Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Кит, мы тебя знаем».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
музыкально-тематического занятия
в подготовительной к школе группе
«Кит, мы тебя знаем».
Цель: Формировать у детей эмоциональное восприятие на музыку разных жанров и в разных видах деятельности.
Задачи:
- Продолжать учить детей определять элементарный жанр музыкальных произведений.
- Учить детей проявлять эмоциональное состояние в движениях под музыку.
- С удовольствием участвовать в играх по обучению нотной грамоты.
- Воспитывать культуру восприятия музыки.
Музыкальный репертуар:
- А. Лядов «Забавная» из цикла «Детские песни», аудиозапись
- И. Брамс «Вальс», аудиозапись
- Фрагмент русской народной песни «Эй, ухнем» аудиозапись
- Г. Свиридов «Военный марш», аудиозапись
- Д.Б. Кабалевский – попевки «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
- И. Костал «Звуки музыки»
- «Солнечный зайчик» муз. В. Голикова, сл. Г. Лагздынь сб. «Праздник каждый день» программа для подготовительной группы «Ладушки» И. Каплуновой, И.Новоскольцевой.
- Танцы по выбору музыкального руководителя.
Коммуникативные: «Танец – шутка»; «Бабка – Ёжка;
парные: «Дружные тройки» «Полька», И. Шрауса.
Оборудование:
Аудиозапись музыкальных фрагментов, платочек, ноты (в картинках) для деления на малые группы (до – 6, ми – 6, соль – 6). Нотные станы со скрипичными ключами, листы бумаги, фломастеры. Киты (в картинках): песня, марш, танец.
Ход занятия:
Вход в зал свободный. Музыкальное приветствие «Семь нот здоровья».
Музыкальный руководитель:
– Ребята, вы любите играть?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Тогда вставайте в круг. Всем удобно?
а) Социо – игра «Одновременность».
Звучит танцевальная музыка CD диска Т. Буренина «Ритмическая мозаика», музыкальный руководитель показывает танцевальное движение на первую музыкальную фразу и на конец фразы даёт словесный сигнал детям: «Ап!», дети все одновременно и самостоятельно повторяют движение на вторую музыкальную фразу. Затем педагог меняет танцевальное движение, дети его запоминают и повторяют по сигналу. Движений может быть не одно, а 2-3, цепочка хлопков, притопов, пружинка, ковырялочка, шаги.
(Упражнение считается хорошо выполненным, когда оно выполняется всеми одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе.) Социо-игровой подход помогает ребёнку научиться и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму, движению. Фоном может звучать музыка по выбору музыкального руководителя (можно без музыки, в зависимости от подготовленности детей).
– Не забудьте улыбнуться, чтобы передать настроение музыки и выполнять движения одновременно после команды: Ап!
– Ребята, у нас у всех получалось выполнить одновременно или кто-то отставал, а может, торопился?
Дети: Саша торопился, а Маша и Дима отставали, не успевал Толя….
Музыкальный руководитель: Вы все очень старались, молодцы! А кто скажет, что такое музыкальные жанры?
Дети: Это три кита в музыке – песня, танец и марш.
Музыкальный руководитель: Конечно, это наши знакомые три кита в музыке – танец, песня и марш.
Тихо, тихо встанем рядом
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном расписном.
Вдаль бегут такие звуки,
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой.
Сейчас прозвучит музыка, вы глазками найдёте в нашем зале одного из китов и тихонько подойдёте к нему (картинки с китами расположены в разных местах зала).
Звучит «Забавная» А. Лядова. Дети подходят к киту песня.
Музыкальный руководитель:
– К какому киту вы подошли? А какие по жанру бывают песни?
Дети: русские народные, колыбельные, а ещё песни сочиняют композиторы.
Музыкальный руководитель: – Как композитор записывает музыку?
Дети:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан,
И на нём все ноты точки,
Разместились по местам.
Музыкальный руководитель:
– Пусть ласточек гнездо – это…
Дети: До.
Музыкальный руководитель:
– Осинины на дворе – это…
Дети: Ре.
Музыкальный руководитель:
– Плачет ветер за дверьми – это…
Дети: Ми.
Музыкальный руководитель:
– У дождика тиха строфа – это...
Дети: Фа.
Музыкальный руководитель:
– У неё своя есть роль – это…
Дети: Соль
Музыкальный руководитель:
– Затихает вся земля – это…
Дети: Ля
Музыкальный руководитель:
– Дождик скуку унеси – это …
Дети: Си.
Музыкальный руководитель:
– А как этот знак зовётся, перед нотною строкой,
Он стоит, как часовой?
Дети:
Скрипичный ключ,
Он строку нам открывает,
А в строке любой из нот
Место он определяет и название даёт.
Музыкальный руководитель:
Снова музыка зовёт, кто из китов нас дальше ждёт?!
Звучит «Вальс» Брамса. Дети подходят к киту танец.
