Музыкальное занятие "Любимые игрушки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Подборнова Екатерина Сергеевна

В конструкте кратко описаны основные этапы занятия, а так же цели, задачи, оборудование. Более подробно ход и планируемые результаты описаны в технологической карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_lyubimye_igrushki.docx21.51 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx42.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Любимые игрушки»

Возрастная группа: дети седьмого года жизни

Форма НОД: музыкальное занятие

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (г. Красноуфимск, 2014 год).
  • Белкина С.И. и др. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 5-6 лет) – М.:  Просвещение, 1983. – 208 с.
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Музыка 1985
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Ломова Т.П. Музыка в детском саду. Выпуск 2. Для детей 5-6 лет . Песни и пьесы в сопровождении фортепиано (баяна). – М.: Музыка 1982
  • Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 64 с.
  • Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Композитор», 2000. – 80 с.
  • Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.

Средства:

  • наглядные: «Круги Луллия», морфологическая таблица.
  • реквизиты для игры: игрушка, обруч.
  • литературные: «Мамины игрушки» Моника Масгеди, 2013.
  • музыкальные: «Марш деревянных солдатиков» (муз. П.И. Чайковского), «Новая кукла» (муз. П.И. Чайковского), «Оловянный солдатик» (муз. О. Громовой), «Детская полька» (муз. М.И. Глинки), «Комаринская» (муз. П.И. Чайковского), «Турецкий марш» (муз. В.А. Моцарта), «В пещере горного короля» (муз. Э. Грига), «Менуэт» (муз. В.А. Моцарта), «Весело-грустно» (муз. Л. Бетховена), «Страшилище» (муз. В. Витлина), латвийская народная мелодия (игра «Кто скорее возьмет игрушку»), русские народные наигрыши для импровизации.

Задачи образовательной программы:

  1. Совершенствовать навыки пения и движения под музыку, развивая чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования.
  2. Учить танцевальным движениям под музыку.
  3. Побуждать детей к элементарному музицированию.
  4. Учить музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуя умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  5. Знакомить с творчеством русских композиторов.
  6. Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
  7. Создавать условия для восприятия музыкальных произведений.
  8. Знакомить с высокохудожественными произведениями музыкального искусства.
  9. Побуждать к высказыванию своего отношения к произведению, задавая вопросы.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки.
  2. Формировать у детей певческие навыки: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию; умение петь сольно и хором по фразам.
  3. Добиваться исполнения песен с эмоциональным настроем, закреплять навыки выразительного исполнения.
  4. Побуждать детей к ритмической импровизации с помощью «Кругов Луллия».
  5. Совершенствовать умение сводного ориентирования в пространстве.
  6. Использовать на занятии современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии – методика Емельянова для развития голоса; ТРИЗ-технология – метод «Круги Луллия» (Р. Луллия), метод «Морфологический анализ» (Ф. Цвикке)

Этап

Краткое содержание

Планируемый результат

1. Мотивационный этап (2 мин.)

Стихотворение Моники Масгеди «Мамины игрушки». Стимулирование творческой активности детей.

Воспитанники мотивированны к участию в совместной деятельности, идут на контакт с педагогом и другими детьми.

2. Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений (7 мин.)

Слушание и обсуждение произведений П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла». Активизация мышления с помощью метода «Морфологический анализ».

Высказываются о характере музыки, музыкальном образе, высоте звучания произведения. В процессе обсуждения проявляют развитое мышление, фантазию. Пополнен словарный запас для определения характера музыки. Дети имеют представление о русском композиторе П.И. Чайковском, а так же о его конкретных произведениях (произведениях из «Детского альбома»).

3. Пение (7 мин.)

Артикуляционная гимнастика, упражнения для развития голоса по системе В. Емельянова. Разучивание песни О. Громовой «Оловянный солдатик», исполнение хором и индивидуально, по ролям. Работа над выразительностью исполнения.

