В царстве грустных и весёлых мелодий
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Каданцева Татьяна Александровна

Цель: Обогащение эмоциональных впечатлений детей старшего дошкольного возраста выразительными средствами музыки.

Программное содержание:

Ø Формирование  представлений у детей старшего дошкольного возраста о понятиях «мажор» и «минор».

Ø Создание условий для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с  музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

Ø Формирование умения детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.

Ø Развитие эмоциональной реакции у детей на контрастную выразительность мажора и минора.

Ø Воспитание внимания детей к различным интонациям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_tsarstve_grustnykh_i_vesyolykh_melodiy.docx492.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(раздел «Музыкально-художественная деятельность»)

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: В царстве грустных и весёлых мелодий

Цель: Обогащение эмоциональных впечатлений детей старшего дошкольного возраста выразительными средствами музыки.

Программное содержание:

  • Формирование  представлений у детей старшего дошкольного возраста о понятиях «мажор» и «минор».
  • Создание условий для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с  музыкальными понятиями «мажор» и «минор».
  • Формирование умения детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе.
  • Развитие эмоциональной реакции у детей на контрастную выразительность мажора и минора.
  • Воспитание внимания детей к различным интонациям музыки.

Материал и оборудование.  

Пособие «Контрабас чудес», куклы, выражающие настроение грусти и радости, репродукции картин контрастного эмоционального содержания.

Методы и приемы:

Словесный метод (беседа; объяснение, разъяснение.) – вопросы к детям, использование художественного слова

Наглядный метод (наблюдение) – выразительное исполнение музыкальных произведений педагогом; выразительный показ музыкально-ритмического рисунка распевки.

Игровой метод – загадывание и отгадывание музыкальных загадок, введение элементов соревнования.

Планируемый результат: проявление интереса к музыке, музыкальной отзывчивости на нее; развиты навыки пения и музыкально-ритмические движения под музыку.

Ход деятельности:

Приветствие:

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Солнце поднимается,

Сердце согревается,

Просыпается земля

Вместе с ней и я.

Педагог: Ребята, сегодня я вас хочу пригласить отправиться в сказку, но попасть туда могут только дружные дети. Вы такие? Ну, тогда в путь!          

Нам поможет весёлая  приветственная распевка «В нашей группе все друзья!». 

Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит»

Дети отгадывают музыкальные инструменты, прослушав их звучание (в записи): колокольчики. скрипка, флейта, барабаны.

-Давайте вспомним, на какие 3 группы мы можем разделить музыкальные инструменты? (духовые, струнные, ударные).

Музыкально-дидактическая игра «Чей кружок быстрее соберётся?»
Дети берут картинки с изображением инструментов и делятся на три группы - струнные, ударные и духовые. Выполняется самопроверка в кругах.

Инструменты какой группы перед вами? (на фланелеграфе расположены карточки с изображением струнных инструментов). Самый большой из них - контрабас. Хотите услышать его звучание? (запись).C:\Users\андрей\Pictures\выставки конкурсы\конкурс учебных пособий\DSC04879.JPG

Музыкальный руководитель показывает детям  контрабас с плотно закрытой крышкой.

- Этот необыкновенный инструмент подарила нам королева Музыка. Открыть его не просто. Ключиком к этому инструменту могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно – контрабас откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо.

        Трудно спеть песню без подготовки. Голос нужно настроить.

        Даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты.  Сегодня нам поможет знакомая распевка.

Дети распеваются, используя распевку «Ехали по реке козлики в челноке...».

- Ключики – голоса готовы? Тогда попробуем открыть волшебный контрабас.

Крышка волшебного сундучка  открывается. Педагог достает  куклу с грустными глазами.

- Какая красивая кукла. Но почему у неё такие печальные глаза?

Кукла Минор (ребенок): 

Меня зовут синьор Минор.

Я вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам.

Давайте вместе погрустим –

О чем – не знаю сам.

