Методы музыкального воспитания в детском саду
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Столярова Яна Вячеславовна

Методы музыкального воспитания .  Метод убеждения средствами музыки.  Какое должно быть исполнение музыки  по содержанию и т.д. Метод приучения, упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_muzykalnogo_vospitaniya.docx16.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы музыкального воспитания

    Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия  взрослого и ребенка. В этом сложном  педагогическом процессе ведущая роль отводиться взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка,  организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.  Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно  должны меняться и методы воспитания.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т.д. Точную классификацию методов  дать трудно. Поэтому остановимся на : а)убеждение, б) приучение, упражнения.

Метод убеждения  средствами музыки.

Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае- непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения.

Чтобы исполнение было выразительным , искренним и доступным, надо хорошо знать произведение , продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет  предварительно ознакомление в процессе многократного проигрывания. Композитор Б.В. Асафьев говорил: «Услышать её (музыку)- это уже понять. Осмысленное исполнение  оказывает  на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащая впечатлениями.  Сравните например звучание  веселой оживленной русской народной мелодии « Ах, вы, сени» и легкую изящную пьесу « Мотылек» С Майкапара.

  Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка,  что такое хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танеце и т.д. Известно , эстетические переживания  составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому надо убеждать не только  непосредственными воздействиями музыки, но и организацией целенаправленного  внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Музыка- «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение  и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Следует иметь в виду, что каждый понимает музыку по-своему. Слушая , например, пьесу П.Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще  её названия, а воспринимая лишь спокойный , светлый характер, дети, даже имеющие одинаковую подготовку , будут переживать и мыслить по –разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная».  У третьих появиться  приятное переживание, которое ассоциируется с жизненными явлениями. Музыкальный руководитель должен словесным пояснением вызывать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание  детей  на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Музыкальный руководитель поощряет правильные реакции на музыка.

Таким образом, метод убеждения способствует развитию  добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимая исполняемых музыкальных  произведений.

Метод приучения, упражнения.

Чтобы развивать эстетическое отношение к музыке , вызывать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные способности звучания, своеобразия ритма. Эта работа должна вестись из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Приучая детей эстетически относиться к музыке, музыкальный руководитель проявляет много усилий на каждом занятии, терпение и настойчивость. И если ребенок возьмет «свою скрипу» в руки, это значит, что музыкальный руководитель ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым,  творчески активным человеком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в детском саду "Солнечные лучики"

Данное занятие соответствует современным подходам к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте реализации ФГТ и новых примерных программ дошкольного образования....

Значение музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду...

Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».

laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...