Самоанализ деятельности музыкального руководителя по построению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в соответсвии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Мельник Ксения Вячеславовна

Данный самоанализ был представлен на муниципальном конкурсе "Предметно-развивающая среда ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx477.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Цветик-семицветик»

«Самоанализ деятельности музыкальных руководителей

по построению развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО»

                    Подготовили: музыкальные руководители

                                                                                            Мельник Ксения Вячеславовна

                                                                                           Черепнева Лиана Станиславовна

г. Когалым, 2017

Развивающая предметно-пространственная

среда музыкального зала МАДОУ «Цветик-семицветик».

                    “Предметно-развивающая среда в ДОУ ни в коем случае не должна являться фоном педагогического процесса. 

Она должна в первую очередь активизировать разнообразную детскую деятельность”.

 

        Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) в 2014 году повлекло изменение интерпретации музыкального творчества в сфере дошкольного образования. Организация развивающей предметно-пространственной среды стала наиболее актуальной.       

           Стандарт второго поколения ориентирован на процесс социализации и индивидуализации младших дошкольников, которые достигаются, в том числе, и посредством интегрированного музыкального воспитания. Музыка становится частью комплекса художественно-эстетического обучения.

         В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Вот почему  на сегодняшний день возникла необходимость в обновлении среды музыкального зала.

      Музыкальный зал - это всегда место встречи ребёнка с музыкой, игрой, танцевальной деятельностью. Уже с самого младшего возраста  дети   вовлечены детей в волшебный мир музыки. Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: образовательная деятельность, праздники и развлечения, досуги, индивидуальная и самостоятельная музыкальная деятельность.

 

        Организация развивающего пространства музыкального зала является не легкой  задачей. Во - первых, в музыкальном зале должны быть созданы такие условия, при которых прежде всего групповые занятия проводились бы в атмосфере комфорта, доброжелательности и безопасности детей.  Во - вторых, создавая развивающую предметно - пространственную среду, музыкальный руководитель должен учитывать эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть местом, куда ребенок захочет снова и снова вернуться. Именно поэтому, в нашем зале преобладают спокойные, пастельные  цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности и уюта.  Хорошее уровень освещения, правильно подобранная мебель, яркие атрибуты и красивые декорации - все это является залогом продуктивной работы музыкального руководителя с детьми.  

        Назначение развивающей среды в музыкальном зале  направлено на реализацию разделов основной образовательной программы ДОУ по музыкальному воспитанию. Это следующие разделы:

  1. «Восприятие музыки»
  2.  «Пение»
  3.  «Песенное творчество»
  4.  «Музыкально-ритмические движения»
  5.   «Развитие танцевально-игрового творчества»
  6.  «Игра на детских музыкальных инструментах».

         В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которая оснащена  достаточными техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической  деятельности. Так же музыкальный зал полностью укомплектован музыкальными инструментами, рекомендуемыми для реализации образовательной программы ДОУ по области «Художественно-эстетическое развитие».

Музыкальный зал представляет собой просторное оборудованное помещение для групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий. Также в нем находится  кабинет для музыкальных руководителей,  костюмерная.

Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала проектировалась на основе:

  • реализуемой в ДОУ основной образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;

   При построении среды были учтены следующие общие принципы:

  • гибкого зонирования;
  • динамичности-статичности;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия    каждого ребенка;
  • учета половых и возрастных различий детей;
  • доступности: атрибуты для танцевально-игрового творчества, самостоятельной музыкально-ритмической деятельности расположены в свободном доступе для детей.
  • системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
  • вариативность: наглядно – дидактический  материал могут использоваться в нескольких интерпретации (в зависимости от возраста и цели игры).
  • эстетичность: атрибуты и пособия для музыкально-песенного, танцевального творчества выполнены из ярких, фабричных, безопасных и легко обрабатываемых материалов. Все атрибуты хранятся в специальных контейнерах с крышками и имеют соответствующую наполнению маркировку.

        Музыкальные руководители к каждому празднику оформляют музыкальный зал в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность. Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты   для музыкальных игр.

          В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которую условно можно разделить на следующие зоны:

  1. Рабочая зона музыкального руководителя представлена нормативно-правовой документацией, справочной и методической литературой по планированию музыкальной, театрализованной  деятельности в ДОУ,  а также методическим обеспечением к подготовке осенних, весенних, зимних и летних праздников.  В кабинете имеется комплект методических пособий к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Нотное обеспечение составляют журналы для музыкального руководителя «Колокольчик» по временам года (осень, зима, весна, лето), «Музыкальный руководитель».

