Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
консультация по музыке (старшая группа) по теме

Гагарина Мария Алексеевна

   В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно – образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства, (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмической деятельности).

Одним из интересных, доступных видов деятельности для детей всегда являлась певческая деятельность, так как каждый человек с самого рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно певческим голосом.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном  развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.                                         В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное  и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества.

Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Н. А. Ветлугина относит пение «к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений». Комплекс способностей, необходимых для сохранения в памяти и воспроизведения мелодия мелодии песен, необычайно велик – это и чувство ладотональности, и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память. Их развитие в процессе пения следует осуществлять непринужденно и взаимосвязно.

Проблема развития музыкальных способностей, в частности пения, остается актуальной вот уже на протяжении многих лет.

         Это обусловлено возрастающим темпом жизни наполненной стрессами, негативно влияющими на ребенка, а также новыми исследованиями в области музыкального образования, музыкальной психологии о возможностях музыки как ничем не заменимого средства развития личности.

         Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в дошкольном детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребенок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

         Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

         Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения применяемые на музыкальных занятиях помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

         Проблема развития музыкальных способностей, в частности в пении – одна из центральных и исконных в музыкально – педагогических исследованиях. Здесь рассматриваются такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение биологического и социального в музыкальных способностях, структура, возможность и закономерности формирования.

         Проблема развития музыкальных способностей давно занимает умы ведущих психологов мира. С первых дней становления дошкольных учреждений в организации и постановке воспитания и развития музыкальных способностей у детей принимали участие известные деятели культуры и искусства, видные педагоги и психологи: Н. Н. Бахтин, П. П. Блонский, Г. Л. Рошаль, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, Е. И. Алмазов, К. В. Тарасова и многие другие.

Министерством образования и науки РФ рекомендован целый ряд инновационных программ: « Ступеньки  музыкального развития»

 Е. А. Дубровской, «Камертон» Э. П. Костиной, «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой,

«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной,  направленных на формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

         Анализ содержания перечисленных  выше программ показал, что авторы в своих программах преследуют одну из основных идей – развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей пению. Ведь в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей.  

Вопросы развития музыкальных способностей в пении, заинтересовали и меня. Опросив детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родителей, я выяснила, что дети очень редко посещают школу искусств, детские концерты. Для большинства семей (93%) общение с искусством – это телевидение, которое нередко «потчует» ребенка негативной информацией.   

            Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность дошкольников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей в пении. А ведь развитие музыкальных способностей в пении – одна из главных задач музыкального воспитания детей.  Именно это определило тему и цель моей работы:

«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению».

Задачи:

  •  выявить наиболее эффективные формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста; 
  •  развивать музыкальные и творческие способности детей старшего    дошкольного возраста в пении (с учетом возможностей каждого);
  •  формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры;
  •  обогащать музыкально – слуховой опыт детей в процессе усвоения музыкальных произведений;
  •  развивать и совершенствовать певческие навыки детей.

1.  Организация работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению

Содержание своей работы построила на основе программы по музыкальному воспитанию детей Э.П. Костиной «Камертон».

Для того, чтобы выявить уровень развития музыкальных способностей в процессе обучения пению детей старшего дошкольного возраста и определить направление работы  провела диагностику.  Для этого рассмотрела структуры музыкальных способностей разных педагогов: Б. М. Теплова, С. И. Науменко, Ю. А. Цагарелли, К. В. Тарасовой, Н. А. Ветлугиной. В определении музыкальных способностей придерживалась мнения педагога Московского государственного института культуры Маргариты Тихоновны Картавцевой, которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в музыкальный слух в дошкольном возрасте.

В начале своей работы поставила перед собой следующие задачи:

  • выявить, какие умения и навыки имеют дети;
  • определить в какой степени они развиты.

Для этого выделила критерии оценки музыкальных способностей:

Музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный)

  • чистое интонирование мелодической линии;
  • владение широким диапазоном голоса;
  • чувство лада. 

     Чувство  ритма

  • точность;
  • четкость передачи ритмического рисунка.

     Музыкальная память

  • запоминание музыкального материала;
  • узнавание музыкального материала и воспроизведение;
  • наличие музыкального «багажа» памяти, умение им пользоваться.

     Творческие навыки

  • наличие музыкального воображения;
    •  умение сочинять мелодию на заданный текст;
    • умение придумывать мелодии различного характера.

Определила уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению.

Приложение №1.

С целью проверки уровня развития музыкальных способностей в пении провела диагностику с группой детей 7-го года жизни, в количестве 12 человек. Приложение №2.

