Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Кит, мы тебя знаем».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Дубакова Елена Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kit_my_tebya_znaem_konspekt.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

музыкально-тематического занятия

в подготовительной к школе группе

«Кит, мы тебя знаем».

Цель: Формировать у детей эмоциональное восприятие на музыку разных жанров и в разных видах деятельности.

        

Задачи:

  • Продолжать учить детей определять элементарный жанр музыкальных произведений.
  • Учить детей проявлять эмоциональное состояние в движениях под музыку.
  • С удовольствием участвовать в играх по обучению нотной грамоты.
  • Воспитывать культуру восприятия музыки.

Музыкальный репертуар:

  1. А. Лядов «Забавная» из цикла «Детские песни», аудиозапись
  2. И. Брамс «Вальс», аудиозапись
  3. Фрагмент русской народной песни «Эй, ухнем» аудиозапись
  4. Г. Свиридов «Военный марш», аудиозапись
  5. Д.Б. Кабалевский – попевки «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
  6. И. Костал «Звуки музыки»
  7. «Солнечный зайчик» муз. В. Голикова, сл. Г. Лагздынь сб. «Праздник каждый день» программа  для подготовительной группы «Ладушки» И. Каплуновой, И.Новоскольцевой.
  8. Танцы по выбору музыкального руководителя.

 Коммуникативные: «Танец – шутка»; «Бабка – Ёжка;

 парные: «Дружные тройки»  «Полька»,  И. Шрауса.

           Оборудование:

Аудиозапись  музыкальных фрагментов, платочек, ноты (в картинках) для деления на малые группы (до – 6, ми – 6, соль – 6). Нотные станы со скрипичными ключами, листы бумаги, фломастеры. Киты (в картинках): песня, марш, танец.

Ход занятия:

Вход в зал свободный. Музыкальное приветствие «Семь нот здоровья».

Музыкальный руководитель:

 – Ребята, вы любите играть?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда вставайте в круг. Всем удобно?

а) Социо – игра «Одновременность».

Звучит танцевальная музыка CD диска Т. Буренина «Ритмическая мозаика», музыкальный руководитель показывает танцевальное движение на первую музыкальную фразу и на конец фразы даёт словесный сигнал детям: «Ап!», дети все одновременно и самостоятельно  повторяют движение на вторую музыкальную фразу. Затем педагог меняет танцевальное движение, дети его запоминают и повторяют по сигналу. Движений может быть не одно, а 2-3, цепочка хлопков, притопов, пружинка, ковырялочка, шаги.

(Упражнение считается хорошо выполненным, когда оно выполняется всеми одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе.) Социо-игровой подход помогает ребёнку научиться и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму, движению. Фоном может звучать музыка по выбору музыкального руководителя (можно без музыки, в зависимости от подготовленности детей).

 – Не забудьте улыбнуться, чтобы передать настроение музыки и выполнять движения одновременно после команды: Ап!

– Ребята,  у нас  у всех получалось выполнить одновременно или кто-то отставал, а может, торопился?  

Дети: Саша торопился, а Маша  и Дима отставали, не успевал Толя….

Музыкальный руководитель: Вы все очень старались, молодцы! А кто скажет, что такое музыкальные жанры?

Дети: Это три кита в музыке – песня, танец и марш.

Музыкальный руководитель: Конечно, это наши знакомые три кита в музыке – танец, песня  и марш.

Тихо, тихо встанем рядом

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном расписном.

Вдаль бегут такие звуки,

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой.

Сейчас прозвучит музыка, вы глазками найдёте в нашем зале одного из китов и тихонько подойдёте к нему (картинки с китами расположены в разных местах зала).

Звучит «Забавная» А. Лядова. Дети подходят к киту песня.

Музыкальный руководитель:

– К какому киту вы подошли? А какие по жанру бывают песни?

Дети:  русские народные, колыбельные, а ещё песни сочиняют композиторы.

Музыкальный руководитель: – Как композитор записывает музыку?

Дети: 

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нём все ноты точки,        

Разместились по местам.

Музыкальный руководитель:

– Пусть ласточек гнездо – это…

Дети: До.

Музыкальный руководитель:

– Осинины на дворе – это…

Дети: Ре.

Музыкальный руководитель:

– Плачет ветер за дверьми – это…

Дети: Ми.

Музыкальный руководитель:

– У дождика тиха строфа – это...

Дети: Фа.

Музыкальный руководитель:

– У неё своя есть роль – это…

Дети: Соль

Музыкальный руководитель:

– Затихает вся земля – это…

 Дети: Ля

Музыкальный руководитель:

– Дождик скуку унеси – это …

Дети: Си.

Музыкальный руководитель:

– А как этот знак зовётся, перед нотною строкой,

 Он стоит, как часовой?

Дети:

Скрипичный ключ,

Он строку нам открывает,

А в строке любой из нот

Место он определяет и название даёт.

Музыкальный руководитель:

Снова музыка зовёт, кто из китов нас дальше ждёт?!

Звучит «Вальс» Брамса. Дети подходят к киту танец.

– Какой кит вас позвал? А название танцу дадите? Как можно двигаться под эту музыку? Давайте попробуем!

