Музыкально - ритмическое развитие детей раннего возраста.
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Дакина Елена Викторовна

Методические разработки по развитию восприятия музыки у детей раннего возраста представленны в виде карточек с играми, НОД, развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz-ritm.razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx35.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            « Музыкально – ритмическое развитие детей раннего возраста».

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка. Известный отечественный психолог Б.М.Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии…И развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности».

        Нас окружает много разных   звуков! Мы слышим  речь, природу, музыку и всевозможные шумы.   На момент рождения у детей сформированы все органы чувств.  Но почему же, когда они вырастают, то одни - хорошо и выразительно говорят, а  другие говорят монотонно и неэмоционально;  одни умеют петь, а другие- нет.; одни красиво и ритмично двигаются, а другие – скованно и угловато, одни- неисправимые фантазеры, а другие без помощи взрослого не могут  ничего придумать,  для одних  мир полон гармоничных звуков и  музыка доставляет радость, а для других  музыка всего лишь звуковые сигналы, действующие на слух. Ответ прост:  в раннем возрасте родители забыли о развитии музыкально- ритмического восприятия, когда интенсивно развиваются сенсорные  системы - зрение, слух, тактильная чувствительность. А ведь наверняка, каждая мама замечала реакцию своего малыша на музыку: улыбка, замирание, сосредоточение и поиск источника звука, ритмичные подрагивания  ручек или ножек.  И музыка не только   мощнейший стимул эмоционального общения, она важная составляющая психического и интеллектуального развития малыша. Почему?

 Во - первых, известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он лишается общения с людьми, то после 3 летнего возраста, ему трудно научиться говорить. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помочью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Поэтому музыкальный язык  тоже должен усваиваться человеком в раннем детстве. Каждый знает, что с возрастом большую роль начинает играть зрительное восприятие и на слух обращается меньше внимания. И что же происходит?  Малыши вырастают и становятся безразличны к этому морю звуков, которое нас окружает.  У них слабо развито слуховое внимание,  слуховая память,  они  не музыкальны, как правило, отсутствует чувство ритма. Такие дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого радость. Недостаточно развита как общая, так и мелкая моторика.

Во - вторых, как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, правое - за эстетику. А что же объединяет работу двух полушарий? РИТМ! Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу ощутить свое тело и даже правильно и ровно дышать. В дальнейшем от чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Но вне МУЗЫКИ  чувство ритма не может  ни пробудиться, ни развиться.

 Поэтому помните:

- Очень  важно развивать музыкально- ритмическое восприятие в раннем возрасте потому что, чем  меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучанию окружающего мира. –-- Основным стимулом для  развития музыкально- ритмического восприятия ребенка является человеческий голос, поэтому не только разговаривайте с ним, но и пойте колыбельные, укачивая малыша на руках или песенки, сопровождающие игру и ваше с ним , общение.

- Музыка должна быть тихой, спокойной и мелодичной.  Классическую музыку  необходимо подбирать со звучанием высокочастотных инструментов ( скрипка, виолончель) . Начинайте прослушивания с 1 минуты.

-При подборе электронных  музыкальных игрушек помните, что звук не должен быть механическим, скрипучим, резким и ритмически не выраженным.

-Важно не только показывать, но и научить малыша музыкально- ритмическим играм с погремушкой, барабанчиком, дудочкой, металлофоном.  - Играйте с малышом, ведь игры важнее игрушек, игра – это великий учитель всех детей. Именно в игре они познают мир, узнают новое и неизведанное.

        Работая по «Программе от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, я обратила внимания, как четко расписаны все возрастные возможности ребенка, к которым надо стремиться, чтобы развить полноценную личность.

   Направлениями работы по программе являются:

  1. Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов
    2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки
    3. Развитие речи в процессе пения-подпевания
    4. Развитие музыкально-слуховых представлений
    5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики
    6. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами)
    7. Пальчиковая гимнастика.

      8. Логоритмические игры
     9. Игры – потешки.

10. Игры с предметами
11. Игры – массаж
12. Игры с подражательными, имитационными движениями
13. Игровая гимнастика
14. Хороводные игры и танцы под пение взрослого
15. Ритмические игры с музыкальными  инструментами и игрушками
16. Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы)

                  (П. И. Чайковский «Детский Альбом»)

Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 2-х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

«Догони мяч», «Передай мяч», «Маленькие и большие». Прослушать и разыграть «Потешку», поиграть пальчиками.

