 поэтического слова.

              5.Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки    

                 пьесы «Вальс».

              6.Передавать в рисунках различный характер частей пьес.

Предватительная работа: в течение нескольких  занятий  ознакомились с 7-ю проиведениями  композитора С.С.Прокофьева. С одной парой  разучили  движения  к танцу «Гавот». С одним ребёнком выучили стихотворение  к пьесе «Ходит месяц над лугами»,  и со всеми детьми  стихотворение к пьесе «Дождь и радуга».

Ход занятия: ( музыкальный руководитель) - Дорогие дети, сегодня мы с вами  вновь встретимся с доброй, волшебной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Мы проведём викторину, т. е. Соревнование  в заниях его произведений. Я буду играть пьесы, а вы вспоминать их. За каждый правильный ответ будете получать карточку (показываю).

Итак, 1-е задание: узнать пьесу по  вступлению.

                                     (играю вступление к пьесе « Марш » )

Кто вспомнил название пьесы по вступлению? (ответы детей).

Верно, это марш, ты первый узнал, получай карточку.

2-е задание: вспоминаем, сколько частей в марше и выложим их на фланеллеграфе полосками разного цвета. Слушаем весь марш полностью.

                                    ( играю весь марш  до конца)

Кто желает обозначить части марша? ( ребёнок выкладывает 3 полоски разного цвета ).

Почему  полоски разного цвета? (ответ), верно, потому что 3 части марша звучат не одинаково, получай карточку.

Слушаем следующую пьесу С. Прокофьева и выбираем к ней нужную иллюстрацию.

                                   ( играю « Утро » )

Выходи, Аня, выбери нужную иллюстрацию. Ребята, правильно Аня выбрала? Как же называется эта пьеса? Да, «Утро».

                                             « Утро сияет лучистое, в пышном уборе своём

                                                Солнце встаёт золотистое там за зелёным  холмом »

                                           ( отдаю карточку Ане)

Сейчас я вам прочту 2 стихотворения. Какое из них подойдёт к следующей пьесе.

  1. Возле речки наша Таня, рядом с ней братишка Ваня

   Солнце яркое светило, им  веснушки подарило.

2. Всё болтает без умолку  в  её речи мало толку

   Надоело её слушать затыкать спешите уши.

 Я сыграю вам музыкальный  фрагмент, чтобы  напомнить пьесу С.С. Прокофьева.

                                         ( играю отрывок пьесы «Болтунья» )

Кто вспомнил название пьесы?  Какое стихотворение подойдёт к ней? (ответы детей)

Конечно, 2-е стихотворение подойдёт к пьесе «Болтунья». ( отдаю карточки )

А какие танцы  С.С. Прокофьева мы уже слушали? ( ответы - даю карточки ).

Правильно, 3 танца  вы  знаете, тогда отгадывайте их по звучанию.

                                         (Играю «Польку» )

Как называется  этот танец? Да, полька ( карточка). А как, какими движениями её танцуют? Правильно, подскоками (даю карточку), давайте поучим танцевать польку вот этих игрушек.

  1. ( проводится музыкально - дидактическая игра на развитие ритма «Учитесь танцевать»; описание: играю польку ещё раз, а 3-4 детей мелкими  игрушками  на  столе отстукивают ритм).

Слушаем следующий танец  (играю «Гавот» ). Как он называется? Да, гавот (даю карточку)

Этот старинный французский танец исполняли на балах дамы  и кавалеры, в парах, чинно, торжественно, грациозно.Посмотрите его в исполнении...( имена детей - 1 пара.)

                       

                    Индивидуальный танец «Гавот».

Слушаем  дальше. ( играю « Вальс »).Что звучит теперь? ( ответы )

Да, это вальс, (даю карточку)-«однообразный и безумный как вихорь жизни молодой

                                                     кружится  вальса вихорь шумный, чета мелькает за                                                

                                                     четой».

Как звучит вальс? (ответы ). Да, спокойно, нежно  (даю карточки ). Какие детские музыкальные инструменты можно добаваить к пианино, чтобы  у нас с вами  получился оркестр? ( помогаю, если нужно, что вальс нежно звучит, значит нужно взять нежный звук треугольника или колокольчика, и никак уж не погремушку.)Добавим деревянные молоточки.

                                              Оркестр: «Вальс»

                                         ( на  раз - треугольник, на  2-3 -деревянные молоточки )

И последнюю пьесу узнаём  по музыкальному  фрагменту.

                              ( играю начало пьесы « Ходит месяц над лугами » )

Как называется пьеса? Верно ( даю карточку ). Кто помнит стихотворение к этой музыке?

Ребёнок:  «Ходит месяц над лугами и поёт гармошка

                Нам с подружкой погулять хочется немножко ». ( даю карточку ).

Да, под такую светлую, волшебную, мечтательную музыку можно водить хоровод тихим вечером, выходите в круг.  ( ставлю в середину берёзку с зелёными  листьями )

                 ( Играю всю пьесу «Ходит месяц над лугами » - дети водят хоровод.)