Сформированы певческие навыки: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию; умение петь сольно и хором по фразам; умение точно исполнять ритмический рисунок песни – пунктир; умение петь умеренно громко, не форсируя звук.

4. Музыкально-ритмические движения (4 мин.)

Творческая музыкально-ритмическая импровизация с помощью метода «Круги Луллия».

Участвуют и проявляют себя в импровизации разнохарактерных произведений. Прослеживается образность и выразительность движений, а так же самостоятельность в передаче игровых и танцевальных образов.


5. Игровая деятельность (4 мин.)

Музыкальная игра «Кто скорее возьмет игрушку».

Различают неконтрастные части музыки, ритмично двигаются поскоками, отмечают окончание музыки (взять игрушку).

6. Этап рефлексии (1 мин.)

Осуждение сложных и наиболее понравившихся моментов на занятии, обобщение всего материала.

Максимально раскрепощены и проявляют активность в совместном обсуждении этапов занятия.

* Технологическая карта занятия представлена в Приложении 1



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Любимые игрушки»

Возрастная группа: дети седьмого года жизни

Форма НОД: музыкальное занятие

Форма организации: групповая

Учебно-методический комплект:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (г. Красноуфимск, 2014 год).
  • Белкина С.И. и др. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 5-6 лет) – М.:  Просвещение, 1983. – 208 с.
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Музыка 1985
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Ломова Т.П. Музыка в детском саду. Выпуск 2. Для детей 5-6 лет . Песни и пьесы в сопровождении фортепиано (баяна). – М.: Музыка 1982
  • Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 64 с.
  • Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Композитор», 2000. – 80 с.
  • Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.

Средства:

наглядные: «Круги Луллия», морфологическая таблица.

реквизиты для игры: игрушка, обруч.

литературные: «Мамины игрушки» Моника Масгеди, 2013.

музыкальные: «Марш деревянных солдатиков» (муз. П.И. Чайковского), «Новая кукла» (муз. П.И. Чайковского), «Оловянный солдатик» (муз. О. Громовой), «Детская полька» (муз. М.И. Глинки), «Комаринская» (муз. П.И. Чайковского), «Турецкий марш» (муз. В.А. Моцарта), «В пещере горного короля» (муз. Э. Грига), «Менуэт» (муз. В.А. Моцарта), «Весело-грустно» (муз. Л. Бетховена), «Страшилище» (муз. В. Витлина), латвийская народная мелодия (игра «Кто скорее возьмет игрушку»), русские народные наигрыши для импровизации.


Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

воспитанников группы

  1. Совершенствовать навыки пения и движения под музыку, развивая чувство ритма и звуковысотный слух, навыки интонирования.
  2. Учить танцевальным движениям под музыку.
  3. Побуждать детей к элементарному музицированию.
  4. Учить музицировать индивидуально и ансамблем, совершенствуя умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  5. Знакомить с творчеством русских композиторов.
  6. Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
  7. Создавать условия для восприятия музыкальных произведений.
  8. Знакомить с высокохудожественными произведениями музыкального искусства.
  9. Побуждать к высказыванию своего отношения к произведению, задавая вопросы.
  1. Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки.
  2. Формировать у детей певческие навыки: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию; умение петь сольно и хором по фразам.
  3. Добиваться исполнения песен с эмоциональным настроем, закреплять навыки выразительного исполнения.
  4. Побуждать детей к ритмической импровизации с помощью «Кругов Луллия».
  5. Совершенствовать умение сводного ориентирования в пространстве.
  6. Использовать на занятии современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии – методика Емельянова для развития голоса; ТРИЗ-технология – метод «Круги Луллия» (Р. Луллия), метод «Морфологический анализ» (Ф. Цвикке).

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия,

деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

результат

1. Мотивационный этап (2 мин.)

- Здравствуйте! Есть одно интересное стихотворение, которое называется «Мамины игрушки».

- Как вы думаете, быть может, нашим мамам действительно иногда хочется поиграть в игрушки? Ведь в детстве у них тоже были игрушки, но совсем не такие, как сейчас у нас. Кто-нибудь знает, какие игрушки были у наших мам и пап?

