70 лет снятия Блокады Ленинграда
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Хисамова Роза Халимовна

Музыкально-образовательная интегрированная совмстная деятельность с детьми подготовительной группы

по теме "70 лет снятия Блокады Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_70.docx29.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма.

Задачи:

- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца

- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города

- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества

- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики

- развивать чувство ритма в танце

- совершенствовать певческие навыки

- активизировать словарь

- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов

- совершенствовать изобразительные умения и навыки

Интеграция образовательных областей:

социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы по теме

- слушание песен и музыкальных произведений военных лет

- слушание стихотворений о блокадном городе

- занятие по изобразительной деятельности

- показ иллюстраций о Ленинграде

Взаимодействие с родителями:

- стендовая информация по теме «Блокадный Ленинград», рубрика «Читаем детям о Блокаде»

Ход:

Звучит песня «Ладога» (аудиозапись)

Дети подготовительной группы входят в зал и садятся на стульчики.

Дети:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла с врагами воевать,

Чтоб снова время мирное настало,

Мы не должны об этом забывать.

                             (М. Сидорова) 

 

Демонстрируется слайд №1

Ведущий:

- Ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады Ленинграда. 70 лет прошло с тех пор, это очень памятная дата для нашего города. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.

Бой метронома (аудиозапись)

Под приглушенные звуки метронома ребенок читает стихотворение:

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Песня «Священная война» (аудиозапись)

На экране демонстрируются слайды (№2, №3, №4), читает ведущий.

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

- 22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Немцы стремительно прорывались к городу. Темп наступления войск составил 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

- На защиту города поднялись все его жители. 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд №5 – ребенок читает стихотворение:

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот…

Но вышел на проспект Международный

Вооруженный трудовой народ.

Он шел с бессмертным возгласом в груди:

- Умрем, но Красный Питер не сдадим!..

Клянусь тебе, что мы неистребимы,

За нами наша русская земля.

Она могучая, она у нас большая

Клянусь тебе, мы подвиг совершаем

Во имя всей земли своей родной.

Мы Ленинградцы, ныне держим знамя,

Мы Родины передовой отряд. (уходит) 

Ребенок:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

Вечно будет мне сиять одна

Та весна сорок второго года,

В осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама,

Это было знаком доброй вести,

Это означало – жду письма.

Этот знак придумала блокада:

Знали мы, что только самолет,

Только птица к нам до Ленинграда

С милой-милой Родины дойдет.

Танец девочек «Синий платочек»  (технология Т. И. Суворовой)

Звучит «Нежность» С. В. Рахманинова

В сопровождении фонограммы дети читают стихотворение:

В блокадные дни

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые

Люди живут

И славится всюду

Их доблестный труд.

Ведущий:

- У фашистов к нашему городу было особое отношение. Они хотели не просто захватить, а уничтожить, стереть с лица земли. Очень быстро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью они бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. 

Под фонограмму продолжается показ слайдов №6, №7, №8, №9, текст зачитывает ведущий.

- Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

- Посмотрите на карту! Если земля нарисована коричневым цветом, значит, ее захватили фашисты. На коричневой земле нарисована коричневая свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звезды. В центре кольца со звездочками – Ленинград.

- Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

- Ленинградцы защищали свой город. Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни. Их было 900… Это было – 2,5 года.

Демонстрируется слайд №10, ребенок читает стихотворение:

Ребенок:

Февраль, какая длинная зима,

Как время медленно крадется!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх,

Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

Дети исполняют песню «Мой Петербург боевой» М. Сидоровой

Демонстрируется слайд №11

Дети: 

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строки эти.

Продолжение показа слайдов №12, №13, №14

Ведущий:

- Невский проспект, главный проспект нашего города, изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.

- Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт.  К станкам встали их жены и дети.

- В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными.

Ребенок:

Про войну я узнал от бабули,

Что ребенком в войну ту была.

Убивали детей злые пули,

Так ты детство свое провела.

Ты, в три года, бабуля, осталась без крова,

Без отца, без одежды, еды и тепла.

Ты копала картошку с промерзлого поля,

Чтобы жить и когда-то увидеть меня.

Демонстрируется слайд №15

Дети:

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в 43-м выдали медали

И только в 45-м – паспорта.

