Музыкальное занятие "Шагаем по лесенке в поиске песенки"
учебно-методический материал по музыке на тему

Занятие способствует формированию ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста, знакомит с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, учит слышать начало и конец музыкальной фразы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Шагаем по лесенке в поиске песенки"

музыкальный руководитель  Илларионова Е.Б.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Группа: подготовительная к школе.

Вид: музыкальное развитие.

Тип: обучающее.

 Цель занятия: Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

 Программное содержание:

 Образовательные задачи:

1.     Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.     Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

3.     Способствовать формированию умения придумывать слова и  воспроизводить ритмослоги.

4.     Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

 Развивающие задачи:

1.     Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2.     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

3.     Развивать координацию, переключаемость движений.

 Воспитательная задача:

1.     Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

 Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

 Материал:

Лесенка из семи ступеней;

детские музыкальные инструменты: (ложки, рубель, дудочка,  кастаньеты,  маракасы,  металлофон, колокольчик,  бубен);

ритмический кубик;

нотки;

схемы на слайдах.

Ход занятия:

Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению  педагога. Встают в круг.

 Педагог: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Педагог: А теперь поздороваемся с нашими гостями.

Доброе утро нашим гостям, доброе утро всем!

Педагог: Мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?

 Ответы детей.

Педагог:

Я знаю, что вы очень любите петь, но также знаю, что все: и дети, и взрослые, и даже звери тоже любят петь, и начинают своё утро веселой песней.

 Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

 Педагог:

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст  произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст  громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

Педагог:

А о чём же в ней поётся?

Дети:

Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

 Педагог:

Ну а где же наша песенка?

А как вы думаете, где прячется песенка?

 Ответы детей.

 Педагог и дети подходят к лесенке, состоящей из 7 ступеней.

 Педагог:

А мне кажется, я знаю, где находится песенка…

Посмотрите, у нас в зале стоит лесенка, но лесенка не простая, а музыкальная. И наша песня прячется  на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

 Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.

 1 –е задание:

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

 Педагог:

А какие слова для песни можно найти на небе?

 Дети предлагают варианты

 Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки.

А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.

 Речевая игра «Слово на ладошках»

(слова Н.Никулевой, музыка Е.Попляновой)

 Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово,

Не беда, играем в слово!

 Дети  произносят и прохлопывают ритмослоги.

Педагог: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог: Справились, молодцы!

Педагог вызывает ребенка взять следующую нотку, читает задание:

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

 Педагог: Интересное задание!

Я хочу вам рассказать зимнюю сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на слайдах появляются изображения инструментов в соответствии с текстом.

 Элементарное музицирование «Зимнее рондо»

(Т.Тютюнникова)

 Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок.

Скок, скок, скок. (ложки)

Санки скрипят, (рубель)

Бубенчики звенят. (колокольчик)

Дятел стучит (бубен)

Вьюга свистит (дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (кастаньеты)

Рыжая лисичка зайца стережёт (маракасы)

 Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит (колокольчик)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)\

С горки «у-ух!». В ямку «бух!» (металлофон)

Приехали!

 Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку?

Ответы детей.

На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших  бейджиках.

Я  спою сказку, а вы  будете озвучивать её музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

 Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

 Педагог: Молодцы!

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог: А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

Предлагает  другому ребенку взять 3-ю  нотку.

Педагог. Чтобы выполнить следующее задание, сядем с вами в круг.

читает задание:

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите,

По рисунку спойте верно.

Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то полоски – длинные и короткие. Как вы думаете, чтобы это значило?

 Ответы детей.

Педагог: Длинные полоски обозначают долгий звук, а короткие полоски – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом  «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

 Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

 Ты беги весёлый кубик

Быстро-быстро по рукам.

У кого остался кубик –

Тот прохлопает «ти-та»  

как вы думаете справились с заданием?

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни. Педагог. А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.  Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?  ( Предлагает ребенку взять 4 ноту)

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

 Подходит к 4-й ступени, берет нотку, читает задание:

Есть слова, есть инструменты,

 а вы ноты знаете?

Педагог: Ребята, вы знаете название нот? (ответы). ( Пение гаммы)

Я предлагаю вам спеть песенку про ноты.

                             « ПЕСНЯ про ноты»

Дети встают рядом,  подпевают гамму.

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог: И эта нотка  зазвучала, что это значит?  (Ответы детей)

Посмотрите на нашем нотном стане появилась 4нотка .

Мы справились с заданием? Возьмите следующую нотку5:

Начало есть у песни,

Начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете

Начало и конец?

Педагог: Дети занимают места.

Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит «Вальс-шутка» Д.Шестаковича ) Очень похоже,  как снежинки то опускаются вниз, когда их подхватывает ветер. На  начало музыкальной фразы снежинки  взлетают, а на конец музыкальной фразы опускаются.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)

Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетали и опускались снежинки.

 Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог: А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

Ребенок подходит к 6-й ступени, берет нотку.

Зазвучала песня в ритме,

А теперь – с движением,

Вы на месте не сидите,

Ритмичный танец разучите.

Дети по показу педагога танцуют

                                     Танец

Понравился вам танец?   (Ответы детей)

По окончании танца на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Педагог:

 А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Ребенок подходит к 7-й ступени, берет нотку.

Педагог. Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют. Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню.  

                                    «Улыбка» В.Шаинского

 Педагог подводит итог.

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно,   возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что вам понравилось на занятии?

 Педагог:

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!  (поет)

Дети. (поют) до свидания!

 Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.