Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений.
статья

Лебедева Ольга Леонидовна

Материал предназначен для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений.

Музыкальный руководитель: Лебедева О.Л.

Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Этот вид движений выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Музыкально- ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку». 

Цель  моей педагогической деятельности – создание условий для развития музыкально-двигательной активности дошкольников, способствующих укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов.

Для достижения цели необходимо решение целого ряда задач:

  1. Формировать у детей координацию движений и чувства ритма в разных видах деятельности через традиционные, инновационные методы (приемы) работы.
  2. Развивать музыкальный слух.
  3. Обогащать воспитанников музыкальными впечатлениями, расширять двигательный опыт разнообразными видами движений.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и телесное самовыражение в ситуациях публичных выступлений и театрализации.

Работу осуществляю по разработанному мной примерному календарно – тематическому планированию, основанному на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В своей работе опираюсь на следующие педагогические принципы:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип деятельности;
  • принцип систематичности;
  • принцип постепенности;
  • принцип индивидуальности;
  • принцип доступности;
  • принцип учета возрастного развития движений;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям музыкально- ритмическими движениями и достижения ими высокого творческого результата использую различные методы работы.

Особое значение придаю взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов.

К традиционным методам подготовки отношу методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • парные танцы;
  • танцы с пением, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры;
  • игры под пение; 
  • игры со словом (фольклор);
  • упражнения, развивающие чувство ритма;
  • элементарное музыцирование  на музыкальных инструментах и самодельных инструментах.

Именно через  синтез  традиционных и инновационных  методов и приёмов, дети активно усваивают  элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие  способности, в том числе, и музыкально-ритмические движения, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

 В своей работе стараюсь, чтобы применяемые формы, методы соответствовали интересам и потребностям воспитанников, а стабильно высокие результаты диагностики музыкально-двигательной активности дошкольников способствовали укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов.

 Целью моей работы явилось раскрытие содержания ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольников.

        Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем:    

1.  Изложение видов музыкально-ритмических движений;

2. Выявление возрастных возможностей дошкольников в музыкально-          ритмической деятельности;

 3.   Раскрытие методики обучения музыкально-ритмическим движениям.

 4.  Изложение работы с детьми в ДОУ  компенсирующего   вид.

Теоретические основы изучения ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольников.

1.. Виды музыкально – ритмических движений.

    Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно – образные движения.

    Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

    В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

    Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц,  действий характерных для каких – либо профессий.

    На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: музыкально – ритмические упражнения;

танцы, пляски, хороводы;

музыкальные игры.

    Музыкально – ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей.

    Самостоятельных музыкально – ритмических упражнений немного. Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими, имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

    Следующий вид ритмики – танцы, пляски, хороводы. Дети  любят  пляски и хороводы, в которые придумывают  движения  сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.

    Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально – ритмические и двигательные навыки.

    Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца. В несюжетной игре «Игра с бубнами» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

    В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений. Например, в игре «Ворон» основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русого народного танца; кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг: дети идут к центру, и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.

   Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание произведений, его музыкальные   средства,   построение — основной   побудитель выразительных движений ребенка. Отсюда главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.

   В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого, используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и др.

   Особое значение в воспитании приобретает детская музыка отечественных композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике. Композиторами Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.   Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при активной помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка.

    В  работе  с  детьми  методические приемы   многообразны   и   варьируются   в   зависимости от следующего:

- наличия различных видов деятельности — музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;

- особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;

- последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д.;

- последовательности разучивания отдельных игр, плясок и т. д.;

- развития способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара.

    Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый этап - целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап — разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д. Заключительный этап — повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения у ребят.

   Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески .  В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Ребята получают и коллективные задания: советуются, придумывают композицию танца. Для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает ребятам в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу, самостоятельность.

    Практика использования музыкально – ритмических  движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами (в форме  ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей.

   Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:

   - музыкально – ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);

    - навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно – образных, танцевальных).

    Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими  детьми осуществляется посредством игр, плясок и упражнений. В процессе формирования движений под музыку у детей с проблемами решаются задачи, которые являются общими для различных вариантов нарушений:

    - развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности, в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню);

    - овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

  -  развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально – двигательной импровизации в сюжетно – игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

    - осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально – волевой, моторной, личностной сфер ребенка с проблемами.

     Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, пляски, упражнения), используемые в специальных дошкольных образовательных учреждениях. Процесс овладения движениями под музыку детьми с разным характером нарушений имеет особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях: зрительно – двигательных, слуходвигательных, словесно – двигательных.

    У детей с нарушением слуха формирование звуковой и интонационной структуры речи базируется на развитии слухокинетической связи, на основе которой построены вся фонетическая ритмика, музыкально – ритмические движения. Занятия  по развитию движений под музыку выделяются в самостоятельный раздел и направлены как на формирование музыкально – ритмических основ и овладение «языком движений»,  так и на активизацию речевой деятельности. С этой целью в структуре занятия имеются такие разделы, как ритмическая стимуляция речи,  хоровая декламация, фонетическая ритмика, развитие движений под музыку и ориентировка в пространстве. Овладение музыкально – ритмическим навыками необходимо ребенку с нарушением слуха, поскольку совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны таким детям.

    Для детей с нарушением зрения формирование музыкально – ритмических движений является важным средством ориентировки в окружающем мире и в информации. Двигательный анализатор у детей с нарушением зрения лежит в основе умения точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой, бытовой деятельности. Музыкально – ритмическая  деятельность детей данной категории организуется посредством использования основных гимнастических упражнений с предметами и без них в сочетании с музыкой, танцевальных движений, музыкально – речевых игр, упражнений на согласование движений и музыки.

    Движения под музыку дошкольников с нарушением речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью помогают в овладении выразительным «языком движений», формируют умение с помощью пантомимики, жестов передавать музыкальный образ в играх и танцах, испытывать чувство эмоционального удовлетворения от участия в музыкально – ритмическом движении. В процессе движений под музыку у детей развивается произвольность психических процессов. Дети учатся выполнять движения в соответствии с характером, темпом, ритмом, формой, динамикой музыкальных игр, плясок, упражнений. При передаче образов в музыкальной сюжетной игре у детей развивается музыкально – образное мышление. Они овладевают навыками  регуляции деятельности, а выполнение разнообразных танцевальных композиций, двигательных упражнений под музыку способствует развитию моторики.

    Движения под музыку дошкольников с разными проблемами формируют как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

1.        Обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

2.        Дает правильные двигательные навыки: ходьбы, шага, поскоков, движения рук, хлопков, построения и перестроения, движения с предметами, элементов танца.

3.        Обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» На современном этапе педагогической теории и практики уделяется осо...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.

Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»Цель: Повышение профессиона...