Методическая разработка:«Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве»
методическая разработка по музыке

Шматова Виктория Васильевна

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).

Так, например, на первом году жизни музыкально-ритмическая т деятельность малыша выражается в чисто импульсивной ре­акции на звуки музыки, отличается подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку в виде дви­гательных реакций.

Дети второго и третьего года жизни с радостью двигаются, приплясывают, но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются показать их различный характер, могут выполнить отдельные действия, затрудняясь связы­вать их в целое, двигаются неточно и невыразительно, поскольку ко­ординация еще недостаточно развита. Практически отсутствует взаи­модействие детей друг с другом. Они могут услышать смену частей произведения (особенно контрастных) и изменить в соответствии с этим движения, но пока только с помощью взрослого, могут почувство­вать метрическую пульсацию и пробуют отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, изменять их в соответ­ствии с двухчастным музыкальным произведением, реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие дви­жения. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, ре­акции несовершенны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем за­трудняются при беге. Малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты.

У детей пятого года жизни дифференцируются слуховые ощущения (они могут узнавать знакомые мелодии, различать яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки), поэтому они двигаются ритмичнее, согласованнее с харак­тером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с музыкой, выполняют более разнообразные движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные каче­ства, что способствует более слаженному осуществлению совмест­ной деятельности. Они способны в движениях передать двух- и трехчастную форму, характерным движением выразить музыкально-игровой образ. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их за­трудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроиз­водят. Дети могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.

У детей шестого года жизни появляются двигательная выразительность, индивидуальность в передаче музыкально-игровых образов, точность, ритмичность и грациозность в танце. Дети передают движениями повторные, контрастные части музыки, способны ощущать метрическую долю, в хлопках и движениях ис­полнять несложный ритмический рисунок, выделять сильную долю, смену темпа. Слушая произведение, они могут восстановить в па­мяти последовательность движений в играх, плясках. Детям этого возраста свойственно творчество в композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. В своих высказываниях они пыта­ются отметить некоторые связи музыки и движения.

Дети седьмого года жизни самостоятельно двигаются, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения, воспроизводят ритмический рисунок, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Они способны точно вы­полнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. В творческих заданиях проявляют инициативу, выдумку при передаче музыкально-игровых образов. Они способны, говоря о музыке и чувствуя ее выразительные осо­бенности, отметить ее связь с движением.

Виды ритмики

Совершенствование двигательных навыков и умений ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов ритмики, в качестве двигательной основы и источников движений которой выделяют:

■ основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

■ физические упражнения, гимнастические движения с предме­тами (мячами, лентами, обручами, флажками);

■ танцевальные движения и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения), несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций;

■ сюжетно-образные движения, имитационные движения, кото­рые представляют собой сочетания основных движений с ими­тацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зве­рей, транспортных средств и т. д.

На основе источников движении выделяют следующие виды ритмики (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, М.Л. Палавандишвили и др.): музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хорово­ды; музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения условно делят следующим образом:

■ упражнения для совершенствования основных движений (ходь­ба, бег, подскоки, прыжки) и общего развития (плавности, гиб­кости и пластичности, точности и ловкости, координации движе­ний рук и ног и т. п.);

■ подготовительные, в которых предварительно разучиваются от­дельные виды движений, основанные на элементах народных плясок, хороводов и танцев, включаемые впоследствии в игры, пляски и хороводы;

■ самостоятельные, с более законченной формой: имитационные, образные упражнения, дающие детям возможность овладеть движениями игровых образов, персонажей сюжетных игр (ими­тация действий людей, поведения животных, движения транс­порта и т. п.) для выполнения индивидуальных ролей.

Танцы, пляски, хороводыделят на зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относят обычно танцевальные произведения, имеющие авторскую композицию движений, которой необходимо точно следовать при обучении. К ним относят:

■ современный детский танец и детский бальный танец;

■ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца (гопак, лезгинка и т.д.);

■ хороводы с пением, движения которых связаны с текстом, игры-хороводы;

Особое место в этой группе занимает характерный танец, в дви­жениях которого изображается какой-либо персонаж.

К свободным относятся танцевальные композиции, которые при­думывают по заданию педагога сами дети на основе знакомых и любимых ими элементов различных танцевальных движений, пы­таясь отразить б них характер музыки. Их эффективно использовать с целью развития детского творчества.

К свободным танцевальным композициям относят и пляски-импровизации на основе ранее разученных движений:

■ пляски типа «зеркало»;

■ пляски, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а дви­жения для второй части показывает педагог;

■ пляски, где дети сочиняют движения для ее первой и второй ча­стей.

Музыкальная игра является разновидностью игровой деятельности. При этом музыка усиливает эмоциональную сто­рону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знако­мит с народными традициями, что способствует более глубокому восприятию и пониманию музыкального образа, помогает сформи­ровать музыкально-ритмические и двигательные навыки, творче­скую инициативу. Это обусловлено доступностью игровых образов, интересом к ним.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зави­симости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или вы­полняют игровые задания

Наиболее простая форма сюжетных игр — это хороводные игры и игры под пение, где сюжетом являются поэтические тексты, а движения их комментируют.

Следующими по степени трудности являются сюжетные игры под инструментальную музыку, как правило, программную (имеющую название или написанную на литературный сюжет), где дети долж­ны образно выполнять движения, характерные для персонажей предлагаемого в игре сюжета.

Более сложными являются игры-инсценировки, где педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.

