Конспект совместной интегрированной деятельности «День Народного единства»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Актуальность.

В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного становления личности человека. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,  истории и  культуре малой Родины.

             Гражданско-патриотическое воспитание сегодня  - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы   общества в целом.  

С.И. Ожегов определял патриотизм, как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Великий русовед В. Даль  трактовал понятие «патриот», как  любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Однако прежде чем стать патриотом своей страны, надо знать её традиции, жить её интересами и заботами. По словам С. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить и узнать Родину, стать её подлинным патриотом.

Практика показывает, что современные дети растут и развиваются в непростых социальных условиях. На них обрушивается большой поток информации негативного содержания. С  экранов телевизоров демонстрируются хроники локальных войн, сцен вандализма, разрушения.  Компьютерные игры вовлекают  юных пользователей электронных гаджетов  в виртуальные боевые действия, культивируя тем самым насилие и низвержение идеалов добра, ценностного отношения к жизни и друг другу. Перед обществом стоит не простая задача  приобщения детей к  ценностям культуры, истории, формирования  патриотического сознания.

Подтверждение этих постулатов  мы находим  в современных нормативно-правовых документах, определяющих политику образования в нашей стране: законе «Об образовании» Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации. Так, ФГОС дошкольного образования  одним из системообразующих принципов выделяет приобщение детей  к  социокультурным  нормам,  традициям   семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей. На первый план  выдвигаются задачи по объединению обучения и воспитания детей  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных      ценностей, а также  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Предлагаемый мною сценарий является одной из форм по  реализации данного направления. Он посвящён знакомству дошкольников  с одним из важных государственных   праздников России -  «Дню народного единства».

Новизна

Новизна предложенной  мною формы взаимодействия с детьми выражается, в первую очередь, в самой идее проведения подобного рода праздника для детей дошкольного возраста. В календаре общегосударственных праздничных дат он появился не так давно, поэтому ещё не прочно вошёл в обиход российского народа. В практике дошкольного воспитания недостаточно разработано содержание материала по теме праздника, хотя его значение в настоящее время трудно переоценить.

Нетрадиционным в данном  сценарии является использование  интегративного подхода деятельности. В ходе проведения мероприятия осуществляется взаимопроникновение и взаимосвязь со всеми  направлениями  развития  личности детей: социально-коммуникативное,   познавательное,  речевое  художественно-эстетическое,  физическое развитие. Это касается реализации   задач по каждой образовательной области, а также  использовании определённых средств воплощения.

Использование современных образовательных технологий также считаю одним из инновационных элементов данной методической разработки. В процессе проведения совместной деятельности с детьми широко используются информационно-коммуникационные технологии. Рассказ педагога сопровождается мультимедийной презентацией, просмотром видеоролика, прослушиванием различных музыкальных произведений в аудиозаписи патриотического характера. Кроме этого, здесь   активно внедряются  проблемные, поисковые методы для развития познавательной активности, создания атмосферы  совместного полилога.

Цель:

Воспитание у дошкольника позиции гражданина и патриота своей страны, формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к традициям своего народа  и общегосударственным праздникам.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о символах государства (флаге, гербе, гимне), общенациональных праздниках, традициях, обрядах,  столице нашей Родины – Москве, исторических событиях.

2. Развивать познавательную и речевую  активность, расширять словарь детей по теме,  художественно – эстетическое восприятие, двигательные навыки.

3. Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей, формировать культуру поведения на празднике.

Планируемый результат:

1. У детей расширен кругозор, запас знаний по нравственно-патриотическому направлению:  они знают некоторые сведения об истории и событиях родного Отечества, достопримечательностях, традициях, обычаях, знаменитых людях России.

 2. У детей сформировано нравственно-патриотическое сознание, гражданская позиция: они проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, выражают положительное отношение к миру, своей стране, умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

3. У детей сформированы социальные нормы поведения и развиты нравственные качества: они стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь; дошкольники демонстрируют высокий уровень коммуникативных качеств при общении друг с другом и при общении с взрослыми.

