Особенности развития музыкально- ритмических движений детей раннего возраста
консультация

Стребелева Римма Анатольевна

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если не поддерживать интерес детей к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся нереализованными.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности развития  музыкально-ритмических движений детей раннего возраста

      Педагог Б. П. Никитин – один из основоположников методики раннего развития – утверждает, что малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

            Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать. чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

            Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому (педагогу и родителю), так как от него зависит, каким станет в дальнейшем ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.  

          Тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике и в реальной жизни на данный момент времени. Детский сад как начальная ступень развития детей и освоения ими знаний. Навыков и умений является идеальным местом. В дошкольном учреждении данным вопросом можно заниматься системно и комплексно. Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве.

Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности,  играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения, ребёнок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная лёгкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности,  имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях.

Младший дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Как привести ребёнка в музыку?

Основы любви к этому величайшему из искусств закладываются в очень раннем возрасте. Важно не упустить этот период . Музыка оказывает положительное влияние на ребёнка, обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет её из всех получаемых впечатлений, сосредоточивает на ней своё внимание, оживляется, испытывает радостные эмоции. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними.

Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Содержанием музыкального воспитания детей в младшей группе является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

           В этот период формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Музыкальный руководитель должен хорошо её себе представлять, ставить всё более усложняющиеся задачи и отчётливо знать, что нового для развития восприятия  может дать детям предлагаемая для слушания пьеса или песня.

Исполнительская деятельность у детей младшей группы лишь начинает своё становление. У детей этого возраста голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца ещё не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка 3-4 лет несильный, дыхание слабое. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда лёгкость и недостаточная звонкость звучания.

           Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.

Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкально-ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку.

           Дети 3-4 лет легко возбуждаются от обилия впечатлений, различных заданий, быстро устают, лучше воспринимают и запоминают то, что эмоционально окрашено, интересно. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики и носят, как правило, игровой характер.

Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребёнка.

Таким образом, это ещё раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в младшем дошкольном возрасте , поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика возрастных особенностей развития музыкальных задатков детей дошкольного возраста.

      Определенное значение имеют возрастные возможности и индивидуальные особенности ребенка. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать интересы и особенности каж...

Статья "Особенности развития музыкально одаренных детей дошкольного возраста в ДОО" (из опыта работы)

Формирование творческого потенциала общества зависит от того, как мы, взрослые, сможем раскрыть и развить в детях разные таланты. Каждый ребенок индивидуален и имеет свои способности и таланты. Одним ...

Консультация: «Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве»

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).Так, например...

Методическая разработка:«Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве»

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).Так, например, на...