И в этом нет беды

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно от того,

Что мы не будем ни старше,

Ни взрослее, чем тогда.

Песня «Ленинградские мальчишки» И. Шварца

Демонстрируется слайд №16 (переход на 2-ой куплет песни)

После исполнения песни демонстрируются слайды №17, №18, №19

Ведущий:

- Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить людям. 

- Посмотрите на карту. Эта дорога помогла выжить и спасла от голода многих Ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.

- Жизнь в городе становилась все труднее и труднее. Единственным спасением для города была «Дорога жизни».

«Дорогой жизни» Ладогу назвали

Она спасеньем каждому была.

Свой город ленинградцы отстояли

И не пустили в Ленинград врага.

Дорогой жизни шел к нам хлеб.

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Потомок, знай! В суровые года

Верны народу, долгу и отчизне.

Через торосы ладожского льда –

Отсюда мы вели «дорогу жизни».

Чтоб жизнь не умирала… никогда.

Демонстрируется слайд №20  

Ребенок:

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как в те дни блокады горевали.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой.

Он все расскажет.

Демонстрируется слайд №21  

Ведущий:

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Демонстрируется слайд №22

Дети:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я – хлеб…      

Демонстрируется слайд №23, №24

Ведущий:

- Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.

- В самую тяжелую пору битвы за Ленинград в городе продолжалась культурная жизнь.

Действовали библиотеки, театры, издавались газеты. На концертных площадках звучала музыка военных лет, призывая ленинградцев на боевые и трудовые подвиги.

Дети исполняют танец «Катюша»  

(технология Т. Суворовой)

Ведущий:

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

- Композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской».

Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале филармонии. Давайте послушаем

фрагмент «нашествие фашистов»

(аудиозапись)

- По радио передавали последние новости с фронта, звучали стихи, музыка.  Несмотря на такое тяжелое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились. Это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Город продолжал жить…

Демонстрация слайдов №25, №26, №27, №28, №29        

Ведущий:

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир ее слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдешь полена дров.

От коптилки не согреться,

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся березки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискаревском

Остановят вдруг слова:

«Дневник Тани Савичевой о своей семье»

- К этому «Дневнику» люди и в сегодняшние мирные дни приходят и возлагают цветы.

- 18 января 1943 года, после 7-дневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда.

Звучит голос Левитана о прорыве блокады

Демонстрируется слайд №30

Ребенок:

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А Ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

Танец «Салют»

Демонстрация слайдов №31, №32, №33, №34, №35

Ведущий:

- 930000 участников обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда».

- Памятник защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте. 

- Пискаревское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.

- 900 дней выдержали Ленинградцы и победили!

Он встал как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и красивей,

Есть и спокойней, но прекрасней – нет!

Дети исполняют песню «Санкт-Петербург»

«Девятьсот блокадных дней»

викторина

Предварительная работа:

- Познавательные беседы о защитниках города

- Рассматривание иллюстраций и фотографий

- Выставка книг о блокаде

- Чтение книг

- Разучивание стихов, песен

- Изобразительная деятельность на военную тематику по замыслу детей

Демонстрация слайдов

Слайд №1 «900 дней – 900 ночей!» Санкт-Петербург. Пискаревское кладбище.

2. На какой площади находится Монумент героическим защитникам Ленинграда?

На площади Победы

3. Как называется памятник, посвященный полному прорыву блокады?

Разорванное кольцо

4. Какую военную технику выпустил Кировский завод в годы войны?

Танк – победитель

5. Какая ленинградская школьница вела блокадный дневник, о котором узнал весь мир?

Таня Савичева

6. Какой транспорт возобновил своё движение 15 апреля 1942 года?

Трамвай

7. Какую роль во время блокады сыграл автомобиль ГАЗ-АА «Полуторка»?

Перевозил продукты и детей по льду Ладожского озера

8. Как получали продукты жители блокадного города?

По карточкам

9. Какую роль во время войны играла эта надпись на стенах домов?

Предупреждала жителей об опасности обстрелов

10. Назовите эту медаль.

Медаль «За оборону Ленинграда»

11. Что было всего дороже в дни блокады?

125 граммов хлеба

12. Назовите этот памятный день для всех ленинградцев в 1944 году.

День окончательного снятия блокады Ленинграда

   

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...