Методическая разработка "Возрастные особенности графомоторных навыков дошкольников"
методическая разработка по логопедии

Лазарева Оксана Борисовна

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость формирования навыка письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_grafomotornyh_navykov.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

«Возрастные особенности развития графомоторного навыка»

       К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание, и научение - факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

       Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка.      Возрастные особенности развития графомоторного навыка у детей

 1,5-2 года         Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2-3 года      Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3-3,5 года    Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5-4 года    Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет   Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.

6-7 лет   Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

     Сформированность мелкой моторики дошкольника можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Следует обращать внимание на такие ошибки: 

  • невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца;
  • лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии);
  • при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;
  • медленное выполнение отстукивания ритмов;
  • при выполнении проб - повышенный мышечный тонус, резкость движений;
  • в пробах на имитацию - отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».    

          Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

     В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. Для развития графического навыка следует использовать: -графический диктант; -рисование линий: прямые и фигурные дорожки; -рисование по точкам, контурам, клеточкам; -штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

-пальчиковая гимнастика;

-упражнения на освоение предметных действий.

        Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

         В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:

-прямые вертикальные (сверху вниз),

 -горизонтальные (слева направо),

 -наклонные,

-клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),

 -полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши),

-крупными петельками.

 Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

       Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.

Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...

развитие графомоторного навыка дошкольника

развитие графомоторного навыка дошкольника...

Перспективное планирование работы с педагогами "Развитие графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из соленого теста"

Перспективное планирование работы с педагогами с целью повышения педагогической компетености в вопросах развития графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из солёного теста....

Мастер-класс «Развитие графомоторных навыков дошкольников»

Мастер-класс«Развитие графомоторных навыков дошкольников»Графомоторный навык-это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать прост...

Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования"

В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простей...

Особенности графомоторные навыков у дошкольников

Развитие графомоторных навыков у дошкольников ...

ОСОБЕННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В настоящее время особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их психофизических особенностей.В последние годы растет число де...