Несюжетные игры — разновидность подвижных. Они не имеют определенной тематики. В них присутствуют игровые задания, эле­менты пляски, соревнования, построения и перестроения. Их цель — научить детей двигаться в соответствии с характером музыки и вы­разительными средствами, сформировать ловкость, координацию движений, четкую реакцию на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_ikt.docx17.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).

Так, например, на первом году жизни музыкально-ритмическая т деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки, отличается подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку в виде двигательных реакций.

Дети второго и третьего года жизни с радостью двигаются, приплясывают, но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются показать их различный характер, могут выполнить отдельные действия, затрудняясь связывать их в целое, двигаются неточно и невыразительно, поскольку координация еще недостаточно развита. Практически отсутствует взаимодействие детей друг с другом. Они могут услышать смену частей произведения (особенно контрастных) и изменить в соответствии с этим движения, но пока только с помощью взрослого, могут почувствовать метрическую пульсацию и пробуют отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно, изменять их в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, реакции несовершенны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты.

У детей пятого года жизни дифференцируются слуховые ощущения (они могут узнавать знакомые мелодии, различать яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки), поэтому они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с музыкой, выполняют более разнообразные движения. Развивается умение ориентироваться в пространстве, коммуникативные качества, что способствует более слаженному осуществлению совместной деятельности. Они способны в движениях передать двух- и трехчастную форму, характерным движением выразить музыкально-игровой образ. Дети могут ходить в соответствии с метрической пульсацией, но правильная передача ритмического рисунка их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят. Дети могут делать замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений по тематике, сюжету, но пока мало связывают это с характером музыки.

У детей шестого года жизни появляются двигательная выразительность, индивидуальность в передаче музыкально-игровых образов, точность, ритмичность и грациозность в танце. Дети передают движениями повторные, контрастные части музыки, способны ощущать метрическую долю, в хлопках и движениях исполнять несложный ритмический рисунок, выделять сильную долю, смену темпа. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, плясках. Детям этого возраста свойственно творчество в композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. В своих высказываниях они пытаются отметить некоторые связи музыки и движения.

Дети седьмого года жизни самостоятельно двигаются, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения, воспроизводят ритмический рисунок, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Они способны точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. В творческих заданиях проявляют инициативу, выдумку при передаче музыкально-игровых образов. Они способны, говоря о музыке и чувствуя ее выразительные особенности, отметить ее связь с движением.

Виды ритмики

Совершенствование двигательных навыков и умений ребенка осуществляется в процессе освоения им различных видов ритмики, в качестве двигательной основы и источников движений которой выделяют:

■ основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

■ физические упражнения, гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

■ танцевальные движения и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения), несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций;

■ сюжетно-образные движения, имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

На основе источников движении выделяют следующие виды ритмики (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, М.Л. Палавандишвили и др.): музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения условно делят следующим образом:

■ упражнения для совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки) и общего развития (плавности, гибкости и пластичности, точности и ловкости, координации движений рук и ног и т. п.);

■ подготовительные, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений, основанные на элементах народных плясок, хороводов и танцев, включаемые впоследствии в игры, пляски и хороводы;

■ самостоятельные, с более законченной формой: имитационные, образные упражнения, дающие детям возможность овладеть движениями игровых образов, персонажей сюжетных игр (имитация действий людей, поведения животных, движения транспорта и т. п.) для выполнения индивидуальных ролей.

Танцы, пляски, хороводыделят на зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относят обычно танцевальные произведения, имеющие авторскую композицию движений, которой необходимо точно следовать при обучении. К ним относят:

■ современный детский танец и детский бальный танец;

■ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца (гопак, лезгинка и т.д.);

■ хороводы с пением, движения которых связаны с текстом, игры-хороводы;

Особое место в этой группе занимает характерный танец, в движениях которого изображается какой-либо персонаж.

К свободным относятся танцевальные композиции, которые придумывают по заданию педагога сами дети на основе знакомых и любимых ими элементов различных танцевальных движений, пытаясь отразить б них характер музыки. Их эффективно использовать с целью развития детского творчества.

К свободным танцевальным композициям относят и пляски-импровизации на основе ранее разученных движений:

■ пляски типа «зеркало»;

■ пляски, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а движения для второй части показывает педагог;

■ пляски, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

Музыкальная игра является разновидностью игровой деятельности. При этом музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями, что способствует более глубокому восприятию и пониманию музыкального образа, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, творческую инициативу. Это обусловлено доступностью игровых образов, интересом к ним.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания

Наиболее простая форма сюжетных игр — это хороводные игры и игры под пение, где сюжетом являются поэтические тексты, а движения их комментируют.

Следующими по степени трудности являются сюжетные игры под инструментальную музыку, как правило, программную (имеющую название или написанную на литературный сюжет), где дети должны образно выполнять движения, характерные для персонажей предлагаемого в игре сюжета.

Более сложными являются игры-инсценировки, где педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.

Несюжетные игры — разновидность подвижных. Они не имеют определенной тематики. В них присутствуют игровые задания, элементы пляски, соревнования, построения и перестроения. Их цель — научить детей двигаться в соответствии с характером музыки и выразительными средствами, сформировать ловкость, координацию движений, четкую реакцию на музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста

Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста ....

Методическая разработка "Возрастные особенности графомоторных навыков дошкольников"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость формирования навыка письма....

Особенности развития музыкально- ритмических движений детей раннего возраста

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...

методическая разработка "Возрастные особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки старшими дошкольниками"

Особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки у старших дошкольников...

Консультация: «Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном детстве»

Как и в любом виде музыкальной деятельности, характер музыкально-ритмических движений изменяется в зависимости от возрастного развития ребенка (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.).Так, например...