Создавать радостное настроение при пении, движениях и игровых действий под музыку. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приемов: жестом, мимикой, подпеванием, движением. Начинать развивать музыкальную память, помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментах (дудочка, барабан, флейта).

                     Приложение1. Приложение 2.

В возрасте от 2 -3 лет продолжается воспитание интереса к музыке, желание слушать спокойные и бодрые песни, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно. 

         Основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучание различных детских музыкальных инструментов и игрушек. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов  воспитания. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием.

         Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, зарядка, умывание, настрой на занятия, физкультминутки, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.

                       Приложение 3.

Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия родителей. Музыкальный руководитель, создавая папки – передвижки в группах, проводя консультации, выступая на родительских собраниях, помогает родителям в развитии их ребенка.  Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни. 

                Приложение 4.

           

Приложение 1.

Для музыкального развития детей подобраны музыкальные игры и упражнения, которые предполагают активное взаимодействие взрослого с ребенком, ребенка с игрушкой или предметом, например с погремушкой.

Эти игры способствуют знакомству детей с новой для них деятельностью и направлены на развитие музыкальной активности: слушания, подражания, выполнения движений в соответствии с мелодией музыки или песней

                         КАРТОЧКА "Упражнение с погремушкой"

          1 г. 3 мес. - 1 г. 5 мес. 
Цель: побуждать детей к выполнению ритмичных движений под музыку. Оборудование: погремушки по количеству детей.

Музыкальный репертуар: "Ой, на горе-то", русская народная песня, обр. М. Раухвергера. 

Содержание:

внесите коробку с погремушками;

предложите детям взять погремушки и потанцевать с ними;

выполняйте движения, ударяя погремушкой о ладонь и подпевая: 
По ладошке стук да стук, 
Вот какой веселый звук. 
Что же это за игрушки? 
Это наши погремушки;

под вторую часть музыки предложите детям покружиться. 

Усложнение

       1 г. 6 мес. - 2 г. - предложите детям постучать погремушкой по коленке: 
По коленочке стучим, 
Громко-громко говорим: 
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, 
Погремушка, ты наш друг.

             2-3 г. - предложите детям исполнить танец целиком, добавьте припев с кружением: 
Мы покружимся сейчас, 
Вот какой веселый пляс!

Музыкальные занятия для детей с 1 года до 1,5 лет 
Занятие на интонационную выразительность речи 
Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про гуся. 
Оборудование (материал): игрушка – белый гусь. 
 Ход занятия 
1. Педагог (или родитель) предлагает ребенку игрушку и называет ее: "Это гусь". 
2. Взрослый выразительно читает потешку: 
Гусь, гусь, белый гусь! Нашу деточку не кусь! 
Иди на лужок, Там ждет Ваня-пастушок.
 
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку. 
               
Усложнение 
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем гуся: "Тега, тега, тега!" (приближает гуся к ребенку) А как гусь разговаривает? Он говорит "Га-га-га". Взрослый предлагает детям песенку "Гуси, гуси", муз. народная. 
Стихи про гуся: 
Ой, глядите – это гусь! 
А тебя я не боюсь! 
Ну, лети-ка ты домой, 
И не стой передо мной! 
Гусь, гусь, сердитый гусь! 
Ты смотри, ребят не кусь! 
В ванне мы с тобой вдвоем 
И играем, и поем.
 
Взрослый показывает, как гусь ходит, летает, плавает. 
         
Занятие на интонационную выразительность речи 
Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про петушка. 
Оборудование (материал): игрушка – петушок. 
             Ход занятия 
1. Педагог (или родитель) показывает ребенку игрушку и называет ее: "Это петушок!" 
2. Взрослый выразительно читает потешку: 
Посмотрите, петушок, 
Ярко-красный гребешок, 
Он в сапожках идет 
И для всех ребят поет: 
"Ку-ка-ре-ку!"
 
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку. 
               Усложнение 
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем петушка: "Петя, Петя!" (приближает петушка к ребенку) А как петушок разговаривает? Он говорит "Ку-ка-ре-ку!" 
Взрослый предлагает песенку про петушка "Петушок, петушок, золотой гребешок!", муз. народная. 
Стихи про петушка: 
Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка. 

Что ты рано встаешь, голосисто поешь, голосисто поешь – деткам спать не даешь? 