Для диагностики давала определенные задания.  Приложение №3.  

Таким образом, проведя диагностику и проанализировав ее результаты, сделала вывод о том, что у детей недостаточно развиты музыкальные способности в пении, поэтому поставила перед собой следующие задачи:

  • разработать перспективный план работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в пении;
  • подобрать дидактический и методический материал;
  • создать предметную среду, обеспечивающую эффективное развитие музыкальных и творческих способностей детей.

          В целях реализации обозначенных выше задач,  составила схему развития вокально – хоровых навыков дошкольников. Приложение №4.

Также наметила ряд практико – ориентированных мероприятий, позволяющих мне реализовать содержание раздела пение  программы «Камертон» Э. П. Костиной.

 2.  Формирование певческих навыков в процессе развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

  Развитие певческих навыков во время совместной образовательной деятельности.

         В целях реализации содержания программы и проанализировав результаты диагностики, разработала перспективный план работы развития музыкальных способностей в пении для детей старшего дошкольного возраста, способствующий более эффективному развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в пении. Весь материал разместила по месяцам, постепенно усложняя репертуар. Приложение №5.

         Система работы по развитию музыкальных способностей  в пении включало организацию различных видов занятий (индивидуальные, по подгруппам и фронтальные). По содержанию – типовые, тематические, доминантные,  интегрированные...) При построении совместной образовательной деятельности  учитывала принцип интеграции образовательных областей, специфику и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы), иногда использовав  информационно – коммуникационную технологию.  Приложение №6.

Проведение интегрированных занятий способствовало повышению мотивации обучения, формированию интереса воспитанников, умения их сравнивать, обобщать, делать выводы, эмоционально развивало детей.

Работу во время совместной образовательной деятельности проводила со строгим учетом индивидуальных и психологических особенностей детей. Для этого,  в начале года, вместе с воспитателями  продумывали  как поудобнее, с учетом индивидуальных и психологических особенностей, рассадить их на музыкальном занятии. Это необходимо для развития мелодического слуха (на 3 ряд – хорошо поющих детей, на 2 ряд – детей со слабыми навыками, на 1 ряд – пассивных и плохо поющих детей.

          В своей работе использовала  здоровьесберегающие  технологии. Начинала совместную образовательную деятельность со свободного входа детей. Затем друг друга приветствовали «по трезвучию»

( «Здравствуйте, ребята», «Добрый день»), или исполняли  валеологические песенки-распевки «Доброе утро», «Здравствуйте!» Приложение №7. Использовала фонопедический метод Виктора Владимировича Емельянова, для укрепления хрупких голосовых связок детей. Метод называется фонопедическим из – за его востановительно – профилактической и развивающей направленности. Емельяновым разработан ряд комплексов упражнений для различного возраста и различной степени подготовки. Я же выбрала комплекс упражнений для начинающих обучение детей, для начального обучения. Некоторые упражнения даны в приложении №8.

Детям эти упражнения очень нравятся, во – первых, из – за необычности оперирования языком; во – вторых, из – за образности: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы»; в – третьих, из – за мягкого чередования разных регистров (не фальцетного, фальцетного).  Пальчиковые игры, исполняли как песенки. Приложение №9.

         Также широко использовала в совместной образовательной деятельности различные дидактические пособия, особенно внимание детей привлекали смешарики приложение №9,наглядный иллюстрированный материал и занимательную музыку (кроссворды, ребусы). Приложение №10.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяла распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотногого слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувства ритма, тембрового слуха: «Как пошли наши подружки», «Ой, вставала я ранешенько», «Во поле береза стояла», «На горе – то калина» и т. д.     

Задания, даваемые в совместной бразовательной деятельности, постепенно усложняла путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - немаловажный фактор развития музыкальных способностей в пении.

Большую пользу детям приносило игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).

В совместной образовательной деятельности дети знакомились с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваивали в ходе постоянных упражнений (например, начинали петь звуком «м…» закрытым ртом, а затем переходили на открытый звук «а-а-а», «ма-а-а»). Дети ощущали, как звук вибрирует («губам щекотно»).

Для обучения детей напевному звучанию выбирала песни в медленном и умеренном темпе и добивалась протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.

Чтобы закрепить слова песни, предлагала  повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями.

Работая над чистотой интонации, использовала такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ти-ти, та-та, ла-ла), пение про себя, пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).

Чтобы детям было интересно, использовала игровые моменты, сюрпризные моменты. Приложение №11. Ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения.

