«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного спортивного оборудования»
материал

Акжанова Евгения Андреевна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование60.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1  «РОМАШКА»

г. СОЛЬ – ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Развитие двигательной активности детей

дошкольного возраста,  посредством нетрадиционного спортивного оборудования»

Выполнила: воспитатель

Акжанова Е.А.

                                                   2021 г

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед  дошкольным образованием в  настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность, которая является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Все мы знаем, что ФГОС дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа  жизни.

И эффективность реализации этих задач во многом зависит от созданных условий, одно из которых наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разностороннее физическое развитие детей, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Проблема.

Ежегодно учебный год я начинаю с мониторинга физического развития воспитанников. Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты (Таблица 1)

 Наблюдая за детьми во время занятия физической культурой, я отметила, что еще в середине педагогической деятельности двигательная активность детей снижалась, ребята были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры. А ведь движение –  это основа любой деятельности ребенка.

                                                                                                 Таблица 1

Актуальность опыта

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности,  быть ловким, сильным, смелым.

 Работая над проблемой развития двигательной активности воспитанников, я изучила методическую литературу  (Э. Степаненкова, Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Адашкявичене Э.Й..),  прослушала  курсы  вебинаров    по теме «Методика организации и реализации двигательного режима в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО ». Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми,  поставила цель - развивать  двигательную активность воспитанников, посредством  нетрадиционного  физкультурного оборудования.  Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

  • повысить интерес детей к различным видам  двигательной деятельности;
  • увеличить объем двигательной активности детей;
  • побуждать детей к самостоятельной двигательной активности;
  • создать условия для  двигательной активности в течение дня;
  • применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности;
  •  воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Новизна.
 Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в  педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей  дошкольников. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Нетрадиционное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.

Педагогические средства, используемые в опыте

Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность (Приложение  5,6,7,8,9,10)

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы: наглядные - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов. Показ физических упражнений.

Словесные - с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Практические методы. Применяются для создания мышечно- двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления  двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные  связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы  не утомлять детей на одном занятии.

Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.

Технология работы

Успех физкультурных занятий, и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия  необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

  С.Я Файнштейн утверждала, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нетрадиционное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Совместно с детьми и родителями  разработали проект  «В здоровом теле - здоровый дух!»
(Приложение 1)  В группе функционирует  уголок здоровья и физкультурный уголок,  где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.
Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нетрадиционного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Спортивно-игровое нетрадиционное  оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

  • Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
  • Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
  • Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
  • Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
  • Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил

  • Соответствие гигиеническим и техническим требованиям;

  • Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала;

  • Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков;

  • Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии;

  • Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нетрадиционного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:

  • утренняя гимнастика; (Приложение 5).
  • подвижные игры; (Приложение 8)
  • физические упражнения во время прогулок;
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. (Приложение 6)

В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:

  • оздоровительный бег на воздухе;
  • ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • гимнастика после дневного сна;
  • двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
  • индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
  • корригирующая гимнастика.

Также  в двигательном режиме детей мы проводим  занятия по физической культуре:

  • интегрированные (Приложение 2,3,4,11);
  • комплексные;
  • сюжетные;
  • тематические.

Большое значение имеет  самостоятельная  двигательная  деятельность детей, возникающая  по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нетрадиционным  оборудованием.

С успехом в работе применяются комплексы гимнастик с нетрадиционным  оборудованием для предупреждения  плоскостопия, нарушения осанки, повышения сопротивляемости организма при проведение корригирующей гимнастики. (Приложение 9) 

Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста

№ п\п

Оборудование

Применение

Развитие

1.

«Косы»

ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры

Развивает быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат  

2.

«Забавные воротики»

Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх

Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках

3.

«Цветные колпачки»

Подвижные игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство пирамидок

Развитие глазомера, координации движений, равновесия, сохранения правильной осанки

4.

«Ручеёк»

ОВД (перепрыгивание, ходьба, перешагивание), игры, сюжетные занятия, массаж стоп.

Координация движений, профилактика плоскостопия, ловкость, равновесие, прыгучесть.

5.

Массажёр «Ёжик»

ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины

Профилактика плоскостопия, нарушения осанки

6.

«Лужи»

ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель

Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость

7.

