Развивающая предметно - пространственная среда в деятельности музыкального руководителя МАДОО
статья по музыке на тему

Павликова Елена Аркадьевна

Музыкальные мини-центры в группах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_sreda.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Павликова Е.А.

Музыкальный руководитель МАДОО детский сад № 26

Развивающая предметно - пространственная среда в деятельности музыкального руководителя МАДОО

      Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения. Художественно-эстетическое направление в детском саду является одним из ведущих линий развития личности ребенка-дошкольника.

В рамках деятельности музыкального руководителя можно выделить основные задачи:

  • Развивать творческие способности и стремление к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
  • Развивать творческий потенциал ребенка, проявляющийся в активном стремлении преобразовывать и создавать в собственной творческой деятельности художественный образ специфическим языком знаков и символов искусства.
  • Способствовать формированию опыта эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства, потребности в самовыражении своих чувств, ценностей и мироощущения через свободный выбор содержания художественно-эстетической деятельности.
  • Формировать умение рефлексировать, творчески воспринимать искусство и самовыражаться в процессе и продукте художественно-творческой деятельности.

Организованная в МАДОО музыкальная предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ( в соответствии с ФГОС ДОО).

.                                                                          

      В нашем детском саду опыт проектирования, разработки и внедрения мини-центров в возрастные группы начался с освоения темы самообразования «Организация музыкальных уголков как условие развития музыкально-познавательных способностей, самостоятельности в импровизационно-мелодическом творчестве детей». Были отмечены наиболее интересные публикации Э. П. Костиной по данному направлению,  где  автор раскрывает содержание музыкальной среды и ее структуру. Соглашусь с автором, что содержание музыкальной предметно-пространственной  среды в группах организуется по принципу ведущей деятельности дошкольников – игре, а также  ориентацию на их возрастные возможности. Также ведущим в реализации этого направления  можно выделить  принцип сензитивности развития эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста.  Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность и включение культурных практик, которые «любит» музыка (например, музыка «любит тишину»).

      Большое значение имеет наполнение музыкальных уголков разнообразным материалом для прослушивания. Для этого созданы небольшие фонотеки с интересным материалом, который подобран в соответствии с календарно-тематическим планом МАДОО. Ребенок  получает эстетическое наслаждение при прослушивании этих записей и ему становится понятно эмоционально-образное содержание каждого музыкального произведения. Ведь заставить ребенка полюбить музыку нельзя – ею можно только увлечь. Поэтому такой прием, как запись и передача  исполнения песен, фрагментов классической и танцевальной музыки  на аудио-носителях в группах  дает результаты для обогащения творческой активности детей. Он удобен и для  воспитателей, которые продолжают педагогическую линию музыкального руководителя,  являются для детей носителями музыкальной культуры.                                                      

     

     Музыкальные мини-центры в группах  оформлены по основным блокам:                  Восприятие музыки                                                                                                              Воспроизведение музыки                                                                                                      Музыкально-творческая деятельность

       В зависимости от возраста детей оформление и наполнение мини-центров имеет свои особенности.

Так в младшем дошкольном возрасте – это сюжетная основа, например,  рисунок веселых трех поросят и звучащие и яркие музыкальным инструменты, игрушки-забавы, шумовым инструменты, причем с разными наполнениями, изготовленными руками воспитателей даже из бросового материала; настенное панно лесных сказочных персонажей-медведей с гармошкой и карманом с различным наполнением звучащих и самодельных инструментов.

     В старшем дошкольном возрасте – это уже дидактическая основа. Например, в старшей группе, сделанная руками музыкального руководителя дидактическое пособие «Божья коровка» и руками родителей настенное панно «Карандаш-волшебник», а в подготовительной группе дидактическое пособие «Волшебный мир звуков». с усложнением содержания музыкальных дидактических игр и упражнений.  В этом мини-центре можно увидеть также  картину симфонического оркестра, и оригинальные авторские книги ««Медные духовые инструменты», «Деревянные духовые инструменты», «Струнные и смычковые инструменты».

     Все пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в исполнении и обращении, вызывают у детей живой интерес, желание действовать с ними и положительный эмоциональный настрой.

     Результаты развития музыкально-творческой деятельности детей, средствами организованной в МАДОО  музыкальной развивающей среды.

  1. Положительная динамика в развитии уровня музыкально-творческой компетентности ребенка:  
  • овладение игрой на музыкальных  инструментах; высокий уровень восприятия, понимания, эмоционально-образного содержания музыкальных произведений;  
  • овладение способностью к воспроизведению музыкально-ритмического рисунка, к элементарной нотной грамоте;
  • творческое самовыражение ребенка в различных видах детской музыкально-игровой деятельности.
  1. Положительная динамика в развитии уровня социальной и коммуникативной компетентностей ребенка:  
  • умение строить взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми в процессе совместной деятельности, в соответствии с нравственными нормами;
  • владение музыкальными, артистическими, импровизационными умениями и навыками, помогающими успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
  1. Обеспечение эмоционального благополучия, поддержки, психологического комфорта детей, начиная с раннего возраста.
  2. Повышение уровня познавательных и сенсорных  способностей детей: наглядно-схематическое мышление, музыкальная память, устойчивость внимания, слухового,  зрительного, тактильного восприятия и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"

Сообщение на семинар "Комплекс игрового оборудования для организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации"...

Отчет музыкального руководителя Шориковой Юлии Николаевны об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио-видео техника. Дети слушают музыку доступную и недоступную их пониманию, близкую, ...

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»

Музыкальный зал- среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенци...

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального руководителя

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального руководителя в дошкольном учреждении ...