- А у вас есть любимые игрушки? Какие? Представьте, как бы передвигались ваши игрушки. Попробуйте пройти и присесть на стульчики так же.

  • Педагог приглашает детей пройти в зал и выстроиться по кругу.
  • Педагог читает стихотворение «Мамины игрушки» Моники Масгеди (Приложение 2).
  • Педагог стимулирует детей к мыслительной деятельности, а так же к творческой активности.
  • Дети входят в зал, выстраиваются в круг.
  • Дети слушают стихотворение.
  • Дети вспоминают из рассказов мам и пап, какие игрушки были у родителей.
  • Дети изображают своих любимых игрушек, пока рассаживаются на места.

Воспитанники мотивированны к участию в совместной деятельности, идут на контакт с педагогом и другими детьми.


2. Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений (7 мин.)

- Вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдет о любимых игрушках.

- О них нам могут рассказать не только стихотворения, рассказы, но и музыка. Например, русский композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом разных произведений, многие из которых рассказывают о детских игрушках. Написал он альбом для своего племянника и назвал его «Детский альбом». Предлагаю прослушать два произведения из этого альбома. Первое произведение называется «Новая кукла», послушайте, пожалуйста, и скажите, о чем хотел рассказать Петр Ильич в своей музыке.

- У Чайковского есть еще одно произведение. Сейчас я его вам продемонстрирую, а вы сравните, похожи или отличаются эти два произведения. Какой характер, что хотел изобразить композитор в этой музыке.

- У меня есть вот такая занимательная таблица, посмотрите, по верхнему ряду расположены варианты разных настроений (злой, веселый и пр.). Какое еще настроение вы здесь видите? А сверху вниз расположены варианты высот звука. Какой у нас бывает звук по высоте? (Высокий, средний, низкий). Так же у меня есть 2 картинки с изображением деревянных солдатиков и новой куклы из только что прослушанных произведений. Кто сможет найти место этим картинкам в данной таблице.

- Вы прекрасно справились с заданием, теперь у каждой картинки есть подходящая ячейка в таблице!

  • Педагог рассказывает о русском композиторе П.И. Чайковском и о его «Детском альбоме».
  • Педагог предлагает детям послушать произведения «Новая кукла» и «Марш деревянных солдатиков» и проанализировать их. Стимулирует детей к высказыванием своего отношения, своих эмоций от прослушанных произведений.
  • Педагог направляет, способствует проявлению активного мышления детей при сравнении двух произведений.
  • С помощью метода «Морфологический анализ» педагог активизирует мышление детей.
  • Педагог поощряет инициативу детей, высказывает восхищение проделанной работой.
  • Дети слушают рассказ педагога.
  • Дети внимательно слушают произведения, фантазирует, представляют, размышляют о  музыке. Затем делятся впечатлениями. Выражают свои эмоции посредством слов, выстраивания предложений.
  • Дети сравнивают два произведения.
  • Дети объясняют значение пиктограмм и условных обозначений на таблице.
  • Дети делают выбор, осуществляя контроль и взаимоконтроль. Объясняют свой выбор.
  • Дети самостоятельно подбирают место для картинки, анализируя к какому столбцу и какой строке она может быть отнесена.

Высказываются о характере музыки, музыкальном образе, высоте звучания произведения. В процессе обсуждения проявляют развитое мышление, фантазию. Пополнен словарный запас для определения характера музыки. Дети имеют представление о русском композиторе П.И. Чайковском, а так же о его конкретных произведениях (произведениях из «Детского альбома»).


3. Пение (7 мин.)

- В каком еще виде музыкальной деятельности можно рассказать об игрушках? (В песне, в танце…)

- Я знаю одну песенку, послушайте ее и скажите, о какой игрушке она. (Песня об оловянном солдатике).

- Как вы считаете, эту песню нужно петь всем коллективом, хором или можно спеть ее по ролям? Какие в песни есть роли? (Песню можно спеть по ролям: сначала задает вопрос весь хор, затем отвечает один солдатик).

