Самоанализ деятельности музыкального руководителя по построению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в соответсвии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
Данный самоанализ был представлен на муниципальном конкурсе "Предметно-развивающая среда ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 477.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
«Самоанализ деятельности музыкальных руководителей
по построению развивающей предметно - пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовили: музыкальные руководители
Мельник Ксения Вячеславовна
Черепнева Лиана Станиславовна
г. Когалым, 2017
Развивающая предметно-пространственная
среда музыкального зала МАДОУ «Цветик-семицветик».
“Предметно-развивающая среда в ДОУ ни в коем случае не должна являться фоном педагогического процесса.
Она должна в первую очередь активизировать разнообразную детскую деятельность”.
Вступление в силу Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) в 2014 году повлекло изменение интерпретации музыкального творчества в сфере дошкольного образования. Организация развивающей предметно-пространственной среды стала наиболее актуальной.
Стандарт второго поколения ориентирован на процесс социализации и индивидуализации младших дошкольников, которые достигаются, в том числе, и посредством интегрированного музыкального воспитания. Музыка становится частью комплекса художественно-эстетического обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. Вот почему на сегодняшний день возникла необходимость в обновлении среды музыкального зала.
Музыкальный зал - это всегда место встречи ребёнка с музыкой, игрой, танцевальной деятельностью. Уже с самого младшего возраста дети вовлечены детей в волшебный мир музыки. Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: образовательная деятельность, праздники и развлечения, досуги, индивидуальная и самостоятельная музыкальная деятельность.
Организация развивающего пространства музыкального зала является не легкой задачей. Во - первых, в музыкальном зале должны быть созданы такие условия, при которых прежде всего групповые занятия проводились бы в атмосфере комфорта, доброжелательности и безопасности детей. Во - вторых, создавая развивающую предметно - пространственную среду, музыкальный руководитель должен учитывать эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть местом, куда ребенок захочет снова и снова вернуться. Именно поэтому, в нашем зале преобладают спокойные, пастельные цвета, что создаёт атмосферу доброжелательности и уюта. Хорошее уровень освещения, правильно подобранная мебель, яркие атрибуты и красивые декорации - все это является залогом продуктивной работы музыкального руководителя с детьми.
Назначение развивающей среды в музыкальном зале направлено на реализацию разделов основной образовательной программы ДОУ по музыкальному воспитанию. Это следующие разделы:
- «Восприятие музыки»
- «Пение»
- «Песенное творчество»
- «Музыкально-ритмические движения»
- «Развитие танцевально-игрового творчества»
- «Игра на детских музыкальных инструментах».
В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которая оснащена достаточными техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической деятельности. Так же музыкальный зал полностью укомплектован музыкальными инструментами, рекомендуемыми для реализации образовательной программы ДОУ по области «Художественно-эстетическое развитие».
Музыкальный зал представляет собой просторное оборудованное помещение для групповых, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятий. Также в нем находится кабинет для музыкальных руководителей, костюмерная.
Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала проектировалась на основе:
- реализуемой в ДОУ основной образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий;
При построении среды были учтены следующие общие принципы:
- гибкого зонирования;
- динамичности-статичности;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка;
- учета половых и возрастных различий детей;
- доступности: атрибуты для танцевально-игрового творчества, самостоятельной музыкально-ритмической деятельности расположены в свободном доступе для детей.
- системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
- вариативность: наглядно – дидактический материал могут использоваться в нескольких интерпретации (в зависимости от возраста и цели игры).
- эстетичность: атрибуты и пособия для музыкально-песенного, танцевального творчества выполнены из ярких, фабричных, безопасных и легко обрабатываемых материалов. Все атрибуты хранятся в специальных контейнерах с крышками и имеют соответствующую наполнению маркировку.
Музыкальные руководители к каждому празднику оформляют музыкальный зал в соответствии с тематикой праздника или развлечения. Окружающая обстановка создает повышенный интерес у детей и мотивирует их на дальнейшую деятельность. Очень много изготавливается своими руками, это и объёмные предметы для сюрпризных моментов, и более мелкие атрибуты для музыкальных игр.
В музыкальном зале ДОУ создана развивающая предметно - пространственная среда, которую условно можно разделить на следующие зоны:
- Рабочая зона музыкального руководителя представлена нормативно-правовой документацией, справочной и методической литературой по планированию музыкальной, театрализованной деятельности в ДОУ, а также методическим обеспечением к подготовке осенних, весенних, зимних и летних праздников. В кабинете имеется комплект методических пособий к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Нотное обеспечение составляют журналы для музыкального руководителя «Колокольчик» по временам года (осень, зима, весна, лето), «Музыкальный руководитель».
