«Роль креативных творческих игр в развитии музыкального творчества ребенка дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке на тему

Креативные игры способствуют музыкальному творчеству дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreativ_tvorch_muz_igry.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Роль креативных творческих игр

в развитии музыкального творчества ребенка дошкольного возраста"

Материал подготовил:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Хомичук Н. Н.

  1. Актуальность креативности для детей дошкольного возраста заключается в нестандартной форме творческого проявления своего "Я", самореализации, творческой смелости. Это естественное поведение ребенка в своем воображаемом творческом мире.

Креативность - это способность к творчеству, способность что-то придумывать, порождать необычные идеи, находить нестандартное решение. Это способность реагировать на необходимость новых подходов, новых идей, создания "нового творческого продукта". Креативный человек - творчески одаренная личность, фантазер, выдумщик.

  1. Классификация креативных творческих игр, музыкальных занятий.

Креативные творческие игры делятся на:

  • Вокальные упражнения и разминки;
  • Нестандартные задания;
  • Музыкально - творческие игры и задания;
  • Вокально-двигательные игры;
  • Творческие познавательные игры;
  • Нестандартные образно-речевые игры (подражательные игры.);
  • Биоэнергетическая зарядка (игровой самомассаж.);
  • Специальные игровые задания (артикуляционная гимнастика, пантомимические упражнения, игроритмика, дыхательные упражнения.).

Креативное музыкальное занятие состоит из элементов музыкально - творческих игр, или полностью построено на нестандартных упражнениях, специальных заданиях.

Приведу несколько примеров проведения творческих игр.

Творческие игры, задания

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. В основе музыкальной творческой игры - вдохновение, азарт, увлекательность, интенсивность переживаний. Это прямой мостик выдумок из воображения в реальность.

Приведу пример творческих игр:

"Музыканты".

Это игра с применением каких-либо музыкальных инструментов одинаковых, или разных по тембру (бубны, звучащие молоточки, кубики, палочки и др.).

Цель игры: развитие тембровой памяти.

В игре участвуют три подгруппы детей, и водящий - водящим может быть ребенок или взрослый.

  1. Первый этап игры:

Водящий - взрослый. Задача водящего - задавать ритм какой-либо подгруппе детей, в свою очередь исполнители (дети) должны воспроизвести ритм на музыкальных инструментах. Первый этап игры проводится в течение 2 - 3 занятий.

Второй этап игры:

Водящим становится ребенок, который точно воспроизводит ритм. Исполнители (дети) повторяют такой же ритмический рисунок, но точно скопированный. Второй этап игры проводится тоже в течение 2 - 3 занятий.

Третий этап игры - называется "Перебивки". Водящие - солисты, какой либо подгруппы детей. Они задают ритм другой подгруппе детей в таком порядке:

  • Солист 1 подгруппы выполняет ритм;
  • Ритм повторяет его подгруппа детей;
  • Ритм повторяет 2 подгруппа детей;
  • Солист 2 подгруппы задает свой ритм;
  • Дети 2 подгруппы повторяют ритм своего водящего;
  • Дети 1 подгруппы повторяют заданный ритм.

Третий этап игры проводится тоже в течение 2 - 3 занятий.

Четвертый этап игры - называется "Солисты".

Водящие - несколько солистов (4 -5 человек) из разных подгрупп. Они выбирают один из музыкальных инструментов и играют каждый свой ритм. Из различных ритмических рисунков складывается необычная мелодия. Получился оркестр ударных инструментов:

Ритмы мы сейчас составим,

Звуки правильно расставим.

Сколько музыкантов -

Столько и талантов!

Данная игра на занятии может быть использована не более двух раз, так как это длительное обучение. В качестве музыкальных инструментов можно использовать всё, чем можно произвести какой-либо звон, шум, шорох, дребезжание и прочее…

Такой необычный оркестр украсит своим звучанием, например, песню "Мир похож на цветной луг", музыка В. Шаинского. В этой песне хлопки в ладоши можно заменить ритмом на треугольнике, хроматическом металлофоне, детском электромузыкальном инструменте.