- Но прежде чем приступить к разучиванию этой песенки нам нужно подготовить наши связки, наш артикуляционный аппарат (это язык, губы и пр.) к пению. Для этого мы выполним несколько интересных упражнений. Повторяйте их за мной.

- Вот теперь мы можем приступить к разучиванию песенки.

- Сейчас, когда мы уже хорошо познакомились с этой песней, можно спеть ее по ролям. Кто желает быть «оловянным солдатиком»?

-Что понравилось больше в  исполнении песни? Что удалось? Что немного не получилось?

- Мне очень понравилось исполнение…. Он (она) пел(а) очень… (чисто, четко, правильно ритмически и т.п.).

  • Педагог предлагает назвать виды музыкальной деятельности, в которых еще можно рассказать об игрушках.
  • Педагог предлагает детям прослушать, а затем обсудить песню «Оловянный солдатик» (муз. О. Громовой) – задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, а так же комментирует высказывания детей.
  • Педагог проводит артикуляционную гимнастику, а так же распевание по методу Емельянова (Приложение 3).
  • Педагог разучивает песню с детьми, используя следующие приемы: пение хором, ансамблем и индивидуально с музыкальным сопровождением и без него. После исполнения педагог высказывает свое восхищение по отношению к сольному, а так же хоровому исполнению песни.
  • Дети вспоминают виды музыкальной деятельности, называют виды музыкальной деятельности, с помощью которых можно рассказать об игрушках. При ответе на вопрос выстраивают предложение.
  • Дети слушают песню. Обсуждают характер песни, ее замысел, выражая свои эмоции к произведению. Решают можно ли исполнить песню по ролям. Объясняют свой ответ.
  • Дети выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога.
  • Дети повторяют мелодию за педагогом, поют хором, ансамблем по 3-4 человека и по одному (некоторые). Берут на себя роль «солдатика» (самостоятельно распределяют роли), исполняют песню по ролям. Делятся впечатлениями от исполнения песни.

Сформированы певческие навыки: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию; умение петь сольно и хором по фразам; умение точно исполнять ритмический рисунок песни – пунктир; умение петь умеренно громко, не форсируя звук.

4. Музыкально-ритмические движения (4 мин.)

- Сейчас я хочу предложить вам проявить себя еще в одном виде музыкальной деятельности. Про какой вид мы забыли? (музыкально-ритмические движения – танцы, пляски, хороводы и пр.). Наверняка вы знакомы с многими танцами. Какие танцы вы знаете (любите, танцевали в детском саду)?

- Как вы считаете что это за вещь и для чего она нужна?

Название у нее сложное «Круги Луллия», поэтому я решила упростить его и назвать эту игрушку «Волшебный волчок». А как бы вы назвали этот прибор?

- С помощью … (выбранное детьми название) мы сейчас поиграем и пофантазируем. Сначала выбираем героя (солдатик для мальчиков, кукла – для девочек). Затем выбираем настроение героя (2 круг). И последний круг – мы выбираем движения для героя.

- Итак, посмотрим, что же вы выбрали. Мальчики изображают… (например, веселых оловянных солдатиков, хлопающих в ладоши), а девочки изображают… (испуганных куколок, выполняющих поклон). Сейчас вы услышите музыку, если эта музыка подходит к вашему персонажу – изображайте его так, как захотите это сделать.