Музыкальное занятие с игрушечной кошкой 
Цели: побуждать детей произносить звукоподражание "мяу", широко открывая рот; разучить танец "Ай, да". 
Оборудование: игрушка – кошка. 
           Ход занятия 
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечную кошку и говорит: "Это кошка, она мяукает, вот так: "Мяу-мяу". Кошечка широко открывает ротик, чтобы все ее слышали". 
2. Взрослый поет песню "Кошка" (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) и обыгрывает ее. Предлагает ребенку сложить ладони "мисочкой" и "покормить" кошечку. 
3. Взрослый: "Когда киска была голодная, она мяукала жалобно мяу-мяу, а когда поела из наших мисочек, сразу весело замурлыала мур-мур. Давайте повеселимся вместе с кошечкой и потанцуем". 
4. Взрослый предлагает детям разучить танец "Ай, да", муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной. 
               
Усложнение 
Взрослый предлагает позвать киску: "Кис-кис-кис" (приближает кошку), затем проводит игру "Догоним киску". 
Взрослый предлагает поиграть с киской в прятки: накрывает детей прозрачной тканью – прячет их, а киска детей ищет, и наоборот: взрослый прячет кошку, а дети ее ищут. 

Музыкальное занятие с игрушечным мишкой 
Цель: учить в танце ставить ножку на пятку, пританцовывая. 
Оборудование: игрушка – мишка. 
                  Ход занятия 
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечного мишку и говорит: "Это мишка. Он большой, сильный, красивый и умеет танцевать вот так, посмотрите (показывает). Ну-ка, а как мы с вами будем танцевать, давайте покажем мишке". Все разучивают танец. 
2. Взрослый: "Мишка так рад, что вы разучили его танец, что решил с вами поиграть в игру "Кто умеет лучше топать" (муз. М. Раухвергера). Мишка топает ногами в ритме музыки, дети повторяют движения, затем мишка кружится ("Парный танец", литовская народная музыка), дети повторяют. 
                    Усложнение 
Взрослый предлагает игру "Догонялки с мишкой". 
Детям читаются стихи про мишку: 
Мишка наш в кусты залез, Мишка наш малину ест. А потом пойдет плясать, Наших деток забавлять. 

                                

Приложение 2

Конспект игры - занятия для раннего возраста «Птичий двор»

Цели

-  развивать умение ритмично ходить и бегать под музыку;

- слушать песни в исполнении взрослого, подпевать звукоподражание;

- развивать мелкую моторику рук;

- повторять знакомые пляски и упражнения;

- развивать слуховое внимание, тембровый слух.

                      ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте, малыши! Сегодня мы будем  с вами здороваться необычно: Здравствуйте, котятки!  (мяу-мяу ) – поглаживание рук
Здравствуйте, щенятки! (ав-ав) – 
сжимать и разжимать кулачки
Здравствуйте, цыплятки! (пи-пи-пи) – 
по ладошке стучать пальчиком
Здравствуйте, ребятки!  (здравствуйте) – 
раскрыть широко руки

Педагог: Дети! Вы так хорошо пропищали, прямо как настоящие цыплята! А посмотрите, кто на ваш зов пришел? Выходит к детям Курочка и Петушок, те разглядывают их. Педагог: А давайте мы сегодня так поиграем: вы будете цыплятками, а курочка – ваша мама-наседка. Согласны? Тогда отправляемся на птичий двор!

   «Птички» (пальчиковая игра) Птички полетели, – дети быстро машут кистями рук
Крыльями махали, – сжимают и разжимают кулачки
На деревья сели, – растопырили пальцы (деревья) и положили на колени руки
Вместе отдыхали – руки под щечку.

Петушок: Молодые петушки! Расправляйте гребешки! 
Выходите за порог, ждут вас просо и горох!

                      «Петушок-проказник» муз. И.Пономаревой

Дети на 1 ч – шагают, поднимая колени, 2 ч – стучат руками по бокам (крылья)

Курочка: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите!

              «Цыплята» (подпрыгивание и бег)

Дети на 1 ч – подпрыгивают, 2 ч – бегают, по окончании присели и клюют зернышки (по полу)

Педагог: Молодцы, цыплятки, наелись зернышек! А теперь посидите, отдохните, да послушайте, с кем еще любят дружить курочки и петушки.

           Песня «Есть у солнышка дружок» авт. Тиличеева

Дети   слушают песню, в конце исполняют звукоподражание «Ку-ка-ре-ку!»

Курочка: Я по извилистой дорожке принесла платки в лукошке. Посмотрите, вот какие: красные и голубые!

                                    «Пляска с платочками» муз. Ануфриева

Педагог: Все ребята молодцы, танцевали от души! А теперь пришла пора послушать сказку, которую нам  приготовила Курочка …

                      «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»  (сказка-шумелка)

Используется ширма, игрушки би-ба-бо, музыкальные инструменты.