Садитесь, подведём  итог нашей музыкальной викторины, посчитаем, у  кого больше всех карточек? Кто хорошо запомнил  детские пьесы С.С. Прокофьева?  ( считаем ).

Маша выиграла, похлопайте ей, она пройдёт круг почёта ( Маша идёт под торжественную музыку по залу ).

А сейчас ребята мы с вами поедем в гости к лету, хотите? Ведь только летом после дождя можно увидеть в небе  радугу.  Представьте себе, что мы садимся в автобус  и едем  на природу, к лесной полянке. Поехали, притопывайте ногами. (играю пьесу « Автобус » -  Иорданского ).

Приехали... « Нас музыка  в чащу  лесную зовёт, а вдруг из той тучи дождик пойдёт?»

Присаживайтесь на полянке и послушайте, что я сейчас сыграю.

                               ( играю пьесу « Дождь и радуга » ).

Я вам сыграла новую пьесу  С.С.Прокофьева  « Дождь и радуга ». Очень интересно в ней отображаются  явления природы - капельки дождя , раскаты грома. Послушайте, (играю ), в начале пьесы слышно, как гремит гром, небо нахмурилось, музыка звучит тревожно, таинственно (1- 4 такты). Потом закапал дождь,но это ненадолго, вот  небо светлеет  (5-8 такт), и показалась красавица - радуга.Она раскинулась огромной разноцветной дугой и красуется в небе, и мелодия здесь уже широкая, привольная ( 9-16 такты ). Листья деревьев стряхивают с себя последние капельки дождя, а хмурые облака уплывают прочь (17 - 20 такты ). А вот и солнышко показалось, засияло, пригрело, музыка звучит высоко,

лучисто, ласково (21-22такты ).

Можно нарисовать радугу, кто желает? ( выходит ребёнок , рисует )

Пока Таня рисует, мы с вами  можем  вспомнить  знакомое стихотворение о радуге, все вместе:    « Ой-ты, радуга-дуга, под тобой  лежат  луга.

                   В небе ты повисла, словно коромысло.

                   Я  красивую такую в пол - минуты нарисую.»

Посмотрите, какая  красивая  радуга  получилась!  (подходит, рассматривает; в это время воспитатель ставит декорации - плоскостной дом из фанеры. В зал входит Сказочница, присаживается  внутри  домика ).

Пойдёмте погуляем  по лесу  ( дети  подходят к музыкальному  руководителю , немножко прогуливаются,  останавливаются).

А чей это домик стоит? Кто там живёт? Давайте постучим ( стучат, выходит Сказочница )

Сказочница: кто это в гости ко мне пожаловал?... Это вы, ребятки, здравствуйте! Как я рада вас видеть! А меня - то  вы узнали? Я - Сказочница, живу в лесу, много вижу и знаю из лесной жизни , и сказки сочиняю. Хотите послушать? Тогда присядем.

 ( на  фоне  пьесы « Сказочка »  звучит небольшая сказка ( на своё усмотрение )

Сказочица: тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Музыкальный руководитель: Спасибо  тебе  бабушка - сказочница. Нам пора в детский сад возвращаться,  а так хочется ещё сказку послушать! Ты  приезжай  к нам  в гости!

Сказочница: спасибо  за  приглашение, обязательно  приеду  я  много  сказок  знаю... До  свидания. ( уходит в свой  домик ).

Дети: до свидания.

Музыкальный  руководитель: ребята, каким голосом - громким  или  тихим  Сказочница  рассказывала  сказку? (ответ детей ). Да, тихим, потому  что пьеса С.С.Прокофьева «Сказочка»  звучит тихо, неторопливо, загадочно. А теперь садитесь в автобус, возвращаемся  в детский сад . Поехали ( « едем » под музыку  Иорданского  «Автобус» ).

Вот и закончилось наше музыкальное путешествие по страницам  произведений С.С.Прокофьева. Молодцы, что вы их не забываете, я вижу, что вы любите и знаете  музыку С.С.Прокофьева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе Тема: Викторина «Самый, умный»

Цель. Показать и закрепить полученные и усвоенные знания в течение учебного года.Задачи. Образовательные.Ø  Обобщить и закрепить знания детей о птицах, выявить экологические знания дет...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Осенняя викторина"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, трудовая, двигательная.Цели: Закрепить знания детей о приметах осени. Формировать ум...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины

Цель: Уточнение  и закрепление полученных знаний, которые дети получили  в течение учебного года....

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины

Цель: Уточнение  и закрепление полученных знаний, которые дети получили  в течение учебного года...

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины: «Что? Где? Когда?»

Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания. Формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его. Расширять кругозор детей. развитие познавательног...

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе на основе интеллектуальной – игры викторины: «УНИКУМЫ»

Обобщить, систематизировать, закрепить знания. Формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его. Расширять кругозор детей, развивать  познавательный интерес,...