- Мне очень понравилось как проявил(а) себя…. Он (она) прекрасно изобразила…

  • Педагог задает вопросы детям, стимулирует детей к самостоятельному мышлению.
  • Педагог демонстрирует прибор «Круги Луллия», объясняет его действие, предлагает детям повернуть круги и пофантазировать на выбранную тему.
  • Педагог способствует самостоятельному выбору детей. Поддерживает и поощряет проявление инициативы и творчества у детей при исполнении. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. В случае затруднения со стороны детей – педагог корректирует действия.
  • Дети вспоминают, какие еще есть виды музыкальной деятельности, называют (отвечают на вопрос педагога). Рассказывают о своих знаниях, а так же чувствах по отношению к танцам. Вспоминают, какие танцы они исполняли в детском саду.
  • Дети проявляют инициативу, высказывают свои варианты названия для «Кругов Луллия». Коллективно выбирают лучшее название.
  • Дети рассматривают «Круги Луллия». Практикуются в осуществлении выбора. Проявляют инициативу и желание при выборе героев, настроения и движений. Переносят полученный опыт во время одной деятельности (восприятие и осмысление музыки) в другую (музыкально-ритмическая импровизация). Берут на себя роль персонажа, распределяя роли самостоятельно.
  • Дети слушают музыку, самостоятельно определяют подходит ли данная музыка к выбранному ими персонажу, фантазируют, импровизируют в музыкально-ритмических движениях.

Участвуют и проявляют себя в импровизации разнохарактерных произведений. Прослеживается образность и выразительность движений, а так же самостоятельность в передаче игровых и танцевальных образов.


5. Игровая деятельность (4 мин.)

- Напомните мне, пожалуйста, о чем мы сегодня говорим?

Игрушки любят, чтобы с ними играли. Давайте и мы поиграем с одной из игрушек в зале.

- Игра называется «Кто скорее возьмет игрушку».

Описание игры: дети стоят по кругу, в центре круга лежит обруч, в нем игрушка. 1 часть – ведущий легко бежит по кругу, выбирая 3-4 детей, слегка дотрагиваясь до их плеча. 2 часть – выбранные дети поскоками двигаются вокруг обруча с игрушкой и с окончанием музыки стараются быстро взять ее с пола. Остальные хлопают в ладоши. Ребенок, первым взявший игрушку, становится ведущим.

- Мне очень понравилось, как играл…. (он четко выполнял поскоки и т.п.)

  • Педагог стимулирует детей к игре.
  • Педагог объясняет правила игры детям, показывает некоторый образец действий.
  • Педагог наблюдает сам за тем, чтобы дети скакали вокруг обруча близко от стоящих по кругу детей и брали игрушку точно с окончанием музыки, а так же призывает детей следить за правильностью выполнений игры.
  • Дети сосредотачивают снимание и выслушивают правила игры, самостоятельно выбирают роль основного ведущего.
  • Дети выполняют действия игры по образцу, внимательно слушая музыку.
  • Дети сами наблюдают за правильностью выполнения игрового задания.

Различают неконтрастные части музыки, ритмично двигаются поскоками, отмечают окончание музыки (взять игрушку).

6. Этап рефлексии (1 мин.)

- Наше занятие заканчивается. И я хотела бы отметить, что меня порадовала ваша активность на занятии, ваши удивительные игрушки (которых вы изображали) и ваши ответы. А что понравилось вам на сегодняшнем занятии? Что было сложно? Какие задания оказались самыми сложными (самыми веселыми)? Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями сегодня?

  • Педагог стимулирует детей к рефлексии с помощью соответствующих вопросов.
  • Дети делятся впечатлениями от занятия в целом, обсуждают сложные моменты, таким образом, обобщая весь пройденный материал.

Максимально раскрепощены и проявляют активность в совместном обсуждении этапов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Атрибут для музыкальной деятельности «Игрушка-погремушка» для детей первой младшей и второй мдладшей группы

"Игрушка-погремушка" сделана своими руками из подручного материала.Можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности воспитателями и музыкальным руководителем....

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыкальные инструменты и игрушки)

Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...

Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).

Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...

Музыкальная игра для детей среднего возраста " Игра с музыкальными игрушками-самоделками"

          Игра с погремушками расчитана для детей среднего возраста.Цель игры: развитие координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, формирования навыков игры на...

Дистанционное Музыкальное занятия "Игрушки в гостях у ребят"

Музыкальное занятия в группе раннего возраста...

музыкальное развлечение Игрушки мл.гр.

Музыкальное развлечение...