4. В детском саду оптимизирована предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию: создан музей народных ремёсел, оформлены выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества, пополнен методический и дидактический материал в группах.

5. Родители воспитанников, педагоги, а также учреждения социума находятся в едином организационно-содержательном поле с детским садом по  патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста.

Ресурсное обеспечение:

Материальное:

1. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, книги).

2.  Бумага, клей (для аппликации).

3. Музыкальный инструмент (пианино).

4. Спортивный инвентарь.

5. Бутафорские атрибуты  (флажки).

6. Русский сарафан и кокошник для взрослого (ведущего).

7. Детский сарафан, (2 шт.).

8.  Платок для девочки, (2 шт.).

9.  Косоворотка для мальчика (2 шт.).

10. Картуз для мальчика  (2 шт.).

11. Платки с народным орнаментом (3 шт.).

12. Угощение (хлебный каравай с солью).

13. Рушник.

Информационно-техническое:

1. Ноутбук

2. Мультимедийная установка.

3. Устройство USB.

4. Настенный экран.

3. Подбор мультимедийных презентаций и видеороликов.

7. Музыкальный центр.

9. Аудио  запись гимна России, фонограмма песни «Росиночка - Россия» Е. Зарицкой, «Мы – дети России» Э.Ханка, запись народной музыки для игр-аттракционов и продуктивной деятельности.

Предварительная работа

- чтение художественной литературы патриотического содержания;

- чтение былин;

- обсуждение пословиц и поговорок о Родине, дружбе;

- просмотр видеофильма «Три богатыря»;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций боевых сражений, баталий;

- слушание музыкальных произведений героического, патриотического характера;

- посещение городского историко-краеведческого музея;

- рассматривание герба России;

- организация выставки «Костюмы народов России».

Система оценивания достижения планируемого результата в ходе мероприятия является неотъемлемой частью всей методической разработки и рассматривается мною как непрерывный процесс. Условно я разделила его  на два  блока:

     1. Педагог – дети. Оценка взрослого  очень значима для ребёнка Она может вдохновить, направить       на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.  Поэтому в ходе музыкально-творческого мероприятия все педагоги использовали, в основном позитивную оценку. Часто это была  похвала, одобрение («молодец», «умница», «хорошо», «правильно», «отлично», «замечательно» и т. д.).   Для невербальной положительной оценки использовались  различные жесты:  рукопожатие, передача улыбки, воздушного поцелуя и др.     

     2.    Дети - дети. Сюда я отношу анализ ребёнком собственной деятельности (самооценку), а также оценку детей друг другом. Это приучает их  к анализу собственных действий и объективной оценке действий другого. Для этой цели использовались  вопросы к детям, побуждающие их  к объяснению своей позиции.

                  По завершению мероприятия, мною  совместно с воспитателями была проведена беседа с детьми. В ней мы попросили ребят поделиться впечатлениями о празднике, а также рассказать о том, что нового они узнали. Анализ  беседы позволил сделать следующие выводы:

    - 95 % детей знают обозначение символов государства (герб, гимн, флаг);

    - 90 % детей перечисляют основные государственные праздники и понимают их значение; имеют элементарные сведения о традициях и обычаях родной страны;

    - 60% детей имеют представление о народах, населяющих Россию.

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon день народного единства47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Ход проведения мероприятия (сценарий)

Оформление центральной стены зала представлено символами Государства РФ – флагом, гербом; портретом президента Путина В.В. Вдоль боковой стены организована выставка предметов народного быта России прошлых лет.

 Дети в спортивной форме с Российскими флажками в руках входят в зал и выполняют несложное перестроение под песню «Мы – дети России» Э.Ханка.

Воспитатель (в русском сарафане): Здравствуйте, дорогие дети и гости праздника! Мы с вами живём в великой и прекрасной стране – России. Это наша Родина, любимый с детства край.

(Демонстрируется слайд)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей,

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердцу милей?