"Африка".

Всем нам хорошо знакомы такие танцы как самба, румба, макарена. Все они основаны на латиноамериканских ритмах.

Для этой игры необходимо сделать инструменты своими руками - маракасы - это маленькие пластиковые бутылочки из-под газированных напитков, детского питания, которые заполняются мелкими сыпучими предметами - рисом, песком, мелкой галькой, горохом, косточками. Бутылочка закрыта крышкой и насажена на палочку. Прототипом этого инструмента, является, латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. В этой игре не лишними будут детские маракасы, барабаны и латиноамериканский ансамбль готов. А далее можно почитать отрывок из стихотворной сказки Корнея Чуковского "Африка":

Представьте себе, что

папочка и мамочка

Уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка -

В Африку бегом, -

В Африку! В Африку!

Вдоль по Африке гуляют,

Бананы, финики, срывают, -

Ну и Африка!

Вот так Африка!

Теперь можно включить любую мелодию в ритме самбы, румбы, босановы или макарену (Сингл Алсу с Энрике Иглесиасом или "Макарена" в исполнении Сергея Минаева). Игра заключается в передаче ритма мелодии. Дети должны "влиться" в звучание заранее заготовленной песни или композиции и передать ее ритм. Нередко дети включаются в передачу танцевальных движений, или импровизируют в такт музыки.

  1. Творческие вокальные разминки,

Цель разминок: выработка певческого дыхания, правильного звукообразования, развитие детских эмоций, формирование вокальных навыков. Совершенствование дыхательной функции, ее оздоровление.

Вокальные разминки помогают совершенствовать и оздоравливать дыхательную функцию детей, корректируют психофизиологическое состояние ребенка.

Приведу пример вокального упражнения "Веселый старичок".

Цель данной игры - смеяться "всем телом", имитировать образ старичка, развивать диафрагму, дыхательную функцию.

Для игры необходимо подготовить соответствующие пособия, элементы костюма для создания соответствующего образа (например, смешной маленький старичок - гном).

Ведущий - взрослый читает текст, и дети "фантазируют" образ смеха, строят рожицы, придумывают образ веселого гнома.

Взрослый -                 Жил на свете старичок

                                Маленького роста,

                                И смеялся старичок,

                                Чрезвычайно просто.

Дети -                                 Ха-ха-ха

                                        Хе-хе-хе

                                        Хи-хи-хи

                                        Хо-хо-хо

Взрослый -                 Раз, увидев паука,

                                Страшно испугался,

                                Но схватившись за бока

                                Громко рассмеялся.

Дети -                                 Ха-ха-ха

                                        Хе-хе-хе

                                        Хи-хи-хи

                                        Хо-хо-хо

В вокальных разминках наибольший эффект дает артикуляционная гимнастика.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: активизация языка, мышц губ, речевого аппараты.

Приведу пример игровых певческих разминок: Игровая ситуация создает психологическую установку, "настраивает" психику ребенка на музыкальную деятельность.

  • "Язычок" - высунуть, спрятать язык, дотрагиваться кончиком языка внутри до щеки справа и слева.
  • "Лошадки" - щелкать языком - "цок, цок, цок".
  • "Иголочка" - языком выполнять движения "иголочка".

"Зазвучали голоса" автор М. С. Гузаирова.

Взрослый -         Рано утром на рассвете…

Дети -                 шу-шу-шу (произносят, сильно вытягивая губы трубочкой, потирают ладошками).

Взрослый -         То ли аист, то ли ветер…

Дети -                 Шу-шу-шу, шу-шу-шу!

Взрослый -         Пролетел, среди берез…

Дети -                 А-а! А-а! (глиссандо вверх)

Взрослый -         Новость свежую принес!

Дети -                 А-а! А-а! (глиссандо вниз)

Взрослый -         Зазвенели, словно мухи…

Дети -                 З-з-з!