         Упражнения, используемые в нсовместной образовательной деятельности, готовят детей к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы они учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Дети придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно. Например, в упражнениях.

   «Мама зовет».

- Оля, иди домой.

- Не хочу.

 «Баба – Яга» - импровизация с зеркалом.

На ребенка надевали парик Бабы Яги, и он придумывал мелодию на слова «На красавицу Ягу, наглядеться не могу». У каждого ребенка складывался свой образ сказочного персонажа. У одних он получался злой, у других смешной, у третьих добрый, веселый.

         Для развития чувства ритма использовала игру «Повтори ритм». Один ребенок выполнял хлопками, притопами ритм, все остальные повторяли.

         Упражнение «Через стекло» имело цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были поняты не только слова, но и характер песни.

 

Подбор музыкального репертуара осуществляла так:

1. Чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировал вокальный аппарат.

2. Для работы брала несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, веселые и различные по тематике).

3. Использовала русские народные песни, произведения фольклора.

4. Использовала песни, учитывая воспитательные задачи, вокальные возможности детей, их интересы.

5. Чтобы все песни соответствовали вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

 

При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:

1. Беседа.

2. Знакомство с песней.

3. Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.

4. Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. На начальном этапе утрирую желаемое качество пения.

5. Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по подгруппам. Использовать показ чисто интонирующих детей.

6. Пропевание мелодии на определенный слог (без слов) или закрытым ртом.

7. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.

8. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

 

         Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Поэтому старалась, лучше лишний раз правильно показать детям, пропеть мелодию несколько раз, в том числе и «про себя», вычленяла сложную интонацию, сложный ритм, но не допускала неверного пения.

         В совместной образовательной деятельности использовала различные методы и приемы. Наглядно – слуховой метод. Важно исполнить песню грамотно, выразительно.

Наглядно – зрительный метод. Использую показ иллюстраций, игрушек, показ на фланелеграфе.

Также велико значение словесного метода. Учитывая специфику дошкольного возраста, старалась использовать чаще игровые приемы.

Для развития музыкальных способностей использовала практический метод (показ детей и свой показ, вариант творческих импровизаций).

Использовала метод контрастного сопоставления дети сравнивали песни с похожими названиями.

Также  на занятии использовала приемы активизации детей:

ü    наличие проблемной ситуации;

ü    наличие мотива;

ü    совместный способ решения проблемы;

ü     педагогическая оценка;

ü     оценка, данная товарищем;

ü     прием преднамеренной ошибки;

ü     использование пиктограмм.

 

         Эффективность совместной образовательной деятельности зависит не только от выбранных мной методов работы с детьми на занятиях, но и от того насколько активны будут дети в этой деятельности. Поэтому, сама составляла интересные конспекты. Приложение  №12.      

Также большое внимание уделяла развитию музыкальных способностей в самостоятельной деятельности.  В группах, вместе с воспитателями и родителями создали творческую среду и музыкальные уголки в соответствии с возрастом детей – музыкальные центры.  В них размещены: детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен), звучащие предметы – заместители, магнитофон, аудиокассеты и диски с записью детских песенок, портреты композиторов, графическое пособие «Эмоции». Дети любят импровизировать, музицировать, исполнять полюбившиеся им песни, в свободной обстановке (в группе, на прогулке). В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально – дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Маленькие лесенки», которые развивают звуковысотный слух детей; «Ритмическое лото» развивает у детей чувство ритма; играют в «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми во время совместной образовательной деятельности.

Музыкальные центры в группах

Кружковая работа.

          В рамках совместной образовательной деятельности я не могла много времени уделять развитию музыкальных способностей в пении, поэтому организовала кружок «Домисолька», где прививала любовь к русской народной песне. Разработала план кружковой работы. Провела диагностику. Приложение № 13. В кружке дети слушали,  пели русские народные песни, сопровождая их игрой на шумовых инструментах. Ведь используя русские народные песни детей доступнее всего обучать певческим навыкам (напевности, плавности).

Кружковая работа дала возможность более широко и глубоко развить певческие способности и в целом музыкальность ребенка. Приобщение к русской народной песни дает детям возможность познать основы русской музыкальной культуры.  Опыт кружковой работы был высоко оценен на городском, региональном и федеральном уровне. Я была награждена грамотами и дипломом  за 1 место во Всероссийском конкурсе работников образовательных учреждений «Моё призвание», в номинации «Моя творческая лаборатория».

 
  

 

Индивидуальная работа.