Дети встают в два круга.  Шаг вальса на счет – 1,2,3. 1,2,3. Качание, кружение по одному. Шаг в круг, из круга.

Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше в музыкальное путешествие, будьте внимательны.

Звучит фрагмент русской народной песни «Эй, ухнем».

Проследить все ли дети подойдут к киту песня.

Музыкальный руководитель: А почему вы снова подошли к этому киту?

Дети: Потому что снова звучит песня.

Похвалить детей и предложить им подпевать повторяющиеся слова: «Эй, ухнем!»

Звучит «Военный марш» Свиридова.

Музыкальный руководитель:

– Какой кит вас так долго ждал? 

Дети: Марш.

Музыкальный руководитель:  По характеру музыка этого марша, какая?  Дети: Бодрая, храбрая, военная, бравая, смелая, бойкая….

Музыкальный руководитель:

– Давайте попробуем его нарисовать! Звучит марш, дети рисуют отрывистые линии в характере марша.  Музыка заканчивается, дети закрывают фломастеры.

б)  А теперь  пришла пора поиграть вам, детвора.

Социо – игра «Передай платочек».

Музыкальный руководитель: Условие игры – платочек передаёте, кому хотите.        

Дети стоят в кругу. Начинает звучать музыкальный небольшой фрагмент (марша, польки, вальса). Водящий передаёт платочек в характере музыки своему другу. Под марш – он марширует, под польку – движется поскоками, под вальс – кружится. Затем, кланяясь, передаёт снежинку, выбранному другу.

Варианты: а) передавать можно любой предмет (сосульку, платочек, листочек, цветок);

б) предмет можно передавать как по кругу, так и хаотично, по выбору детей.

в) Деление на команды: по ноткам.

Музыкальный руководитель:

– Какая нотка  спряталась в слове фазан? Дети: ФА.

– В слове минутка? Дети: МИ.

– В огороде есть фасоль, а у нот есть нотка…? Дети: СОЛЬ.

Дети берут нотки и делятся на малые группы.

Музыкальный руководитель:  Поставьте свои ноты на нотный стан.  Дети берут нотки и делятся на малые группы.

– Где нотка «до» у нас живёт?

                                                        Дети: Внизу на маленькой скамейке,

                                                                   На добавочной линейке.

Музыкальный руководитель:   Нотка  соль ты, где живёшь,

где ты песенки поёшь?

                                                     Дети:    На второй линейке соль

                                                                   С ноткой «фа» встречается.

                                                                   Если скажешь фа и соль,

                                                                   Получается фасоль

                                                                   Слово получается.

Музыкальный руководитель:   – Почему «фа» загрустила?

                                                    Дети:  Между первой и второй,

                                                              «Фа» глядит в окошко,

                                                                Между первой и второй

                                                                Тесно ей немножко.

г) Попевки: 

Музыкальный руководитель:

            Команда  «ФА»,  послушайте свою мелодию, покажите, куда она движется.

          «Я стою на месте». Дети пропевают  мелодию и показывают рукой ее движение.

Команда  «СОЛЬ»  – «А я шагаю вверх». Дети пропевают  мелодию и показывают рукой ее движение.

            Команда  «ДО»  –  «А я шагаю вниз»  Уносят нотные станы и нотки поочерёдно.      

              Садятся таким же составом около пианино.

Музыкальный руководитель:

– Какая команда желает петь звукоряд в песне «Звуки музыки»? Дети: Мы. (Какая либо из команд). Пожалуйста, остальные поют выразительно, чётко слова.

Дети исполняют песню «Звуки музыки» И. Костала.

           Музыкальный руководитель:

– Какая из команд  угадает мелодию песни? (Дети отгадывают мелодию знакомой им песни)

д) Звучит мелодия песни «Солнечный зайчик» В. Голикова.        

Музыкальный руководитель:

– Как будем петь все вместе или по командам?

– Как можно двигаться под  музыкальное сопровождение этой песни?

Дети: поскоками, прыжками.

Музыкальный руководитель: В жанре, какого танца она написана композитором? Дети: В жанре польки.

           Дети поют знакомую песню, как договорились (все вместе, с солистами, по

          куплету командами и т.д.).

Музыкальный руководитель:

            е) Договоритесь в командах, какой знакомый танец вы сейчас станцуете?

          Предлагаемые танцы: «Дружные тройки»,  «Танец – шутка», «Бабки Ёжки».

ж) Музыкальная импровизация слова «До свидания».

ОЭР (Образовательные электронные  ресурсы):

  1. Учебное пособие. Аудиокассеты с методическими рекомендациями  «Мы слушаем музыку»  к программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
  2. Аудиозапись  музыки к оздоровительно-развивающей программе   М. Л. Лазарева «Здравствуй».

       3. Т. Буренина «Ритмическая мозаика»  – CD диск.

Список использованной литературы и парциальных программ:

  1. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации.
  1. И. Каплунова, И. Новоскольцева программа «Ладущки. Праздник каждый день».
  2. Эмоциональное развитие дошкольника дет. сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; под ред. А.В. Кошелевой, - М.: Просвещение, 1985.
  3. В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова «Социо-игровые подходы в педагогике»,   «Возвращение к таланту».