        В рабочей зоне музыкального руководителя представлен раздел «Музыкально-дидактических игр». Это такие игры как «Музыкальный паровоз», «Волшебные часы», «Весело – грустно», «Сколько нас поет», «Удивительный светофор», «Оркестр», «Весёлые подружки», «Определи по ритму», «Сколько птичек домике», «Веселый паровоз», «Три цветка», «Веселый колпачок», «Кошка заболела», «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Музыкальное окошко», «Воздушные шары». Дидактические пособия – кукла «Весна» - 9 шт.            

       Помимо  дидактических игр в рабочей зоне имеется демонстрационный наглядный материал к музыкально-дидактическим играм, а также наглядный материал для реализации раздела «Слушание музыки». Это портреты русских и зарубежных композиторов – 10 шт. Это серии сюжетных картин по временам года «Зима» -  9 шт, «Осень» - 9 шт., сюжетные картинки к тематическим праздникам «Новый год» -  3 шт, «8 марта»- 2 шт. Наглядный материал для музыкального понимания жанров музыки  «Танец» - шт, «Марш»-1 шт, «Песня» 2 шт. Картинки животных «Волк», «Лось», «Заяц», «Медведь», «Белка». Для удобства  и простоты использования наглядного материала для музыкального творчества используется мобильная интерактивная панель.

      В кабинете имеется  электронная библиотека, которая содержит в себе учебно-методические пособия: программа Буренина А.И. «Ритмическая мозайка», Тютюнникова Т.Э. методические рекомендации по организации детского оркестра в ДОУ «Веселая шарманка»,  программа по хореографии для дошкольников с аудио –видео приложением «Танцуем-играя», автор О.Л. Киенко. Презентации для занятий: «Весёлые нотки», «Зима», «Есть у солнышка друзья»,  «Кого встретим на пути», «Как птицы готовятся к зиме», «День Флага РФ». Видеоролики  для восприятия музыки: «Зима красавица», «Снег – снежок», «Пришла зима», «Вальс цветов Чайковский», «Э. Григ Утро», «Шопен Зима». Видео уроки для развития чувства ритма: «Веселая морковь», «Веселый аквариум», «Угадай музыкальный инструмент», «Музыкальный театр», «Что такое ноты», «Кукольная колыбельная». Видеоролики для игры на музыкальных инструментах: «Мышки на пригорке», «Теремок-оркестр», «Веселые грибочки», «Летний оркестр», «Славный мастер».

       В рабочей зоне также представлена  фонотека: «Времена года» 5 дисков, «Музыка для релаксации»-        5 дисков,  «100 самых знаменитых композиторов» -1 диск, «Песенки сказочных героев»- 1 диск, «Песни для детских праздников»- 1, «Дома и в детском саду»-1, «Детские песни к праздникам» О. Полякова -1 диск, «Рождественские рассказы и песни» О.Першина» - 1 диск, «Малыш в деревне. Волшебные голоса природы»        - 1 шт, «Малыш у моря. Волшебные голоса природы», «Малыш на лугу. Волшебные голоса природы» - 1 диск, «С Новым годом!»- 1 диск, «Новогодняя дискотека» В. Ударцев - диск, «Эстрадная детская песня» В. Ударцев- 1 диск, «50 песен для детей» В. Ударцев - 1 диск, «Новогодние песенки». Ю. Кудинова и Е. Щепотьевой – 1 диск, «Песни для детей» А. Кудряшов – 1 диск, «Книга Памяти. Проект «Незабытый полк» - 1 диск.

       Музыкальное сопровождение к программе «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Ясельки- 2 диска, младшая группа -2 диска, средняя группа – 2 диска, старшая группа – 2 диска, подготовительная группа – 2 диска, «Как у наших у ворот»- 2 диска», «Потанцуй со мной, дружок» - 2 диска, «Хи-хи-хи, да ха-ха-ха» - 2 диска, «Карнавал сказок»- 2 диска, «Здравствуй, здравствуй, Новый год» - 2 диска.