 

 Индивидуальная работа дала мне возможность полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении. Работа с отстающими детьми позволяла мне найти причину задержки в музыкальном развитии. Например, низкий диапазон голоса Андрея не позволял ему петь в более высоком регистре. И проводя с ним индивидуальную работу я транспонировала песни в удобный для него диапазон и постепенно расширяла его в течение года. Теперь он может петь сливаясь с голосами остальных детей. У некоторых детей причиной нечистого интонирования в пении является неразвитость одной из музыкальных способностей. Поэтому я старалась подобрать специальные упражнения «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла» , с помощью которых эта способность развивалась наиболее успешно. Чисто интонирующим детям подбирала другой репертуар (с более широким диапазоном) «Ласточка моя», «Наследники России».

         Выявив склонности детей в певческой деятельности, я советовала родителям, обучать детей в школе искусств пению.

Использование песенного репертуара на праздниках и развлечениях.

Песни становятся основой проводимых в детском саду разнообразных развлечений и праздников. Они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания. В своей работе я использовала различные виды развлечений, праздников, музыкальные сказки, концерты, театрализованные постановки по  сказкам,  которые организовывала по инициативе детей, подбирала наиболее любимые из разученных ими песни; драматизации; фольклорные праздники, где дети исполняли русские народные песни, некоторые из них в  сопровождении шумовых инструментов. Приложение № 14.                        

Масленица

Рождественские колядки

Театрализованные постановки по сказкам.

Использование различных видов театров.

       Сезонные праздники, где песни исполняли не только дети, но и взрослые; праздники, посвященные знаменательным датам . Приложение № 15.                 

Выпуск в школу

Осенние встречи

День защитников Отечества

Дети с удовольствием показывают свои достижения родителям, детям и гостям детского сада. Частыми гостями на праздниках являются учителя, завучи, директор общеобразовательной школы №3.

         Дети нашего детского сада постоянно участвуют в концертах в

г. Фокино, г. Дятьково,  г. Брянске  в конкурсах детского музыкального творчества, где показывают высокие результаты исполнительства. Ежегодно наши дети становятся участниками последнего звонка в общеобразовательной школе №3.

         Частыми гостями нашего детского сада являются дети, обучающиеся в школе искусств, которые знакомят детей с музыкальным искусством.

Многие наши воспитанники становятся учащимися школы искусств, в частности отделения «Народное пение».

Результативность по опыту моей работы подтверждена:

  • Положительной динамикой обследования певческих, творческих навыков детей. 
  • Победами воспитанников детского сада в городских, районных конкурсах детского творчества. 
  • Победами  бывших моих воспитанников, ныне учащихся школы искусств, отделения «Народное пение» в городских, районных, областных, конкурсах детского творчества. Приложение № 16. 

Федорцова Наташа – воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных  и областных конкурсов.  Летом 2002 года с фольклорной группой ездила в Германию.

Морозова Рита – воспитанница детского сада «Лесная сказка» и учащаяся школы искусств, победительница городских, районных и областных конкурсов.

Ковардакова Александра – воспитанница музыкального руководителя Самсоновой Натальи Михайловны в  детском саду «Лесная сказка» и школы искусств.

Участница городского конкурса «Весенние звездочки».

 Победитель VI областного конкурса юных исполнителей «Дебют на концертной сцене».

         Победитель I областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

         Победитель II областного фестиваля – конкурса юных исполнителей народной песни «Неиссякаемый родник».

         Победитель городских и районных конкурсов юных исполнителей народной песни.

    Вокальный ансамбль школы искусств г. Фокино бывшие воспитанники музыкального руководителя  Н. М. Самсоновой, победители городских, районных и областных конкурсов.

  Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

 

Работа с воспитателями.

         Свою работу я организовала в тесном контакте с воспитателями. Составила план работы. Приложение № 17. С большой серьезностью воспитатели подходили к изучению репертуара, музыкально – дидактических игр, активно участвовали в развлечениях, праздниках, где исполняли роли, пели  сольно и дуэтами. Всегда советовались, как лучше организовать развлечения в группах, на участках. Часто использовали знакомые песни, песенные упражнения на других занятиях. В работе с воспитателями использовала различные формы работы: занятия по развитию музыкальных способностей, индивидуальную работу, совместное планирование, анкетирование, выставку литературы, консультации. Приложение № 18.

Работа с родителями.

         Также свою работу  организовывала и в тесном контакте с родителями. Спланировала систему работы с родителями, составила план приложение №19,определила направление и формы работы, провела анкетирование. Приложение № 20. Обучала родителей практическим умениям; вовлекала в образовательный процесс (проводила дни открытых дверей); проводила деловые игры; выступала на родительских собраниях; устраивала совместные праздники «День матери», «Поле чудес», КВН; готовила материалы для родительского уголка, проводила консультации. Приложение №21.