Взрослый -         Пробежал, по лесу гул…

Дети -                 Гу-гу-гу! (произносят отрывисто)

Взрослый -         Тут спросонок лес вздохнул…

Дети -                 Уф! Уф! (сильный, короткий вздох)

Взрослый -         И посыпалась роса…

Дети -                 Динь-динь-динь! (верхний регистр, выделяют звон "н")

Взрослый -         Зазвучали голоса…

Дети -                 А-а-а! (звук "а" - поют на длинном выдохе).

  1. Вокально-двигательные игры

"Кошкин дом"

Цель:

  • Воспитать выдержку исполнения продолжительного произведения, с изменением и усложнением жестикуляции,
  • Нарабатывать практику имитационных движений, заданных текстом и ритмом.

Сложность заданий состоит в соединении, слитности мелодии, имитационных движений, координации активных действий в соответствии с текстом. Каждая подгруппа детей выполняет свою роль.

Игра начинается с мелодии на одной ноте "ми".

  • Два - три солиста поют текст "бом - бом, тили - бом" и играют на большом треугольнике, на протяжении всей попевки.
  • Вступают мальчики, пропевая эти же строки в убыстренном темпе "бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!", одновременно жестикулируя на фразу (кто-то держится руками за щеки, кто-то раскачивает корпусом в такт и другие метроритмические движения).
  • Вступают девочки:

Кошка выбежала,

Глаза выпучила,

Они выполняют синхронные движения в более оживленном темпе, с ударением на первом слоге, двигаются по залу, придают движениям эмоциональную окраску, нужное мимическое выражение лица.

  • Вступают вновь мальчики:

"Бежит курочка с ведром

Заливает Кошкин дом"…

Выполняют метроритмические действия в ладоши или отстукивают звучащими кубиками (крышечками от бутылочек), в быстром темпе.

  • Вступают девочки, повторяя текст мальчиков, но свой ритм они выполняют ногами, продолжая движение.
  • Выполняя задание, дети распределяются по всему пространству музыкального зала.
  • В заключении все дети вместе с солистами завершают текст попевки на одной ноте "ми", постепенно сбрасывая напряжение и темп, пропевая строки четвертями:

Бом, бом, ти - ли, бом

Потушили Кошкин дом!

На эти строки они не спеша раскачивают корпусом в такт ритму, пропевают восклицание

"Уф!"

И проводят внешней кистью руки по лбу

("Устали!")

Эта попевка всем известна, но такой вид творческой работы всегда интересен для детей и способствует развитию речи, мышлению. К вокально-ритмическим заданиям относятся такие знакомые песни "Антошка" музыка В. Шаинского, "Делай так" (если весело тебе, то делай так…), "Мишка с куклой" музыка Г. Качурбиной, народные попевки: "Едет кошка на такси" слова народные, "Барашеньки" слова народные и другие.

  1. Творческие познавательные

 и образно-речевые игры.

Цель игр: под девизом "Кто больше знает?", "Кто лучше помнит?" развивают у детей находчивость, смекалку, фантазию, творчество, формируют знания об окружающем мире, о жизненных проявлениях всего живого. Они помогают детям по-новому взглянуть на знакомые и ставшие давно уже привычные вещи, способствуют ускорению формирования развития у детей простейших логических цепочек, чувства ритма и рифмы и т. д.

Приведу пример игры "Вышли уточки на луг".

Цель: развивать способности музыкальной и словесной импровизации, устанавливать литературно - музыкальные связи, развивать творческие проявления детей, фантазию.

В игре участвуют ведущий (взрослый) и дети.

Взрослый - Вышли уточки на луг,

Дети - Кря-кря-кря (ходят по "лугу" имитируют движения)

Взрослый - Пролетел веселый жук

Дети - Ж - ж - ж (летают как жуки)

Взрослый - Гуси шею выгибают

Дети - Га - га - га (вытягивают шею, произносят "га-га-га")

Взрослый - Клювом перья расправляют.

