Гендерное воспитание дошкольников
статья

Коваленко Елена Ивановна

    Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении решает очень важные задачи по социализации детей. Педагог активно продолжает начатую родителями традицию формирования разного типа поведения у мальчиков и девочек, исходя из утвердившихся гендерных стереотипов, укоренившихся твёрдых представлений о том, каким должно быть мужское и женское поведение.

       Проблема в том, что, с одной стороны, современное общество требует от человека гибкости в поведении, умения быстро приспособиться к ситуации, быть толерантным, демократичным, а гендерные стереотипы мешают людям быть таковыми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

                                    воспитателей по теме:

«Гендерное воспитание дошкольников

в процессе занятий музыкальной деятельностью».

Муз.руководитель

МКДОУ № 23 «Золотой петушок»

Коваленко Е.И.

г.Железногорск

февраль 2014г

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях.

Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков ведь именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание ( Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

В процессе обучения важно ещё учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.(модели, схемы)

        На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности, наиболее продуктивна и ярко выражена работа по гендерному воспитанию при разучивании танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т.д.), обыгрывании песен и стихотворений, драматизации сказок, в подготовке и проведении праздников, развлечений.

        Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера  в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость).

Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах), требующими к себе внимание.

        В развитии характерных мужеских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка,  художественное слово,  элементы мужских и женских костюмов.

        С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах приучаю к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

        Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Например, танец «Приглашение», р.н.м., обр. М.Раухвергер; «Дружные пары», «Полька» И.Штраус; «К нам гости пришли», муз. А.Александрова. Их привлекают знакомые нам с детства русские народные игры: «Кто у нас хороший?», р.н.п.; «Гори – гори ясно», р.н.п.; «Ворон», р.н.п.. «Яша и Маша», игра, где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек. Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных  по считалочке детей, становятся в середину круга. Мальчик - "Яша", девочка - "Маша". Им завязывают глаза. "Яша" и "Маша" поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем "Яша" начинает искать "Машу". С этой целью он спрашивает: "Маша, где ты?" "Маша", бегая по кругу, отвечает: "Я здесь!" (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если "Яша" поймает (осалит) "Машу", затем, выбираются новые водящие.

         В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрых, нежных отношения друг к другу. Хороводная игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности.

        Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Объединение девочек в инсценирование песен, сказок основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к содержанию игр, сказок, песен.

Для мальчиков старшего возраста, все патриотические праздники  «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Независимости», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями, являются  важными, опорными моментами их мужского воспитания.

         Для девочек – «День Матери», «Международный  женский день», «Святки», где девочки учатся воспринимать  внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки  взаимного внимания, и т.д.  При проведении этих праздников ребята показывают все свои умения, приобретенные знания и навыки внимательного  отношения друг к другу.

        Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, воспитываю у мальчиков мужское, а у  девочек женское начало. Соответственно подобранные танцевальные композиции, песенный репертуар,  решают  задачи эстетического и духовного развития.

Неоценима роль  родителей в воспитании мальчиков и девочек. Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость и т.д. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии. Программу детских праздников, развлечений, оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.

 Родители и педагоги стремятся развить у детей, прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности  и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.

        Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу - моделью поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...

"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"

Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...

методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

"Гендерное воспитание дошкольников".

Консультация для родителей....

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...