В рабочей зоне музыкального руководителя представлен раздел «Музыкально-дидактических игр». Это такие игры как «Музыкальный паровоз», «Волшебные часы», «Весело – грустно», «Сколько нас поет», «Удивительный светофор», «Оркестр», «Весёлые подружки», «Определи по ритму», «Сколько птичек домике», «Веселый паровоз», «Три цветка», «Веселый колпачок», «Кошка заболела», «Три медведя», «Цветик-семицветик», «Музыкальное окошко», «Воздушные шары». Дидактические пособия – кукла «Весна» - 9 шт.
Помимо дидактических игр в рабочей зоне имеется демонстрационный наглядный материал к музыкально-дидактическим играм, а также наглядный материал для реализации раздела «Слушание музыки». Это портреты русских и зарубежных композиторов – 10 шт. Это серии сюжетных картин по временам года «Зима» - 9 шт, «Осень» - 9 шт., сюжетные картинки к тематическим праздникам «Новый год» - 3 шт, «8 марта»- 2 шт. Наглядный материал для музыкального понимания жанров музыки «Танец» - шт, «Марш»-1 шт, «Песня» 2 шт. Картинки животных «Волк», «Лось», «Заяц», «Медведь», «Белка». Для удобства и простоты использования наглядного материала для музыкального творчества используется мобильная интерактивная панель.
В кабинете имеется электронная библиотека, которая содержит в себе учебно-методические пособия: программа Буренина А.И. «Ритмическая мозайка», Тютюнникова Т.Э. методические рекомендации по организации детского оркестра в ДОУ «Веселая шарманка», программа по хореографии для дошкольников с аудио –видео приложением «Танцуем-играя», автор О.Л. Киенко. Презентации для занятий: «Весёлые нотки», «Зима», «Есть у солнышка друзья», «Кого встретим на пути», «Как птицы готовятся к зиме», «День Флага РФ». Видеоролики для восприятия музыки: «Зима красавица», «Снег – снежок», «Пришла зима», «Вальс цветов Чайковский», «Э. Григ Утро», «Шопен Зима». Видео уроки для развития чувства ритма: «Веселая морковь», «Веселый аквариум», «Угадай музыкальный инструмент», «Музыкальный театр», «Что такое ноты», «Кукольная колыбельная». Видеоролики для игры на музыкальных инструментах: «Мышки на пригорке», «Теремок-оркестр», «Веселые грибочки», «Летний оркестр», «Славный мастер».
В рабочей зоне также представлена фонотека: «Времена года» 5 дисков, «Музыка для релаксации»- 5 дисков, «100 самых знаменитых композиторов» -1 диск, «Песенки сказочных героев»- 1 диск, «Песни для детских праздников»- 1, «Дома и в детском саду»-1, «Детские песни к праздникам» О. Полякова -1 диск, «Рождественские рассказы и песни» О.Першина» - 1 диск, «Малыш в деревне. Волшебные голоса природы» - 1 шт, «Малыш у моря. Волшебные голоса природы», «Малыш на лугу. Волшебные голоса природы» - 1 диск, «С Новым годом!»- 1 диск, «Новогодняя дискотека» В. Ударцев - диск, «Эстрадная детская песня» В. Ударцев- 1 диск, «50 песен для детей» В. Ударцев - 1 диск, «Новогодние песенки». Ю. Кудинова и Е. Щепотьевой – 1 диск, «Песни для детей» А. Кудряшов – 1 диск, «Книга Памяти. Проект «Незабытый полк» - 1 диск.
Музыкальное сопровождение к программе «Ладушки» под редакцией Т. Новоскольцевой, И. Каплуновой. Ясельки- 2 диска, младшая группа -2 диска, средняя группа – 2 диска, старшая группа – 2 диска, подготовительная группа – 2 диска, «Как у наших у ворот»- 2 диска», «Потанцуй со мной, дружок» - 2 диска, «Хи-хи-хи, да ха-ха-ха» - 2 диска, «Карнавал сказок»- 2 диска, «Здравствуй, здравствуй, Новый год» - 2 диска.
- Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности
Зона музыкально-игровой и танцевальной деятельности включает в себя атрибуты для музыкальных игр, с элементами театрализации. Для этого в музыкальном зале имеются различные шапочки: «Цыплята»-14 шт, «Петрушка»- 10 шт., Мухомор» - 1 шт, «Котята»-10, Волк»- 2 шт, «Мышка» - шт, «Белочка» 6 шт, «Медведь» -3 шт, «Дождик»- 1 шт, «Корона Осени»- 1 шт, «Ободки с бантами» - 5 шт., «Бескозырка» -25 шт, «Кокошники»-10, «Пилотка- 25, «Шапочки овощей (огурец, подсолнух, редиска, морковка, лук, чеснок, вишня, помидор, груша, лимон) – всех по 1 шт.
Атрибуты к музыкально- ритмическим играм: колечки малые – 15 шт, деревянные палочки – 20 шт., «Кубики» - 40.
Для организации хороводных игр имеются: платочки белые – 20 шт, платочки цветные 20 шт, ленточки разноцветные с колечком - 40 шт, гимнастические ленты на палочке – 25 шт, флажки разноцветные 40 шт, султанчики синие- 40 шт, султанчики белые – 40, султанчики разноцветные на деревянной палочке– 40 шт, косынки разноцветные- 12 шт.
Для музыкальных игр с элементами театрализации представлены костюмы: животных: «Лисичка»- 2 шт., «Медведь» -6 шт, «Поросенок», 6 шт, «Утенок» - 6 шт, «Зайчик»- 6 шт, «Грибочек»- 6 шт, «Котенок белый » -2 шт, «Котенок серый» 4 шт, «Белочка»- 6, «Восточная принцесса»- 6 шт, платья «Гжель» - 6.
Для тематических праздников есть атрибуты, соответствующие сезонности: Зимняя атрибутика: снежки – 25 шт, снеговики- 2 шт, снежинки- 50 султанчики белые 40 шт., «ледяные палочки» - 40 шт, накидки «Зимушка»- 2 шт. Для осенних праздников: зонтики – 31 шт, листья дубовые, кленовые, рябиновые, березовые – по 20 шт. каждого вида, грибочки мягкие – 12 шт, шишки, орешки- по 40 шт. Весенняя атрибутика: цветы «Астра» - 20 шт, цветы «Подснежник» - 20 шт. , «Колечки для танцев- 25 шт.
Все атрибуты и материалы расположены на стеллажах, доступны детям.
- Зона музыкально – ритмической деятельности создана для реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей, развития фонематического и ритмического слуха, творческих способностей.
Данная зона включает в себя детские музыкальные инструменты: «Ксилофон» - 2 шт, «Тамбурин (бубен)» - 1 шт, «Маракасы»- 10 шт, «Бубенцы»-4шт, «Хохломские ложки» -40 шт, «Треугольник» -8шт., «Барабан»-5 шт, «Саксофон» -5«Кларнет» - 5, «Дудочка»- 11, «Молоточки» - 18, «Колотушка»-2 шт, «Синтезатор детский»- 1шт, «Металлофон»- 5, «Колокольчики» - 9 шт., «Цимбалы» - 9, «Колокольчик» 2 шт. Шумовые инструменты: «Погремушки «Фрукты» -21 шт, «Погремушки» Маша и Медведь - 4 шт., «Гремелки»-20 шт. , «Бубен сыпучий» 1шт, «Ливень»- 1 шт, «Дождь» - 1 шт.
- Зона театрализованной деятельности включает в себя:
«Деревянная театральная ширма» - 1 шт. Набор перчаточных кукол: «Айболит»- 1 шт, «Петрушка»- 1 шт, «Бабка» - 1 шт, «Гном»- 1 шт, «Лисичка»- 1 шт, «Мышка» - 1 шт, «Мама-Зайчиха» - 1 шт, «Медведь»- 1 шт, «Лягушка»- 1 шт.
Ростовые куклы: «Бабка»- 1 шт, «Дед»- 1 шт, «Внучка»-1 шт, «Лиса»- 1 шт, «Волк»- 1 шт. «Кот»- 1 шт, «Заяц» - 1 шт.
Различные маски: «Мышка»- 6 шт, «Лисичка»- 4 шт, «Белочка» - 6 шт, «Медвежонок»- 4 шт, «Ежик» - 4 шт, «Птички»- 10 шт, «Зайчик»- 10 шт, «Лягушка»- 2 шт., «Волк»- 1 шт.
Набор сказок с использованием кукол би-ба бо: «Заюшкина избушка»- 1 набор, «Волк и семеро козлят»- 1 набор, «Репка»- 1 набор, «Теремок»- 1 набор, «Кот в сапогах» - 1 набор, «Три поросенка» - 1 набор. Настольный театр (резиновые игрушки) – сказка «Теремок» - 1 набор, «Репка» - 1 набор, «Колобок» - 1 набор. Пальчиковый театр «Маша и медведь» - 1 набор. Деревянный театр «Времена года» - 1 набор
- Зона восприятия (слушания) музыки.
Оборудование данной зоны включает в себя: фортепиано – 1 шт, электронное пианино – 1 шт, интерактивную панель- 1 шт., музыкальный центр- 1 шт. мольберт- 2 шт., журнальный столик – 3 шт., стульчики – 25 шт. В зависимости от необходимости оборудование данной зоны легко трансформируется, за исключением музыкального инструмента-фортепиано.
- Зона народно-прикладного творчества представлена следующими предметами, атрибутами: Кукла «Маша»- 1 шт, Кукла «Ванюша» - 1 шт., платок в русском народном стиле – 1 шт, ленты на голову – 15 шт, пояс- 10 шт, «Кокошник» -10шт, «Косынка»-12 шт , набор народных инструментов «Уральский узор» - 2 набора – 24 инструмента, свистульки -11 шт., матрешка – 5 шт, Неваляшка -1, деревянные игрушки- 3 шт., балалайка- 10 шт.
Кроме учебных и игровых зон музыкальный зал оборудован большой костюмерной, что немаловажно для подготовки к различным праздникам, развлечениям. В ней хранятся костюмы для взрослых: костюм Дед Мороз – 2, костюм б-Яга, костюм Весна – 2, костюм Зима – 2, костюм Лето – 2, костюм Осень – 2, Скоморох – 3, Снегурочка – 2, Звездочет – 1, Костюм Лиса – 2, клоун-2 шт, Водянной-1 шт, старик-Хоттабыч- 1 шт, медведь- 1 шт., Солнце – 1 шт, муха-цокотуха -1 шт, Черепаха Тортилла- 1 шт, Буратино -1 шт.
Детские костюмы: Белка – 6, Весна – 1, Костюм Гжель для девочки – 6 шт, Костюм Гжель для мальчика – 6 шт., Костюм Восточная принцесса – 6, Снегурочка- 2, Зайчик-6. По всем костюмам создана картотека.
Также в костюмерной находятся объёмные декорации, атрибуты, предметы для сюрпризных моментов на утренниках.
Оснащение музыкального зала: компьютер, ноутбук с интернетом, интерактивная панель, мультимедийное оборудование для презентаций, музыкальный центр, акустическая система LG, 2 набора беспроводных микрофонов, электронное пианино CASIO- 1, синтезатор CASIO – 1. В зале имеется ковровое покрытие, дети на занятиях находятся в носочках, что очень удобно и безопасно при танцевальной –игровой деятельности. Имеется мебель, соответствующая возрасту детей, стулья – 25 шт. Для оформления зала есть 2 игровых деревянных домика «Зимний домик», «Осенний домик», два модульных дерева с осенними и летними листочками. Для хранения атрибутов к занятиям имеются 3 стеллажа с контейнерами для атрибутов, имеющими советующую маркировку. В дополнение зал оборудован зеркалами, которые необходимы во время занятий танцевальной деятельностью.
Основное условие ФГОС дошкольного образования - это взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников. В основе взаимодействия лежит наше тесное сотрудничество с родителями (законными представителями), которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу, учёт индивидуальных возможностей и способностей воспитанников. В обновлении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала родители (законные представители) принимают активное участие. Они оказывают посильную помощь в изготовлении дидактических игр, нестандартного оборудования, демонстрационных материалов для занятий с воспитанниками и являются непосредственными участниками образовательного процесса - принимают участие в праздниках, развлечениях, досугах, выступают в роли персонажей.
Таким образом, в зале создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.
Полифункциональность предметной среды пробуждает активное воображение детей, трансформируемость предметной среды позволяет детям каждый раз по-новому взглянуть на игровое пространство.
Опыт работы показывает, что такая организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении...
Аналитическая справка развивающей предметно пространственной среды музыкального зала ГБДОУ детский сад №43 Пушкинского района.
описание развивающей предметно пространственной среды музыкального зала....
ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках
ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...
«Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО»
laquo;Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО» ...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала с учетом ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика....
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО»
Музыкальный зал- среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенци...
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...