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомые произведения печального характера («Болезнь куклы», «Старинная французская песенка» П. Чайковского).

- Вы назвали мои любимые произведения. Минор любит  их слушать.

- Тогда послушай, вместе с ребятами, печальную грустную музыку.

Исполняется песня «Болезнь куклы» П. Чайковского

Минор: Как грустно, хочется плакать. Ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)

Дидактическое упражнение «Поймай слово». Педагог называет прилагательные, характеризующие музыку, а дети хлопают в ладоши, ловят слово, которое даёт верное определение.

- Раз тебя  зовут Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, вы знаете такие песни? Давайте споем синьору Минору спокойную, медленную песню про  перепёлочку.

Исполняется песня  «Перепёлочка»

Минор: Спасибо вам, мои друзья. Я счастлив был услышать такую выразительную, проникновенную, задушевную музыку. Я так расчувствовался.

- Синьор Минор, наши дети знают не только грустные песни, но, и веселые.

Минор: Друзья, вы меня удивляете! Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их услышать.

- Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца? (Педагог достает яркую веселую куклу)

Кукла Мажор: (другой ребёнок)   

Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

Я лучший друг ребят.

С собой когда я прихожу

Улыбку, шутки, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждет тебя успех.

Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

То ждет тебя успех.

- Невероятно! Какие яркие краски у вас в зале! Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!

А какие песни ты любит, синьор Мажор? (Конечно же, мажорные – яркие, энергичные, радостные).

Вы знаете такие песни? (Ответ)

Дети исполняют песню « Песенка-  чудесенка»

- Синьор мажор! Я думала, что ты не любишь сидеть на месте?

Мажор: Конечно! Я всегда в движении!

- Тогда тебе будет интересно подвигаться весте с нами.

Исполняется «Веселый танец с деревянными ложками»

(русская народная мелодия)

Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!

Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

- Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными. Как вы думаете, можно ли назвать живописные работы мажорными или минорными? Те из вас, кому близка минорная музыка, найдут картинку с минорным настроением и подойдут к  этой печальной кукле. Те, кто больше любит веселую музыку, выберут картинку мажорную и подойдут к синьору Мажору.

Дети под музыку выбирают репродукции.

Игра «Шёл король по лесу»

(предлагаем детям считалкой выбрать водящего - Короля)

Итог:

- Мне очень понравилось наше путешествие в царство весёлых и грустных мелодий, а вам?

- А как называют самый большой инструмент из группы струнно - смычковых?

- Как звали Королей, правящих в этих королевствах?

- А какие песни любит сеньор Минор? А Мажор?

C:\Users\андрей\Pictures\выставки конкурсы\конкурс учебных пособий\DSC04877.JPG

Заключительная попевка «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в ДОУ. Музыкальное занятие"Грустная тучка"

Музыкальное занятие для младших дошкольников. "Грустная тучка" с использованием презентации. Анимация сделана мной в программе Gif -аниматор 5....

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Рисование.Почему матрёшка грустная?""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Рисование.Почему матрёшка грустная?"" из цикла интегрированных  занятий....

Наглядное пособие "Весёлые и грустные нотки"

Наглядное пособие  "Весёлые и грустные нотки" поможет интересно закончить музыкальное занятие. Предложите детям оценить занятие. "Какую песню тебе хочется спеть после нашей встречи: весёлую или г...

Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества для детей старшей группы «Весёлые военные учения в Тридевятом царстве»

Цели:• сохранять и укреплять здоровье дошкольников;• углублять чувство любви к Родине, гордости за родное Отечество.Задачи:• воспитывать у детей чувство уважения к Российской армии, люб...

Квест – игра по познавательному развитию во 2 младшей группе «В царстве весёлых чисел и фигур»

Квест – игра во второй младшей группе«В царстве веселых чисел и фигур». 1. Цель занятия: закрепление пройденных математических представлений у детей II младшей группы.2. За...

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в царство грустной Тучки"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы...