План самообразования на 2025 – 2027 гг. Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические упражнения, элементы игрового стретчинга и подвижные игры (народные, музыкальные) на занятиях по физической культуре»
проект (старшая группа)
План самообразования
на 2025 – 2027 гг.
Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические упражнения, элементы игрового стретчинга и подвижные игры (народные, музыкальные) на занятиях по физической культуре»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46
236039г. Калининград 2 пер. Трамвайный, 52, пер. Трамвайный,13 , т.64-20-33 /ф 64-17-35;
http://klddetsad46.ru , e-mail: ds046@edu.klgd.ru
План самообразования
на 2025 – 2027 гг.
Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические упражнения, элементы игрового стретчинга и подвижные игры (народные, музыкальные) на занятиях по физической культуре»
Выполнил:
инструктор физической культуры
Лебедева Елена Леонидовна
г.Калининград
Актуальность: В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. Проблема не нова, но достаточно актуальна для воспитанников детского сада. Это показывает необходимость внедрения новых оздоровительных технологий в образовательный процесс.
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, что обеспечит в дальнейшем нормальное развитие и функционирование организма, снизит возникновение многих заболеваний.
Так же во многих программах воспитания и обучения наряду с планированием работы по формированию двигательных умений и навыков большое значение отводится формированию у дошкольников и двигательных качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость.
Однако вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Как много задач и как же помочь ребенку все это освоить.
Оптимальность двигательной активности может быть достигнута различными средствами организованной деятельности, такими как: музыкально-ритмические упражнения, элементы игрового стретчинга и подвижными играми профориентационной направленности.
Одним из ее видов является игровая деятельность. Подвижные игры, игровые упражнения нормализуют нервные процессы, развивают память, внимание, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться в пространстве, во времени, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат, помогают накопить необходимый объем информации о конкретных трудовых действий людей разных профессий, обыгрывая различные ситуации, примеряя ту или иную роль.
В последнее время большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика, которая основана на сочетании ритмичной эмоциональной музыки и упражнений.
Ритмическая гимнастика – один из видов физкультурно-музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер и образы передаются через движение. Разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения являются основой, а музыка используется как средство более глубокого их восприятия и понимания. Одним из важнейших значений ритмической гимнастики является обогащение занятий эстетическим содержанием, привлечение внимания детей к выразительным, точным, красивым движениям, которые эффективны в разностороннем воздействии на организм. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений,
Особое внимание привлекает методика игрового стретчинга. Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка. В результате занятий стретчингом у детей формируется правильная осанка, воспитанники «заряжаются энергией». Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы разных профессий, животных, сказочных персонажей и др. можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием их видов, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
При правильно организованной двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развить важную потребность в двигательной активности, предотвратить болезни. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в приделах оптимальных величин, соответствующая нормам двигательной активности и уровню развития детей.
Цель:
Укрепление здоровья и содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами игрового стретчинга, ритмической гимнастики, игровой деятельности, расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу.
Задачи:
Укрепление здоровья:
- способствовать формированию правильной осанки;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, развитию физических качеств, потребности в двигательной активности детей в совместной организованной деятельности детей и педагога;
- развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту;
- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под музыку;
- закреплять умения выполнять упражнения по рисункам — схемам.
Содействовать развитию психомоторных способностей дошкольников:
-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростносиловые и координационные способности.
-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
- создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность;
- развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий.
Содействие развитие творческих способностей, занимающихся:
- развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
-воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
- обогащать детей знаниями о различных профессиях;
- формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях;
- воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, взаимопомощи;
- познакомить дошкольников с миром труда и профессий через подвижную игру.
Предполагаемый результат
1.Для воспитанников:
- формирование правильной осанки;
- формирование мышечной силы;
- развитие функций равновесия, вестибулярной устойчивости;
- развитие внимания, памяти;
- повышение интереса к занятиям;
- накоплен необходимый объем информации о конкретных трудовых действий людей разных профессий.
2.Для себя (инструктора по физкультуре):
- повышения уровня самообразования и профессионализма;
- привлечение родителей в образовательный процесс по направлению физического развития детей;
-привлечение воспитателей и специалистов в образовательный процесс по направлению физического развития детей;
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в двигательной активности;
- создание условий для формирования привычки к здоровому образу жизни детей, педагогов, родителей, а именно: - пополнение фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов, медиотеки.
2025 – 2026 учебный год
Раздел | Время проведения | Форма работы | Итог | Отчет о выполнении | ||||
Теоретический | Сентябрь | 1. Ознакомление с новой методической литературой по данной теме. 2. Изучение других печатных изданий, а так же электронных носителей информации. | 1.А. Г. Назарова «Игровой стретчинг» («Типография ОФТ», Спб.: 2005). 2. 1.Н.Ю. Савельева «Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях» Феникс Ростов-на-Дону, 2005г 3. Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры которые лечат» Творческий центр, Москва 2013г | Составление списка литературы. Интернет – источников. | ||||
Теоретический | Октябрь | 1.Определение целей и задач темы, ее актуальности
| 1.Формирование правильной осанки; формирование мышечной силы; 2.Развитие функций равновесия, вестибулярной устойчивости 3.Развитие внимания, памяти 4.Повышение интереса к занятиям, к труду взрослых. |
| ||||
Теоретический | Ноябрь | Разработка системы мер, направленных на решение проблемы | 1.Укрепление всех групп мышц (плечевого пояса, спины и таза, ног и свода стопы). 2.Увеличение гибкости и подвижности суставов 3.Развитие функции вестибулярного аппарата 4.Формирование осанки, костно-мышечного корсета 5.Профилактика различных заболеваний ОДА 6. Знакомство с трудом взрослых |
| ||||
Практический
| Декабрь | Разработать систему комплексов для занятий игровым стретчингом, ритмической гимнастики, подобрать игры по профориентации для детей старшего дошкольного возраста.
| Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В основной части переходим к ритмической гимнастики, игровому стретчингу, игровой деятельности. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом — знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором — совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. | Использование во время ОД физкультура | ||||
Январь | Разработать систему комплексов упражнений для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Создать в зале условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность. Пополнение уголка физического развития, атрибутов и реквизитов к играм. Изготовление пособий для проведения музыкально ритмических игр и упражнений. | Использование во время ОД физкультура | ||||||
Февраль | Разработать музыкально игровые комплексы стретчинга, ритмической гимнастики. Консультация для педагогов |
Тема: «Игра по формированию представлений о здоровом образе жизни, об ознакомлении с трудом взрослых – «Мой день» | Использование на физкультурных занятиях, праздниках, досугов. | |||||
Март | Подготовить консультацию для родителей Разработать сценарий сюжетного спортивного мероприятия | Тема: «Новые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ». «Сказочные эстафеты», подобрать эстафеты, подвижные игры, разминку - ритмическая гимнастика, стихи, призы. | Папка – передвижка в группах ДОУ Плакат фотографий детей во время спортивного мероприятия с детьми и родителями «Движение – жизнь!» | |||||
Апрель | Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по применению игрового стретчинга. Создание презентации Беседа для родителей | “Элементы игрового стретчинга на занятиях по физической культуре”. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста 5-7 лет» | Презентация | |||||
Май | Досуг Составить перспективное планирование на основе изученных методик и разработать комплексы утренней гимнастики и основных видов движений во время занятия по физическому развитию с применением ритмической гимнастики, игрового стретчинга и игр, которые закрепляют знания о профессиях взрослых. Систематизация подобранного методического и игрового материала. Подведение итогов проделанной работе | «Вечер подвижных игр по профориентации» в старшей группе 5-6 лет Цель: доставить детям радость и удовольствие от совместной деятельности с родителями. Тема: «Физическое развитие в игре» Цель: совершенствовать знание педагогов по использованию разных технологий для развития двигательной активности через игру. Подведение итогов проделанной работы по плану самообразованию. |
Папка-передвижка | |||||
2026 -2027 учебный год | ||||||||
Раздел | Время проведения | Форма работы | Итог | Отчет о выполнении | ||||
Практический | Сентябрь | 1.Поиск в интернете музыкального сопровождения для занятий по игровому стретчингу, ритмической гимнастики. 2. Продолжение работы по формированию комплексов упражнений по игровому стретчингу, ритмической гимнастики. Подбор игр по профориентации.
| Упражнение игрового стретчинга. Растягивание позвоночника вверх: «Деревце», «Весёлый жеребенок», «Лошадка», «Кошечка», «Волк». Упражнения, направленные на формирование правильной осанки и укрепления мышц спины: «Веточка», «Саранча», «Гора», «Павлин». Комплексы ритмической гимнастики. « Осень в золотой косынке», «Оранжевая песня», «Закаляйся». Подвижные игры. Профессия «Водитель»: «Тише едешь, дальше будешь», «Такси», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». | Использование во время ОД физкультура. Во время утренней гимнастики. Использование во время ОД физкультура. | ||||
Практический | Октябрь | Проведение консультации для родителей
| Тема: «Совершенствование двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через систему игрового стретчинга» | Папка – передвижка в группах ДОУ | ||||
Практический | Ноябрь | Организация и проведение досуговых мероприятий с применением ритмической гимнастики.
| Сюжетно – игровое занятие «Просто так» | Досуг | ||||
Практический | Декабрь | Презентация по элементам игрового стретчинга на занятиях по физической культуре. Знакомство с профессией «Воспитатель»
| Тема: «Игровой стретчинг в ДОУ» Подвижные игры. «Беги к тому, что назову», «Мы веселые ребята», «Вызов по имени», «У ребят порядок строгий». | Презентация Использование во время ОД физкультура. | ||||
Практический | Январь | Выступление на педсовете. Мастер-класс для педагогов ДОУ. | Тема: «Игровой стретчинг как способ повышения интереса к физкультурным занятиям». | Сообщение | ||||
Практический | Февраль | Проведение открытых просмотров с детьми по игровому стретчингу для родителей. Знакомство с профессией «Военный» |
Подвижные игры. «Часовой», «Снайперы», «Защити товарища», «Чья команда быстрее строится». | Открытый показ ОД для родителей Использование во время ОД физкультура. | ||||
Практический | Март | Консультация для родителей Продолжение работы по формированию комплексов упражнений игрового стретчинга, ритмической гимнастики. | Тема: «Ритмическая гимнастика дома» Упражнение игрового стретчинга. Растягивание в наклоне вперед: «Рыбка», «Змея». Позы на развитие статического равновесия: «Большая ель», «Ёлка», «Маленькая елочка», «Цапля», «Цапля машет крыльями», «Окошко», «Журавль». Комплексы ритмической гимнастики. «Солнечный круг», «Что такое доброта?», «Воробей». | Папка - передвижка | ||||
Отчетный | Апрель | Знакомство с профессией «Космонавт» Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему.
| Подвижные игры. «Космонавт», «Ждут нас быстрые ракеты». Ритмическая гимнастика «Космос». Элементы игрового стретчинга, ритмическая гимнастика, подвижные игры по профориентации на занятиях по физической культуре, с целью повышения интереса к занятиям. | Использование во время ОД физкультура. Презентация | ||||
Отчетный | Май | Демонстрация опыта в форме открытого занятия, утренней гимнастики, с применением игрового стретчинга, ритмической гимнастики и подвижных игр по профориентации для педагогов ДОУ |
| Открытый показ ОД для педагогов ДОУ | ||||
2025 – 2026 учебный год
Раздел | Время проведения | Форма работы | Итог | Отчет о выполнении | |
Теоретический | Сентябрь | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. 2. Изучение периодической печати. 3. Посещение виртуальных библиотек. | 1. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни — М.: Академия, 2012; 2. Нарскин Г.И. // Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . 2002. Интернет ресурсы https://www.maam.ru/obrazovanie/stretching | Составление списка литературы. Интернет – источников. | |
Практический | Октябрь | 1.Презентация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии (игровой стретчинг)»
2.Книжка - передвижка для родителей «Упражнения игрового стретчинга» | 1.Знакомство педагогов с поэтапным разучиванием упражнений игрового стретчинга. 2.Наглядный показ и выполнение упражнений игрового стретчинга, цель таких упражнений. | Презентация Книжка - передвижка | |
Теоретический | Ноябрь | Разработка проекта «Игровой стретчинг» | 1.Укрепление всех групп мышц (плечевого пояса, спины и таза, ног и свода стопы). 2.Увеличение гибкости и подвижности суставов 3.Развитие функции вестибулярного аппарата 4.Формирование осанки, костно-мышечного корсета 5.Профилактика различных заболеваний ОДА | Фотоотчет | |
Практический
| Декабрь | Мастер – класс для родителей
| «Влияние игрового стретчинга на физическое развитие ребенка» | Практическое освоение упражнений игрового стретчинга Использование во время динамических пауз между ОД, после сна. | |
Январь | 1.Поиск в интернете музыкального сопровождения для занятий по игровому стретчингу. 2. Продолжение работы по формированию комплекса упражнений по игровому стретчингу | Боковое растягивание: «Солнышко», «Месяц», «Солнышко садится за горизонт». Скручивание: «Лисичка», «Карусель», «Посмотри назад». | Использование во время ОД физкультура. Во время утренней гимнастики. | ||
Февраль | Разработать музыкально игровые комплексы стретчинга Круглый стол для педагогов |
Тема: «Основные принципы организации занятий игровым стретчингом» | Использование на физкультурных занятиях, праздниках, досугов. | ||
Март | Подготовить консультацию для родителей Разработать картотеку игрового стретчинга для составление сказок Знакомство с профессией «Водитель» | Тема: «Игровой стретчинг – путь к здоровью». «Стретчинг сказок» Подвижные игры. «Тише едешь, дальше будешь», «Такси» | Папка – передвижка в группах ДОУ Картотека упражнений игрового стретчинга Использование во время ОД физкультура. Во время утренней гимнастики. | ||
Апрель | Памятка для родителей Знакомство с профессией «Музыкант» | «Десять советов родителям о здоровом образе жизни». Подвижные игры. «Жмурки с колокольчиком», «Веселый бубен», «Путаница» Музыкальный конкурс «Поющие животные» | Буклет Использование во время ОД физкультура. Во время утренней гимнастики. | ||
Май | Итоговое занятие с детьми по игровому стретчингу Оценить эффективность собственной педагогической деятельности. | «Игровой стретчинг и Я!» Выступление на педсовете о проделанной работе. | Фотоколлаж занятия Самоанализ. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»
laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...

Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2020-2025 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Составила: Гильфанова Зайнап Робертовна
Задача и цели профессионального развития Основной целью моей работы является воспитание основ: научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которо...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»
Народные подвижные игры в жизни детей. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников....
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр
В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учр...

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр
В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»
В последние годы игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная з...
«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через подвижные игры»
laquo;Развитие двигательной активности детей дошкольного возрастачерез подвижные игры»...