Дети исполняют песню «Росиночка – Россия» (муз. Е. Зарицкой)

(Демонстрируются слайды по тексту песни )

Воспитатель: 4 ноября вся наша страна будет отмечать праздник – День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник?

Дети: Да!

Воспитатель: Много лет тому назад наше государство было раздроблено на отдельные земли, враги то и дело нападали на них, потому что поодиночке справиться с недругом было не под силу.

 Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе!

Дети рассказывают пословицы о дружбе

Воспитатель: Но в те времена особенно неистовствовали польские захватчики. Они полностью разорили нашу землю, во многих селениях даже  начался голод.

Как вы думаете, дети, что бы стало тогда с нашим государством?

Ответы детей.

 Воспитатель: Казалось, что Великая Русь погибла, но русские люди не могли и не хотели мириться с этим. Осенью 1612 года борьбу против захватчиков возглавили Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый был  купцом, а второй имел княжеский титул и владел  военным ремеслом.. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали войско для борьбы с врагами. Битва за Москву была очень упорной и кровопролитной. С клятвой: «Умрём за Русь святую» храбро сражались наши воины и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. Отныне он называется Днём народного единства.

(Демонстрируются слайды по ходу рассказа воспитателя)

Воспитатель: У каждого государства есть свои символы – герб, флаг, гимн.

(На мультимедийном экране демонстрируются герб и флаг России)

Воспитатель: (задаёт детям вопросы)

Что изображено на гербе России?

 Какие цвета у Российского флага?

Что обозначают эти цвета?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы хотели бы сегодня  поучаствовать в  создании макета Российского флага?

Дети выполнят коллективную аппликацию «Российский флаг»

(фоном звучит песня «Моя Россия» муз. Г.Струве)

Воспитатель: Ещё у каждой страны есть своя песня, которая прославляет её могущество. Она называется гимн. Предлагаю послушать гимн нашей страны стоя.

Дети слушают  гимн России (в аудиозаписи)

Воспитатель: Россия – страна не только необъятных просторов, полноводных рек, необозримых лесов, но и край старинных традиций. Издавна девушкам и женщинам на Руси было принято носить на голове платки. Их орнаменты удивляли своим разнообразием: это полоски, и завитки, букеты и гирлянды. Каждый узор говорил о принадлежности к той или иной местности. Например, хохломскую роспись использовали мастера из Нижнего Новгорода. Она выполнялась красным, зеленым и чёрным цветами по золотистому фону. Урало - сибирская роспись основана на контрастах синего, зелёного, золотистого цветов. Её основные мотивы - цветы, ягоды,  травки и веточки.

(Демонстрируются слайды по тексту)

Воспитатель: А еще, какие виды народной росписи вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: С платками водили хороводы, играли в весёлые игры. Давайте и мы начнём интересную народную игру.

Дети участвуют в народной игре «Соберись вокруг платка»

(фоном звучит инструментальная версия народной  песни «Калинка»)

Воспитатель: Платки и сегодня не утратили своей популярности. Их носят и женщины, и девочки, и бабушки. Существует много способов завязывания платка. Сейчас наши мамы, наверняка, их продемонстрируют.

Мамы и дочки участвуют в аттракционе «Повяжи дочке платок»

(каждая мама показывает свой способ завязывания платка)

Воспитатель: В старину платки часто покупали  на ярмарках. А ещё  люди там  приобретали  себе одежду – девушки сарафаны, юбки, а юноши  - косоворотки и картузы.

Отворяю ворота ключиком-замочкиком,

Накрываюсь, покрываюсь шёлковым платочком.

Барышни-красавицы нарядно одеваются,

Парни разудалые всем им очень нравятся.

Воспитатель предлагает детям поучаствовать в игре-аттракционе «Оденься красиво»

(необходимо девочкам надеть  сарафан и платок, а мальчикам -  косоворотку и картуз).

(фоном звучит инструментальная версия народной  песни «»Как пошли наши подружки»)

Воспитатель: Нарядную одежду в старину было принято носить на праздники. Их устраивали поздней осенью, после сбора урожая. Тогда же организовывали  ярмарки, народные гуляния, где не только пели и плясали, но и показывали свою силу да сноровку.. Давайте и мы покажем свою ловкость да удаль.

Дети вместе с родителями участвуют в эстафете «Ловкие ребята» (со спортивными модулями)

Воспитатель: А теперь приглашаем поиграть в любимую народную игру «Кострома». А вы, дети, знаете, кто такая «Кострома»?

Дети: Нет!

Воспитатель: Осенью, когда урожай был убран, из оставшейся соломы делали кукол. С ними играли, пели, водили хороводы, а поздней осенью пускали вниз по реке, прощаясь до будущего года.

(Демонстрируются слайды по тексту)

Дети участвуют в народной игре «Кострома»

Воспитатель: Стук, бряк, ворота,

Выходи, Кострома,

Кострома, Кострома,

Государыня моя, что дома поделываешь?

(Детям необходимо придумать движение, характеризующее трудовые дейстия).

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами вместе отметили замечательный праздник – «День народного единства».  Вы показали, что  тоже любите свою Родину, готовы постоять за неё, познакомились с её обычаями и традициями. Кто из вас знает пословицы и поговорки о Родине?

Дети рассказывают пословицы и поговорки о Родине

Я желаю вам быть настоящими патриотами своей Родины, расти дружными, помогать друг другу, а также уметь прощать.

Русский народ всегда славился гостеприимством, радушием. Дорогих гостей  всегда угощали хлебом, солью – в знак уважения и почтения. Мы всех сегодня хотим угостить праздничным караваем.

Воспитатель выносит на рушнике хлебный каравай

и угощает детей и взрослых.

(под музыку песни «Мы – дети России» дети уходят из зала)

Список литературы

1. Ветохина А.Я.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – М.:АРКТИ, 2010.

2. Евдокимова Е.С «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6.

3. Штанько И.В.  «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

4. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду – М. Изд-во ЦГЛ, 2007 .

5. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.

7. Данилина Н.Г. «Дошкольнику об истории и культуре России» – М.: Сфера, .2004

8. .Ершова З.А. , Краскина Н.А. Никто не забыт, ничто не забыто – М.: АРКТИ, 2004

9. .Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М. Изд-во ЦГЛ, 207 г.

10. Жуковская Р.и. Родной край М. – Просвещение, 2008 г.

11. Кндрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004 г.

12. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.- М, 2007 г.

13. Маханёва М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004.

14. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 2008.

15. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. 2003.

16. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Ярославль, 2001.

17. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 -7 лет. М.: Сфера 2010.

18. Новицкая М.Ю. Наследие. – М.: Линка – Пресс 2010.

        стр.                        Кваст Е.В.    

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного зантия "День Народного Единства"

«День Народного Единства» в подготовительной к школе группе Цель: Приобщение детей к истории РоссииЗадачи:1. Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки)2. Учить узнавать и называть...

Конспект беседы приуроченный "День Народного Единства!"

Старшая и  подготовительная группы....

Конспект праздничного мероприятия «День Народного единства» подготовительная группа «Улыбка» 2021 г.

День Народного Единства – молодой праздник. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех р...

Конспект логопедического занятия "День народного единства"

Занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. Дети знакомятся с историей праздника, его героями. Закрепляют символы страны, речевые навыки. Цель занятия вызвать у детей дошкольного возр...

Конспект познавательного досуга "День народного Единства"

Россия – великая многонациональная страна. Кто только не проживает на её просторах: татары и чеченцы, дагестанцы и удмурты, чуваши и евреи, всех наций не перечесть. Все эти народы живут друж...

Конспект тематического занятия «День народного единства» Будем жить в единстве дружном!»

Как объяснить малышу об этом празднике? Как рассказать историю возникновения этого праздника? Для чего нам вообще праздновать этот день? Даже слово "единство" вводит малышей в ступор. П...