  В группах для родителей обновляла папки – передвижки с кармашками для текстов песен, которые они  пели с детьми дома.

         Оформила стенд для воспитателей и родителей, в котором регулярно меняла материал. Вопросы музыкального воспитания, в частности, обучение детей пению вызывают у родителей некоторые вопросы. Как преодолеть застенчивость, как развивать музыкальные способности детей в пении дома, как правильно научить детей петь. Чтобы ответить на все интересующие вопросы проводила консультации, в основном индивидуально. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Отвечая на вопросы родителей  стремилась дать им квалифицированный совет, чему – то научить. Тематика консультаций была разнообразна. Она определялась задачами музыкального воспитания и потребностями родителей. Однако, планируя консультации,  учитывала уровень подготовленности родителей в вопросах музыкального воспитания.

Для более качественного развития музыкальных способностей детей в пении составила и использовала программу развития музыкальных способностей в пении и оформила её в таблицу с выделением целей каждого занятия по принципу от простого к сложному. В неё включила 10 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих навыков в пении, сочинении. Занятия проводила в форме игр, упражнений, то есть в доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия заимствованы у М. А. Михайловой.  Работу осуществляла во всех видах музыкальных занятий на материале русского фольклора. Ведь именно фольклор расширяет запас музыкальных представлений (интонационных, ритмических и т. п.). 

Программа включала в себя два этапа.

         1 этап – развивающий (занятия с 1 по 6) был направлен на накопление

навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарных певческих навыков. 

         Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: музыкальных игр, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

          2 этап – репродуктивно – творческий (занятия с 7 по 10). Погружала детей в творческую деятельность. Дети импровизировали и сочиняли на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков. Приложение №22.

         Чтобы проверить эффективность моей системы работы провела в конце учебного года диагностику. Приложение № 23.    

Сравнительная диагностика

уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пению

 Сравнивая уровень развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в начале и конце года видим, что количество детей с высоким уровнем тембрового слуха увеличилось до 6 человек, что составляет (50%), со средним уровнем 6 человек (50%), а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%.

В категории мелодический слух повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%), количество детей со средним уровнем составило 2 человека (16,7%), а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8, 3%).                                                                                                                          В категории звуковысотный слух повысилось количество детей с высоким уровнем 7 человек (58,3%), количество детей со средним уровнем составило 5 человек (41,7%), а количество детей с низким уровнем снизилось до 0%.                                                                                                                                   В категории чувство ритма повысилось количество детей с высоким уровнем 9 человек (75%) и 5 человек (41,7%), количество детей со средним уровнем составило 6 человек (50%) и 3 человека (25%), а количество детей с низким уровнем снизилось до 1 человека (8,3%) и  до 0%.                                                             В категории музыкальная память повысилось количество детей с высоким уровнем 8 человек (66,7%), количество детей со средним уровнем составило 4 человека (33,3%), а количество детей с низким уровнем 0%.                                                                                                                       В категории творческие навыки также наблюдались значительные изменения: количество детей с высоким уровнем 6 человек (60,%),  со средним 4 человека (33,3%), с низким 2 человека (6,7%). 

         Диагностика в конце года показала, что повысился уровень детей во всех категориях, а количество детей с низким уровнем снизился в среднем до 1 человека.

Сравнительная диагностика показала, что к концу года , во всех категориях повысился высокий уровень развития музыкальных способностей в пении.

Таким образом, проанализировав полученные результаты,  пришла к выводу:   

1. Музыкальный слух:

             Мелодический слух.

            Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

           Тембровый слух

         Дети без особого труда  различают разные тембры. Дают им образную характеристику.

          Звуковысотный слух.

         У детей расширился диапазон голоса, они умеют пользоваться им. Интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квинты на различные слоги.

  1. 2.    Чувство ритма.

         Дети умеют работать с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения. 

  1. 3.    Музыкальная память.

          Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений. Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

  1. 4.    Творческие навыки.

         В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.  

Заключение

1. Изучив определенную теорию, выделены критерии музыкальных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста пению (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, творческие навыки). Определены уровни развития музыкальных способностей в пении.

2. Составлена программа развития музыкальных способностей в пении для детей старшего дошкольного возраста, которая включила в себя два этапа.

   1 этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

   2 этап: репродуктивно – творческий носит более сложный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности, так как дети сочиняют, импровизируют на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gagarka.docx1 байт
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...