Консультация для воспитателей "Музыкальная среда"
консультация по музыке на тему

Стерликова Елена Анатольевна

Данный материал предназначн ждя педагов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов19.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И СПОСОБЫ ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ. 
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. 
Одно из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. 
Примерные виды интеграции образовательной области «Музыка» 
По задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы: 
Физическая культура, Коммуникация, Познание, Социализация, Здоровье, Безопасность. 
По средствам организации и оптимизации воспитательно-образовательного процесса 
«Художественное творчество» 
«Физическая культура» 
«Чтение художественной литературы» 
Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в его деятельности, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. А это предполагает обновление предметно-развивающей среды ДОУ. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметная среда должна представляет собой систему предметных средств, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации творческой деятельности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность и опора на личностно-ориентированную модель воспитания. 

Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.) становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. 
Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. 
На основе интегративного подхода дети: 
а) активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; 
б) проходят через закономерные стадии развития; 
в) обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное развитие; 
г) неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе. 
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Обстановка в группе должна быть создана таким образом, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно делать выбор.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. 
Мы, с одной стороны, являемся авторами среды, с другой стороны - ее компонентом. Авторами потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творим, проектируем и создаем среду. 
Компонент потому, что определяем свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий. Все эти виды использования среды и педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития. 
Современная ситуация в образовании ставит воспитателей в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. 
Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. Организатором среды является воспитатель, который постоянно должен проявлять интерес к музыкальным играм, показывать возможности музыкальной предметной среды, создавать творческие ситуации, сам проявлять творчество, играя с детьми. В результате у детей возникает большой интерес к музыкальным играм и игрушкам, они часто играют с ними, проявляя активность и креативность. 
Музыкально-образовательная среда группы состоит из 
музыкального и предметного компонентов. 
Музыкальный компонент представлен непосредственно музыкой, независимо от её источника. Все остальное относится к предметному компоненту, в том числе и музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон). 
Но в музыкально-образовательной среде обязательно присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят и социальные взаимодействия ребенка, которые накладывают заметный отпечаток на его развитие и формирование. Окружающие ребенка сверстники и взрослые люди, с одной стороны, составляют его среду обитания, с другой – взрослые являются организаторами педпроцесса. Говоря о социальной составляющей среды, необходимо выделить организацию мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Задача поддержания такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, важная и самая сложная задача педагогов. 
Таким образом, музыкально-творческая среда характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным предметным и информационным наполнением. 
Рекомендации по оборудованию такой среды я нашла в статье Е. Ю. Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" (сборник "Опыт лучших- детям. Об инновациях в дошкольном воспитании") 
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать: 
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. 
2. Разнообразие оборудования. 
3. Учет возрастных особенностей (интересов и возможностей) детей. 
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там. 
5. Наличие в содержании как консервативных, так и проблемных компонентов. 
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 
7. Возможность переноса оборудования в другие места. 
8. Способы интеграции (на которых мы подробнее остановимся чуть позже) 
Среда совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе вне занятий представлена следующими пособиями: 
Для музыкальной (аудиальной) среды необходимы: 
Магнитофон, кассеты, видеодиски, диски с записью осваиваемого детьми музыкального репертуара, с записью детских разнообразных песен, доступных для соответствующего возраста; с записью инструментальной музыки, необходимой для использования перед сном, во время еды, для релаксации и т. п.; 
Для предметно-развивающей среды необходимы: 
I БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующих развитие восприятия музыки 
Музыкально-дидактические игры, пособия 
Элементы ряжения для хороводных, музыкально-сюжетных игр 
Набор детских музыкальных инструментов 
II БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующий музыкально-исполнительскую деятельность 
Три куба с картинками, соответствующими содержанию разучиваемого с детьми репертуара (один – по певческой деятельности, второй – по музыкально-ритмической деятельности, третий – по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах). 
III БЛОК ПОСОБИЙ, побуждающих к музыкально-творческой деятельности: 
Музыкально-творческие упражнения «Сочини песенку», «Придумай свой танец» 
Неозвученные инструменты для творческих импровизаций «Сыграй музыку» (под аудиозапись музыкального произведения ребенок передает темп и динамику звучания музыки). 
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами. 
Среда самостоятельной музыкальной деятельности та же самая, что и для совместной деятельности с воспитателем, только ребенок по своему желанию выбирает пособия, игры и инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК СТИМУЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно,...

Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...

Консультация «Создание языковой среды по закреплению пройденного материала по татарскому языку в ДОУ в условиях внедрения ФГОС».

Консультация«Создание языковой среды по закреплению пройденного материала по татарскому языку в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»....

Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...