Опыт работы
методическая разработка по музыке на тему

 

Описание опыта работы музыкального

руководителя

РОМАНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                  

Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

               

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 23 «СНЕГИРЁК» ГОРОДА КЛИНЦЫ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Описание опыта работы музыкального

руководителя

РОМАНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.

        

        

Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

        

г.Клинцы

2014

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,

        воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Я - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 23 «Снегирёк» города  Клинцы Брянской области, Романова Екатерина Александровна, хочу поделиться опытом своей работы с детьми. Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые.... Но все они похожи на маленькие зернышки. Мне так хочется, чтобы ВСЕ эти зерна превратились в прекрасные растения! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется в различных видах (Приложение 1). Это позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием их эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием и воспитанием воли;
  • развитием памяти, воображения, речи (монолога и диалога);
  • созданием     положительного     эмоционального     настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, участие в праздниках и развлечениях раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к  культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольник отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом (Приложение 2).

Изучив огромное количество литературы по данной теме (Приложение 6), я убедилась, что отечественной наукой накоплен определенный опыт, который коснулся отдельных аспектов обучения и развития детей в детском саду и семье.

Однако существуют и определенные проблемы:

•        в Программах воспитания и обучения детей в детском саду до 2008 года организация досуга детей рассматривалась в разделе музыкального воспитания, где ему придавалось второстепенное значение. Это снижало качество содержания развлечений и не способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям для использования свободного времени в социально значимых целях. Одновременно в научных трудах не было разработано понятие «культурно-досуговая деятельность» детей в детском саду, не рассматривалась эта деятельность в качестве основного фактора «врастания» ребенка в культуру, не изучались культурные потребности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте при организации культурно-досуговой деятельности.

  • ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;
  • не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;
  • не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;
  • наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей;
  • специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы воспитания основ культуры ребенка и организации в свободное время детей в дошкольных образовательных учреждениях культурно-досуговой деятельности, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и эстетических проблем детства.

Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.

Считаю, что организация культурно-досуговой деятельности должна строиться на интегративности ее видов и культурных потребностях детей, что обеспечит успешную адаптацию к современной жизни и активную позицию в продуктивной культурной деятельности (Приложение 3).

Составляющие культурно-досуговой деятельности

Игровая

деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательная деятельность

Художественно-творческая деятельность

      Цель моей работы - сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

     Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

Для достижения поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
  2. Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.
  3. Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
  4. Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию.
  5. Создать  условия  для  обогащения  педагогического  опыта  воспитателей  и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: "Как рассказывать детям о музыке?" Д.Кабалевского, "Эстетическое воспитание в семье" Л.Михеевой, "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н.Ветлугиной, А.Кенаман; инновационные программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой, "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, "Танцевальная мозаика" С.Слуцкой, "Цветные ладошки" И.Лыковой, статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Карусель", "Музыкальная жизнь" (Приложение 6).

        При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой),  логоритмические комплексы, программу "Здравствуй!" М.Л.Лазарева. Сценарии составляем вместе с воспитателями (Приложение 4). В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т.д.).

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл "Муха Цокотуха", музыкальная сказка "Царевна Лягушка", экологических ("День Земли"), фольклорных ("Масленица"), спортивных ("Весёлая полянка", «По следам зимы»), валеологических праздников ("Осеннее путешествие"), театрализованных постановок с участием детей и их родителей ("В мире сказок"). Дети активно участвуют в развлечениях "День игрушек", "День рождения" и т.д.

         Изучив программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», составила свой план работы для танцевального кружка «Веселинка». Данная программа направлена на общее гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей дошкольного возраста. В программе «Танцевальное ассорти» предполагается максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности        воспитательно-образовательного        процесса:

музыка+коммуникация+здоровье+социализация+познание+художественное творчество (Приложение 3).

В результате работы с детьми по данным программам, культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия».

С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах (Приложение 4).

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, «цирковую штангу» сделали из пенопласта, изолировали сыпучие края широким скотчем и покрыли акриловой аэрозольной краской. А для драматизации сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» мы изготовили корову, кошелёк из поролона. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается. Поролон незаменим для шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин и т.п.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе к подготовке и проведению этого вида деятельности. Интеграция - один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому» (Приложение 3).

Приложение к опыту работы по теме

«Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».

        

Приложение 1

Виды культурно-досуговой
деятельности в дошкольном учреждении

        

        

Приложение 2

Формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе музыкального развития.

Приложение 3

Интегрированный подход к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия в соответствии с ФГТ

Приложение 4

Этапы подготовки и проведения различных форм культурно-досуговой

деятельности

Приложение 5

Структура организации культурно-досуговой деятельности.

Работа со специалистами и воспитателями ДОУ

Работа с родителями

Работа с детьми

Приложение 6

Литература.

  1. - Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. Детская психология. М., 1984. С. 258-259.
  2. - Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
  3. - Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М., 2006. С. 285.
  4. - Козлова А. С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
  5. - Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
  6. - Дубровина К.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
  7. - Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
  8. - Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
  9. - Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1999.
  1. -Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
  2. - Козлова А.С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998.
  3. - Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  4. - Ядов В.А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. М., 2006.
  5. - Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т.4. Детская психология. М., 1984.
  6. - Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  7. - Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.

17 - Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.

  1. - Жаркова Л.С, Жарков АД., Чижиков В.И. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования. М, 1994.
  2. - Белоусова Л.Е. Добрые досуги. СПб., 2003.

  1. - Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  2. - Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  3. - Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  1. - Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
  2. - Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.
  1. - Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
  2. - Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. М., 2003.
  3. - Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.

28        - Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического
воспитания. Красота. Радость. Творчество. М., 2002.

  1. - Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004.
  2. - Воловик А. Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М., 1998.
  3. - Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
  4. - Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. М., 1984.
  5. - Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
  6. - Виноградова Н.Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.
  7. - Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М., 1997.
  8. - Зацепина М.Б. Основы формирования общей культуры ребенка. М., 2004.
  9. - Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ «Сфера», 2005
  1. - Н.В.Зарецкая. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004
  2. - Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. Ярославль, «Академия развития», М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...