  1.  Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности

          Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности включает в себя атрибуты для музыкальных игр,  с элементами театрализации. Для этого в музыкальном зале имеются различные шапочки: «Цыплята»-14 шт, «Петрушка»- 10 шт., Мухомор» - 1 шт, «Котята»-10, Волк»- 2 шт, «Мышка» - шт, «Белочка» 6 шт, «Медведь» -3 шт, «Дождик»- 1 шт, «Корона Осени»- 1 шт, «Ободки с бантами» - 5 шт.,  «Бескозырка» -25 шт, «Кокошники»-10, «Пилотка- 25, «Шапочки овощей (огурец, подсолнух, редиска, морковка, лук, чеснок, вишня, помидор, груша, лимон) – всех по 1 шт.  

         Атрибуты к музыкально- ритмическим играм: колечки малые – 15 шт, деревянные палочки – 20 шт., «Кубики» - 40.

          Для организации хороводных игр имеются: платочки белые – 20 шт, платочки цветные 20 шт, ленточки разноцветные с колечком - 40 шт, гимнастические ленты на палочке – 25 шт,   флажки разноцветные 40 шт, султанчики синие- 40 шт, султанчики белые – 40,  султанчики разноцветные на деревянной палочке– 40 шт, косынки разноцветные- 12 шт.

           Для музыкальных игр с элементами театрализации представлены костюмы:  животных: «Лисичка»- 2 шт., «Медведь» -6 шт, «Поросенок», 6 шт, «Утенок» - 6 шт, «Зайчик»- 6 шт, «Грибочек»- 6 шт, «Котенок белый » -2 шт, «Котенок серый» 4 шт, «Белочка»- 6, «Восточная принцесса»- 6 шт, платья «Гжель» - 6.

           Для тематических праздников есть атрибуты, соответствующие сезонности: Зимняя атрибутика:  снежки – 25 шт, снеговики- 2 шт, снежинки- 50 султанчики белые 40 шт., «ледяные палочки» - 40 шт, накидки «Зимушка»- 2 шт. Для осенних праздников:   зонтики – 31 шт,  листья дубовые, кленовые, рябиновые, березовые – по 20 шт. каждого вида, грибочки мягкие – 12 шт, шишки, орешки-  по 40 шт. Весенняя атрибутика: цветы «Астра» - 20 шт, цветы «Подснежник» - 20 шт. , «Колечки для танцев- 25 шт.

           Все атрибуты  и материалы расположены на  стеллажах, доступны детям.

  1. Зона музыкально – ритмической деятельности создана для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей, развития фонематического и  ритмического слуха, творческих способностей.  

          Данная зона включает в себя детские музыкальные инструменты: «Ксилофон» - 2 шт,  «Тамбурин (бубен)» - 1 шт, «Маракасы»- 10 шт, «Бубенцы»-4шт, «Хохломские ложки»        -40 шт, «Треугольник»         -8шт., «Барабан»-5 шт, «Саксофон» -5«Кларнет»        - 5, «Дудочка»- 11, «Молоточки»        - 18, «Колотушка»-2 шт, «Синтезатор детский»- 1шт, «Металлофон»- 5, «Колокольчики»        - 9 шт., «Цимбалы» -        9, «Колокольчик»        2 шт. Шумовые инструменты: «Погремушки «Фрукты» -21 шт, «Погремушки» Маша и Медведь         - 4 шт., «Гремелки»-20 шт. , «Бубен сыпучий» 1шт, «Ливень»- 1 шт, «Дождь» - 1 шт.

  1. Зона театрализованной деятельности включает в себя:

«Деревянная театральная ширма» - 1 шт. Набор перчаточных кукол: «Айболит»- 1 шт, «Петрушка»- 1 шт, «Бабка» - 1 шт, «Гном»- 1 шт, «Лисичка»- 1 шт, «Мышка» - 1 шт, «Мама-Зайчиха» - 1 шт, «Медведь»- 1 шт, «Лягушка»- 1 шт.

          Ростовые куклы: «Бабка»- 1 шт, «Дед»- 1 шт, «Внучка»-1 шт, «Лиса»- 1 шт, «Волк»- 1 шт. «Кот»- 1 шт, «Заяц» - 1 шт.  

       Различные  маски: «Мышка»- 6 шт, «Лисичка»- 4 шт, «Белочка» - 6 шт, «Медвежонок»- 4 шт, «Ежик» - 4 шт, «Птички»- 10 шт, «Зайчик»- 10 шт, «Лягушка»- 2 шт., «Волк»- 1 шт.