«Эспандер»

ОРУ, самомассаж спины

Профилактика  нарушения осанки

8.

Балансир «Следочки»

 ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность.

Формирование правильной осанки и коррекция её нарушений, равновесие, коор динация движений, укрепление мышц ног и поясничного отдела.

   9.

«Массажные коврики»

ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность.

Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов.

10.

«Волшебные классики»

«Дорожка следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения.

Ориентировка в пространстве, координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта от 1-10

11.

«Весёлая змейка»

ОВД, закаливание, профилактика плоскостопия.

Массаж стоп, координация движений, равновесие

12.

«Бусы»

ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях.

Быстрота, ловкость, координация движений.

13.

«Цветные палочки»

ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.

Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.

14.

«Парашют»

Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД.

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

15.

«Бильбоке»

Самостоятельная деятельность, для игр

Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты  реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля

16.

«Ветерок в бутылке»

Дыхательная гимнастика

Органы дыхания

17.

«Труба здоровья»

Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания)

Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

18.

«Рыбалка»

Подвижная игра

Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость

19.

«Осьминожка»

ОРУ, ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии

Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия  

21.

«Султанчики»

Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования.

Развивает мускулатуру рук

22.

«Силачи» ОРУ

Тренажёр для рук,

Развивает мускулатуру рук

23.

Дорожки «Здоровья

» Для профилактики плоскостопия у детей

Массаж стоп

24.

«Мягкие мячики»

Игра с мячом, для метания

Развитие глазомера, меткости

25.

«Разноцветные ленточки»

Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений

Развития координационных способностей

26.

«Липкие рукавички»

Самостоятельная, свободная деятельность, игры -соревнования

Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции

27.

«Весёлые колечки»

Кольцебросс, самостоятельная деятельность

 Развитие меткости, глазомера

28.

«Необычные гантели»

ОРУ, самостоятельная деятельность  

Развитие мускулатуры рук

29.

«Мешочки для метания»

ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель

Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки

30.

«Боулинг»

Свободная, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.

Ловкость, глазомер, меткость, координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве

31.

«Геометрические фигуры

ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования.

Развитие ловкости, прыгучести, меткости

   Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей  зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй. Мною проводилось анкетирование родителей (Приложение 12 ), результаты которого показали что, физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время прогулок.  Поэтому учитывая полученные результаты, я решила сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:

  • родительские собрания на актуальные темы (Приложение );
  •  консультации (Приложение 13, 15,22 )
  • совместные праздники, досуги, развлечения;
  •  сайт  ДОУ и персональная страница

Также я периодически провожу мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования под названием «В стране здоровья живут нестандартно» (Приложение 16), где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией . Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом.

   Таким образом, можно сказать, что только ежедневный , системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация развивающей предметно – пространственной  среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нетрадиционным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию

       Результативность опыта

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты:

  • возрос интерес детей к разным видам движений;
  • появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности;
  • положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;
  •  повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости;
  • положительная динамика в коррекционной работе по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

    В конце года я  еще раз провела мониторинг физического развития воспитанников (Таблица 2)

                                                                                               Таблица 2

     Если проанализировать мою работу по развитию двигательной активности можно отметить положительные изменения. Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность, двигательная активность стала более целенаправленной.  Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.

Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.    Можно сделать вывод, что использование нетрадиционного  физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.

Перспективы и возможности использования опыта

           Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.

  Нетрадиционное  спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.

Распространение педагогического опыта:

Своим опытом я делюсь с коллегами, провожу консультации «Игры с использованием нетрадиционного  спортивного оборудования в ДОУ» (Приложение 14,19,17  ), «Волшебный парашют» (Приложение 20) 

Выступала на педагогическом  совете «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста,  посредством нетрадиционного спортивного оборудования» (Приложение 21)

В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нетрадиционного  оборудования.  Продолжать оснащать уголки  нетрадиционным  оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.

Литература

  1. Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного

оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.

  1. Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в

условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. С. 5-9.

  1. Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
  2. Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5

с. 10 – 20/.

  1. Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных

занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.

  1. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
  2. Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников».  2011г.

          



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего  дошкольного возраста.                  ...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»  Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...

Развитие двигательной активности детей дошкольников через нетрадиционные формы и методы обучения

laquo;Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым».Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществ...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....