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так: СВИСТЕЛКА
Курица-мама  подбежала к гнезду и стала слушать.
В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть громче: СВИСТЕЛКА
Курица осторожно постучала по яйцу. ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО   СТОЛУ
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький  цыплёнок: СВИСТЕЛКА
«С днём рожденья, малыш», – сказала мама-курица. «Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так: КОРОБОЧКА
А цыплёнок побежал за ней, вот так: КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с кашей. И они начали её клевать. Вот так: КСИЛОФОН  КРУГОВОЙ
Мама-курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал  тихий звон. ТРЕУГОЛЬНИК
«Как красиво звонят», – сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день рожденья?  Надо об этом всем рассказать».  И он подошёл к  большой важной утке. КАСТАНЬЕТЫ
«Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила. Тогда цыплёнок  подошёл к толстой свинье, которая  что-то ела из корыта. КУБАСА
«Слышите, как красиво звонят?» ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала.   Тогда цыплёнок подошёл к   кошке, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите, как красиво звонят?». Кошка сказала «Мяу» и тихонько пошла к цыплёнку поближе. ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев
Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка  быстро домой!» И они пошли в курятник. ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ
А в курятнике бегало много  маленьких цыплят:  СВИСТУЛЬКИ   ДВЕ
«Слышите, как красиво звонят», – спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у нас день рожденья!», – запищали цыплята и захлопали крылышками.

Вот так: ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

Педагог:  А теперь давайте попрощаемся с Курочкой и Петушком. Наше занятие окончено.

Дети прощаются с Курицей, уходят в группу.

  Приложение 3.

Конспект проведения «Режима дня с навыков самообслуживания в песнях».

Тема: «Осенние картинки»

  1. «Прием детей»

Воспитатель: Утром всех ребят встречаю, по секрету сообщаю: Осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Посмотреть решила осень, как живет здесь детвора.   (Звучит песня «Осень постучалась», дети в приемной переодеваются, слушая музыку)

  1. Зарядка.

Воспитатель: Часики бегут, бегут, на зарядку нас зовут. Становитесь в круг, ребятки, дружно сделаем зарядку. (Звучит песня «Тик-так», дети выполняют комплекс упражнений. Кукла Осень выполняет движения с детьми, затем разбрасывает на ковер листья.)

Воспитатель: Осень листья разбросала, вместе с нами танцевала. Вы листочки соберите, всем ребятам покажите. Мы подуем на листок, покружись для нас, дружок.

        (дети выполняют дыхательное упражнение)

  1. Мытье рук и пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Скоро завтракать пойдем, значит, дружно мы сейчас к умывальнику пройдем. Наши ручки мы помоем и ладошки разотрем.  Звучит песня «Умывание».

  1. Физкультурная  минутка на развитие ритмического слуха.

Воспитатель: Как мы весело живем и танцуем, и поем, веселимся и играем, никогда не заскучаем. Становитесь-ка, ребятки, на ритмичную зарядку! (Звучит песня «У меня, у тебя звонкие ладошки)

  1. Театрализация.

Воспитатель: Сказки любим мы читать и зверей изображать. Птичками летаем, целый день играем. А давайте мы сейчас песню разыграем.

(Инсценировка песни «Жили у бабуси». Используются атрибуты: платок, маски гусей.)

  1. Подготовка ко сну.

Воспитатель: Отдохнуть пришла пора, одеяла и подушки очень ждут вас, детвора.

         (Звучит «Сладкая греза», музыка П. Чайковского)

  1. Пробуждение.

Воспитатель: Все проснулись, потянулись, улыбнулись. Глазки открываем, Осень мы встречаем. (Звучит музыка Чайковского). Отдохнули все ребятки и готовы малыши на веселую зарядку. (Звучит песня «Ты похлопай).

        Таким образом, использование песен и классической музыки, звучащей вне занятий, способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, созданию в коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни помогают согласовывать воспитательные усилия не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - ритмическое развитие детей раннего возраста.

Методическая разработка по развитию у детей раннего возраста интереса к музыке, восприятие музыкальных произведений, предложены: игры, НОД, консультации для родителей....

Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...

Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста....

"Музыкально-ритмическое развитие детей раннего возраста".

Статья о методах музыкально-ритмического развития детей раннего возраста....

Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста.

Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, которой сыитал, что с ее помощью " можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпера...

Особенности развития музыкально- ритмических движений детей раннего возраста

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...