        Набор сказок с использованием кукол би-ба бо: «Заюшкина избушка»- 1 набор, «Волк и семеро козлят»- 1 набор, «Репка»- 1 набор, «Теремок»- 1 набор, «Кот в сапогах» - 1 набор, «Три поросенка» - 1 набор.  Настольный театр (резиновые игрушки) – сказка «Теремок» - 1 набор, «Репка» - 1 набор, «Колобок» - 1 набор. Пальчиковый театр «Маша и медведь»  - 1 набор. Деревянный театр «Времена года» - 1 набор

  1. Зона восприятия (слушания) музыки.

Оборудование  данной зоны  включает в себя: фортепиано – 1 шт, электронное пианино – 1 шт,  интерактивную панель- 1 шт., музыкальный центр- 1 шт.  мольберт- 2 шт., журнальный столик – 3 шт., стульчики – 25 шт. В зависимости от необходимости оборудование данной зоны легко трансформируется, за исключением музыкального инструмента-фортепиано.

  1. Зона народно-прикладного творчества представлена следующими предметами, атрибутами: Кукла «Маша»- 1 шт, Кукла «Ванюша» - 1 шт., платок в русском народном стиле – 1 шт, ленты на голову – 15 шт, пояс- 10 шт, «Кокошник» -10шт, «Косынка»-12 шт  , набор народных инструментов «Уральский узор»         - 2 набора – 24 инструмента, свистульки -11 шт., матрешка – 5 шт, Неваляшка -1, деревянные игрушки- 3 шт., балалайка- 10 шт.

       Кроме учебных и игровых зон музыкальный зал оборудован большой костюмерной, что немаловажно для подготовки к различным праздникам, развлечениям. В ней хранятся костюмы для взрослых: костюм Дед Мороз – 2, костюм б-Яга, костюм Весна – 2, костюм Зима – 2, костюм Лето – 2, костюм Осень – 2, Скоморох  – 3, Снегурочка – 2,  Звездочет – 1, Костюм Лиса – 2, клоун-2 шт, Водянной-1 шт, старик-Хоттабыч- 1 шт, медведь- 1 шт., Солнце – 1 шт, муха-цокотуха -1 шт, Черепаха Тортилла- 1 шт, Буратино -1 шт.

Детские костюмы: Белка – 6,  Весна – 1, Костюм Гжель  для девочки – 6 шт, Костюм Гжель для мальчика – 6 шт., Костюм Восточная принцесса – 6, Снегурочка- 2, Зайчик-6. По всем костюмам создана картотека.

      Также в костюмерной находятся объёмные декорации, атрибуты, предметы для сюрпризных моментов на утренниках.

      Оснащение музыкального зала: компьютер, ноутбук с интернетом, интерактивная панель, мультимедийное оборудование для презентаций, музыкальный центр, акустическая система LG, 2 набора беспроводных микрофонов, электронное пианино CASIO- 1, синтезатор CASIO – 1. В зале имеется ковровое покрытие, дети на занятиях находятся в носочках, что очень удобно и безопасно при танцевальной –игровой деятельности. Имеется мебель, соответствующая возрасту детей, стулья – 25 шт. Для оформления зала есть 2 игровых деревянных домика «Зимний домик», «Осенний домик», два модульных дерева с осенними и летними листочками. Для хранения атрибутов к занятиям имеются 3 стеллажа с контейнерами для атрибутов, имеющими советующую маркировку.  В дополнение зал оборудован зеркалами, которые необходимы во время занятий танцевальной деятельностью.

       Основное условие ФГОС дошкольного образования - это взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников. В основе взаимодействия лежит наше тесное сотрудничество с родителями (законными представителями), которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу, учёт индивидуальных возможностей и способностей воспитанников. В обновлении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала родители (законные представители) принимают активное участие. Они оказывают посильную помощь в изготовлении дидактических игр, нестандартного оборудования, демонстрационных материалов для занятий с воспитанниками и являются непосредственными участниками образовательного процесса - принимают участие в праздниках, развлечениях, досугах, выступают в роли персонажей.

       Таким образом, в зале создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.  

        Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому взглянуть на игровое пространство.

       Опыт работы показывает, что такая организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных, гендерных и возрастных  особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий  творческий подход в ее построении...

ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках

ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...

«Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»

laquo;Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»    ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика....

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»

Музыкальный зал- среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенци...