Рабочая программа. Кружок - инструментальный ансамбль "Веселые ребята".
рабочая программа по музыке на тему

Сердюк Лариса Николаевна

  Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_microsoft_word.doc138 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

Рабочая программа

Кружок -  инструментальный  ансамбль

«Весёлые ребята».

Русские народные музыкальные инструменты 

Музыкальный руководитель: Сердюк Лариса Николаевна.

Пояснительная записка:

  Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.  Игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.     Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Классификация музыкальных инструментов

Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.     Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.   С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов: Не озвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.  Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

Игрушки - инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;

Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.

Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.; Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка.

Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов.    Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству. Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.     Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения.  Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.  Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать, как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения.                                        

 Цель: Развитие творческого потенциала и активности дошкольника в инструментальном исполнительстве.

Задачи:

1.Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей).                                  

2.Приобщить детей к русской народно– традиционной и мировой музыкальной культуре.

3.Воздействовать на опорно-двигательный аппарат ребенка его дыхательную и нервную систему.                                                                                                                                  

4.Развить чувственно-эмоциональную сферу ребенка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной.

                  Педагогические условия для реализации программы:

-  списочный состав коллектива – 9 человек;

- создание музыкально – развивающей среды (музыкальный зал);

- подбор музыкального репертуара для   развития музыкально-ритмических способностей участников ансамбля;

Программа рассчитана на один год обучения детей подготовительной группы в составе 9 человек. Периодичность занятий 3 раза в месяц, количество занятий в год – 27.  Длительность музыкально – исполнительской деятельности – 25 минут.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.  Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, концерты, участие в праздниках, в развлечениях и в театрализованной деятельности.

                                    Материальное обеспечение:

-  магнитофон, баян, металлофон, треугольники, маракасы, барабаны, бубны, погремушки, деревянные ложки, трещотки, рубель и др.;

- фонотека с записями шумовых ансамблей;

- Мини – музей «Музыкальных инструментов»;

- русские народные костюмы;

- компьютер для просмотра концертов.

                   

                   Тематическое планирование кружка  «Весёлые ребята»

№ занятия

Тема

Цель

Сентябрь                1

Вводное занятие «Волшебные звуки»

Познакомить детей с  музыкальными инструментами -

металлофоном, маракасами, треугольниками, трещотками, деревянными ложками, бубном.

2

«Во кузнеце молодые кузнецы»

Разучить с детьми р.н.п. «Во кузнеце». Распределить  функции каждого участника ансамбля (на каком инструменте будет играть ребёнок)

3

«Они, они куют, приговаривают, молотами приколачивают»

Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления  участников ансамбля.

Октябрь              4

«Светит месяц, светит ясный»

Познакомить детей с р.н.п. «Светит месяц». Репетировать  усложнённую партию металлофона, разучить более простые партии других инструменталистов.

5

«Светит месяц, светит ясный»

Продолжить работу  над  р.н.п. «Светит месяц»,  соединить  отдельные группы инструментов в исполнении произведения целиком.

6

Участие   ансамбля в празднике  «Осенний бал»

 Подготовить детей к концертному выступлению. Способствовать приобретению навыков поведения на эстраде.

Ноябрь              7

«Во поле берёза стояла»

 Познакомить детей с  р.н.п.   «Во  поле берёза стояла». Разучить партию с каждым участником ансамбля. Повторить ранее выученные произведения.

8

«Носи Дуня сарафан, по праздникам одевай»

 Накопление музыкального репертуара ансамбля. Повторение р.н.п. «Во кузнеце», «Светит месяц». Работа над р.н.п. «Во поле берёза стояла».

9

Участие в театрализованном представлении «Теремок»

Формирование навыков эстрадного выступления.

Декабрь         10

Концерт для малышей.

 Инструментальный коллектив исполняет:                               1.Р.н.п. «Во кузнеце», 2.  Р.н.п. «Светит  месяц», 3. «Во поле берёза стояла».                                                          

11

«Калинка, малинка моя, в саду ягода малинка, моя»

Разучить  с детьми  р.н.п.  «Калинка» 1 часть. Повторение  ранее выученного музыкального материала.

12

«Под сосною,  под  зелёной»

Продолжить работу над р.н.п. «Калинка»  2 часть.  Работать над динамикой  в р.н.п. «Светит месяц».

Январь       13

«Эх, зима, ты зима, зима снежная пришла»

Разучить новое произведение  (1 часть). Работать над динамикой  в «Калинке» и р.н.п.  «Во поле берёза стояла».

14

«Эх, зима…»

Репетировать 2 часть произведения.  Соединить 1 и 2 части, работать над динамикой.

15

«Новогодняя полька»

Разучивание произведения с солистом (Исполнитель на металлофоне). Работать над темпом  р.н.п. «Эх, зима».

Февраль    16

«Эх, зима, ты зима, зима снежная пришла», «Новогодняя полька»

Работать над  «Новогодней полькой» и  р.н.п.  «Эх, зима…».

17

«Солдатушки, браво ребятушки»

Разобрать новое произведение. Повторить 1. «Светит месяц», 2. «Новогодняя полька»

18

Участие  в концерте, посвящённому дню «Защитника Отечества»

 Исполнение ансамблем   музыкального номера «Солдатушки, браво, ребятушки…»

Март             19

«Весенняя  шуточная»

Разбор  произведения Д.Трубачёва «Весенняя шуточная». Повторение ранее выученного музыкального материала.

20

«Весенняя  шуточная»

 Работа над «Весенней шуточной». Репетировать р.н.п. «Солдатушки»   (слаженность, ритмическая точность, точное начало исполнения на музыкальном инструменте)

21

«Дуня- тонкопряха»

Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления  участников ансамбля.

Апрель      22

«Дуня- тонкопряха»

Работать  над темпом  и замедлением во 2 части.  Репетировать  слаженность в игре среднего и малого треугольников.

23

«Во саду ли, в огороде»

Разобрать ритмический рисунок нового произведения, разучить партию  с исполнителем на  металлофоне. Повторить  ранее выученные произведения.  

24

«Во саду ли, в огороде»

Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления  участников ансамбля.

Май               25

«Весенняя  шуточная», «Дуня тонкопряха».

Подготовка к выступлению на  выпускном  вечере.

26

«Весенняя  шуточная»

Повторение  накопленного музыкального репертуара ансамбля.

27

Участие в выпускном бале ансамбля  «Весёлые ребята».

 Исполняемые произведения: «Светит месяц», «Полька».

         

Динамика формирования интегративного качества «Овладевший   начальными навыками   игры  на  детских  музыкальных  инструментах»

Дата проведения с 01.05 по 12. 05.

 Кружковцы – «Весёлые ребята» дети подготовительной группы.

Музыкальный руководитель: Сердюк Лариса Николаевна.

Фамилия имя ребёнка

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

Итог

Критерии оценки уровня  развития  навыков  игры  на детских  музыкальных  инструментах.

Высокий: Воспроизведение сложного ритмического рисунка мелодии на музыкальном  инструменте, умение выполнять динамические оттенки  во время исполнения самостоятельно.

Средний: Воспроизведение простого ритмического рисунка мелодии с помощью взрослого. Не может во время исполнения  выполнять динамические оттенки.

Низкий: Не может  воспроизводить  простой ритмический рисунок мелодии (нет мелкой моторики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружок ИЗО

Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....

рабочая программа кружок ИЗО

Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Кружок «Подготовка к школе»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА­­­­­­­­­­­­­­­кружка «Подготовка к школе»(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля)  средняя (группа)  2013 – 2014 учебный год(срок реализац...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу

рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....

Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"

Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"...

Рабочая программа дополнительного образования «Дружные ребята»

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста....