РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по музыке (младшая группа)

Нестеренко Наталья Викторовна

В статье рассматривается специфика раннего музыкального развития детей. Обозначается необходимость музыкального воспитания ребенка, а также его положительные стороны. Анализируется развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмической деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика раннего музыкального развития детей. Обозначается необходимость музыкального воспитания ребенка, а также его положительные стороны. Анализируется развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-ритмической деятельности.

Ключевые слова: музыкальное развитие, дети, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальный руководитель, воспитатель.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное развитие играют важную роль в полноценном развитии ребенка. Музыка, как одно из самых эмоциональных искусств, очень близка натуре ребенка, поэтому с помощью музыки знакомство ребенка с окружающей средой происходит более ярко и красочно. Различные виды музыкальной деятельности развивают у ребенка художественное восприятие, воображение, фантазию. Поэтому так важно уделять внимание развитию музыкальных способностей.

 

Н.А. Ветлугина утверждала, что формировать основы музыкальной культуры необходимо в раннем возрасте. Современная наука признает ранее детство как период, который имеет огромное значение для всей последующей жизни человека. Ведь именно в данный период происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие, а также закладываются наиболее важные способности ребенка. Дети раннего возраста живут по принципу «здесь и сейчас», ведь в отличии от взрослых у детей краткосрочная память, и вся их познавательная деятельность сосредотачивается в «данный момент». Ребенок в своем познании, в качестве своего ориентира использует только то, что видит и ощущает. Он не осознает свое прошлое или будущее, не может основываться на чужой опыт, поэтому мыслит характеристиками «здесь и сейчас». Основные задачи музыкального воспитания состоят в следующем: во-первых, создать благоприятную и радостную атмосферу, во-вторых, побудить детей к активности – научить проявлять себя в подпевании и связывать движения с музыкой. Обобщая вышесказанное, можно выделить одну главную цель музыкального воспитания – это формирование активности в музыкальной деятельности [1].

Работая с детьми раннего возраста, стоит учитывать, что они проходят период адаптации. Из домашних условий, они попали в совершенно другую среду, где их окружают не только незнакомые взрослые, но и другие дети. Для ребенка это стресс. Поэтому, чтобы минимизировать его влияние на ребенка, музыкальная деятельность должна проходить не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Чтобы получить положительный результат, музыкальный руководитель и воспитатель должно работать вместе [3].

Существуют различные методы развития музыкальных способностей детей, они классифицируются и применяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка. В данной статье мы подробно рассмотрим развитие музыкальных способностей с помощью средств музыкально-ритмической деятельности. Сфера музыкально-ритмической деятельности состоит из упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, которые помогают ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку.

Музыкально-ритмическая деятельность выражается в следующем: обогащает музыкальные впечатления детей; создает радостное настроение; развивает ритмичность под музыку; подводит к выразительному исполнению движений, совместным и индивидуальным действиям.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три направления, которые взаимосвязаны между собой:

  • Первое направление включает в себя музыкальное развитие, а также формирование музыкального слуха. Помимо этого, дети учатся подчинять движения музыке и усваивают музыкальные знания.
  • Второе направление формирует правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, плавная, пружинистая и т.д.); шага (высокий, на носках, широкий, хороводный); поскоки (легкие, энергичные); движения рук (мягкие, энергичные); хлопки в ладоши (тихо, громко, с размаха и т.д.).
  • Третье направление обеспечивает умения управлять движением тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д. [2].

Главная составляющая музыкально-ритмического образования – это музыкальное сопровождение урока. Ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению только в течение последовательного ряда уроков. На начальном этапе необходимо выбирать предельно ясные мелодии как для танцев, так и для упражнений. Если оригинальная композиция дана в слишком сложной разработке, то можно ее подвергнуть определенной аранжировке, несколько ее упростив.

Таким образом, благодаря музыкально-ритмической деятельности ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность. Бесспорно, что успехи ребенка в данной области зависят от физических данных, однако большую роль здесь играет правильная организация и систематичность занятий. Система музыкально-ритмических упражнений, построенная по принципу «от простого к сложному» поможет успешно развить музыкальные способности детей раннего возраста.

Список литературы:

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва: Педагогика, 2002. – 416 с.
  2. Корлякова, С. Г. Музыкально-ритмическая способность в структуре музыкальных способностей ретроспективный анализ / С. Г. Корлякова, А. Г. Островерхов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. — №5 (60). – С. 272-273


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...

Консультация: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка и влияет на его творческий и интеллектуальный потенциал. Музыка имеет ничем не заменимое воздействие на общее разви...