– Какой кит вас позвал? А название танцу дадите? Как можно двигаться под эту музыку? Давайте попробуем!
Дети встают в два круга. Шаг вальса на счет – 1,2,3. 1,2,3. Качание, кружение по одному. Шаг в круг, из круга.
Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше в музыкальное путешествие, будьте внимательны.
Звучит фрагмент русской народной песни «Эй, ухнем».
Проследить все ли дети подойдут к киту песня.
Музыкальный руководитель: А почему вы снова подошли к этому киту?
Дети: Потому что снова звучит песня.
Похвалить детей и предложить им подпевать повторяющиеся слова: «Эй, ухнем!»
Звучит «Военный марш» Свиридова.
Музыкальный руководитель:
– Какой кит вас так долго ждал?
Дети: Марш.
Музыкальный руководитель: – По характеру музыка этого марша, какая? Дети: Бодрая, храбрая, военная, бравая, смелая, бойкая….
Музыкальный руководитель:
– Давайте попробуем его нарисовать! Звучит марш, дети рисуют отрывистые линии в характере марша. Музыка заканчивается, дети закрывают фломастеры.
б) А теперь пришла пора поиграть вам, детвора.
Социо – игра «Передай платочек».
Музыкальный руководитель: Условие игры – платочек передаёте, кому хотите.
Дети стоят в кругу. Начинает звучать музыкальный небольшой фрагмент (марша, польки, вальса). Водящий передаёт платочек в характере музыки своему другу. Под марш – он марширует, под польку – движется поскоками, под вальс – кружится. Затем, кланяясь, передаёт снежинку, выбранному другу.
Варианты: а) передавать можно любой предмет (сосульку, платочек, листочек, цветок);
б) предмет можно передавать как по кругу, так и хаотично, по выбору детей.
в) Деление на команды: по ноткам.
Музыкальный руководитель:
– Какая нотка спряталась в слове фазан? Дети: ФА.
– В слове минутка? Дети: МИ.
– В огороде есть фасоль, а у нот есть нотка…? Дети: СОЛЬ.
Дети берут нотки и делятся на малые группы.
Музыкальный руководитель: Поставьте свои ноты на нотный стан. Дети берут нотки и делятся на малые группы.
– Где нотка «до» у нас живёт?
Дети: Внизу на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Музыкальный руководитель: Нотка соль ты, где живёшь,
где ты песенки поёшь?
Дети: На второй линейке соль
С ноткой «фа» встречается.
Если скажешь фа и соль,
Получается фасоль
Слово получается.
Музыкальный руководитель: – Почему «фа» загрустила?
Дети: Между первой и второй,
«Фа» глядит в окошко,
Между первой и второй
Тесно ей немножко.
г) Попевки:
Музыкальный руководитель:
Команда «ФА», послушайте свою мелодию, покажите, куда она движется.
«Я стою на месте». Дети пропевают мелодию и показывают рукой ее движение.
Команда «СОЛЬ» – «А я шагаю вверх». Дети пропевают мелодию и показывают рукой ее движение.
Команда «ДО» – «А я шагаю вниз» Уносят нотные станы и нотки поочерёдно.
Садятся таким же составом около пианино.
Музыкальный руководитель:
– Какая команда желает петь звукоряд в песне «Звуки музыки»? Дети: Мы. (Какая либо из команд). Пожалуйста, остальные поют выразительно, чётко слова.
Дети исполняют песню «Звуки музыки» И. Костала.
Музыкальный руководитель:
– Какая из команд угадает мелодию песни? (Дети отгадывают мелодию знакомой им песни)
д) Звучит мелодия песни «Солнечный зайчик» В. Голикова.
Музыкальный руководитель:
– Как будем петь все вместе или по командам?
– Как можно двигаться под музыкальное сопровождение этой песни?
Дети: поскоками, прыжками.
Музыкальный руководитель: В жанре, какого танца она написана композитором? Дети: В жанре польки.
Дети поют знакомую песню, как договорились (все вместе, с солистами, по
куплету командами и т.д.).
Музыкальный руководитель:
е) Договоритесь в командах, какой знакомый танец вы сейчас станцуете?
Предлагаемые танцы: «Дружные тройки», «Танец – шутка», «Бабки Ёжки».
ж) Музыкальная импровизация слова «До свидания».
ОЭР (Образовательные электронные ресурсы):
- Учебное пособие. Аудиокассеты с методическими рекомендациями «Мы слушаем музыку» к программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
- Аудиозапись музыки к оздоровительно-развивающей программе М. Л. Лазарева «Здравствуй».
3. Т. Буренина «Ритмическая мозаика» – CD диск.
Список использованной литературы и парциальных программ:
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева программа «Ладущки. Праздник каждый день».
- Эмоциональное развитие дошкольника дет. сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; под ред. А.В. Кошелевой, - М.: Просвещение, 1985.
- В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова «Социо-игровые подходы в педагогике», «Возвращение к таланту».