Дети - Га - га - га ("машут крыльями" - руками)

Тут котенок прибежал

Дети - Мяу - мяу - мяу (имитируют движения котенка)

Взрослый - Шарик, громко зарычал

Дети - Р - р - р! (делают шаг вперед, "рычат", поднимая руки)

Познавательная игра "Кто больше знает?"

Цель: развивать у детей находчивость, смекалку, фантазию, чувство юмора; организовать веселое непринужденное детей и взрослых.

В этой игре взрослый задает вопросы, дети отвечают.

Взрослый Может ли сазан забраться в океан?

Дети Нет. (это речная рыба)

Взрослый Может ли дрозд отморозить хвост?

Дети Да. (эта птица зимует на юге)

Взрослый Может ли оса взлететь на небеса?

Дети Да.

Взрослый Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Дети Нет.

Взрослый Может ли кулик прокусить себе язык?

Дети Нет. (у птиц нет зубов)

Взрослый Может ли тюлень на боку лежать весь день?

Дети Да.

Взрослый Может ли синица на крыше поселиться?

Дети Да.

  1. Биоэнергетическая разминка, релаксационная разрядка

Это один из подвидов креативных творческих игр - направленный на двигательно-оздоровительные моменты.

Цель разминки:

  • Создание эмоционального комфорта;
  • Осуществление оздоровительных и коррекционных мероприятий с учетом состояния здоровья ребенка;
  • Восстановление стабильного психоэмоционального состояния.

"Отхлопывание" 

Взрослый направляет действия детей. Дети двумя руками прихлопывают или поглаживают части своего тела: лоб, щеки, шею, грудь, живот, ягодицы, бедра.

Игра "Мое тело" - элементы технологии М. Л. Лазарева, из программы "Здравствуй".

Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование не громкой музыки, которая создает дополнительное чувство эмоционального комфорта.

Релаксационная разрядка

"Чучело"

"Робот"

"Усы"

"Волшебный сон"

Озорная гимнастика

Цель: развивать эмоции детей, творческую фантазию, воображение, двигательную активность.

Пример озорной гимнастики игра "Клоун Бим"

Текст читает взрослый, дети устраивают игровое представление, предварительно обговорив подгруппы: животные, птицы.

Взрослый                         Клоун Бим сегодня к детям

                                Пригласил своих гостей,

                                Птиц, животный и людей,

                                И котят…

Подгруппа детей         "Мяу - мяу!" (дети имитируют голоса и движения)

Взрослый                         "И утят…"

Подгруппа детей         "Кря-кря-кря!"

Взрослый                         "И гусей…"

Подгруппа детей         "Га - га - га!"

Взрослый                         "И мышей…"

Подгруппа детей         "Пи-пи-пи!" и так далее.

  1. Креативные творческие

занятия

данный вид занятий может быть построен на креативных творческих играх. Креативные занятия - это творческая смелость, это черта творческого "Я", это ядро творческой личности. Это особая жизненная позиция человека, его отношение к смыслу осуществляемой деятельности.

Занятие состоит из нескольких частей, все части педагогом варьируются.

Приведу пример основных частей одного креативного занятия.

  1. Вводная часть:
  • Организационный момент в стихотворной форме (1 - 2 игры),
  • Творческие музыкально-ритмические задания (1 - 2 ритмо-двигательные игры),
  • Познавательные или образно-речевые игры (1 игра).
  1. Основная часть:
  • Дыхательная гимнастика (2 - 3 упражнения),
  • Артикуляционная гимнастика (1 упражнение),
  • Вокальное или вокально-двигательное задание,
  • Пение песен.
  1. Заключительная часть:
  • Биоэнергетическая разрядка (1 - 2 упражнения),
  • Музыкально-ритмическое творческое задание (1 - 2),
  • Игра или танец.

Креативные творческие задания проводятся с детьми от трех - семи лет.

Креативные занятия - это синтез воображения, перевоплощения, воплощения в реальность новых способов нестандартных (нетрадиционных) видов музыкальной деятельности детей. Это естественное самовыражение, поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов, свежий взгляд на мир.