Мониторинг для индивидуальных карт
методическая разработка по музыке на тему

Кирилина Светлана Валерьевна

Инструментарий для диагностики освоения детьми образовательной программы музыкального развития  (к программе "От рождения до школы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_dlya_indiv.kart_.doc279 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мониторинг
освоения образовательной программы

дошкольного образования

музыкального развития дошкольников

подготовила музыкальный руководитель

Кирилина Светлана Валерьевна

2014 г.

Диагностические задания для второй младшей группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Слушание

1.Способность слушать музыкальное произведение до конца

Прослушивание музыкальных композиций разного характера.

Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:

плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);

колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);

марш (марширование на месте).

Вопросы:

- Вам понравилась эта музыка?

- Какая это музыка по настроению - веселая или грустная?

3 балла – ребенок слушает музыкальное произведение до конца, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно отвечает на вопрос

2 балла - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но не дослушивает до конца произведение, отвлекается, затрудняется ответить на вопрос

1 балл - ребенок не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчит.

2.Способность

различать  звуки по высоте

Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики».

Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек

Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Птицы и птенчики». Вопросы:

- Всегда ли музыка звучит одинаково?

- Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.)

- Как чирикают птички?

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

3.Способность замечать изменения в звучании (тихо-громко)

Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Громко - тихо».

Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова

Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо.

Вопрос: - Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда музыка звучит «громко»

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Пение

4.Способность узнавать знакомые песни

Дидактическая игра «Узнай и спой песенку по картинке»

Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы

Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка.

3 балла – ребенок выбирает картинку, называет песенку, поет 1 куплет или припев

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога

1 балл – не может и/или не хочет выполнить задание

5.Умение петь, не отставая и не опережая других.

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Петушок», русская народная песня

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним.

Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает

3 балла - ребенок исполняет предлагаемую педагогом песню, не отставая и не опережая других

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением.

1 балл – ребенок затрудняется исполнить песню, которую предлагает сам; отказывается выполнять задание

Музыкально-ритмические движения

6.Умение выполнять танцевальные движения.

Выполнение движений под музыку разного характера.

Материал: русские народные плясовые мелодии

(«Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.)

Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу: кружиться по одному и в парах, притопывать попеременно ногами, выполнять вращение кистями рук

3 балла – ребенок двигается ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, правильно и с удовольствием выполняет танцевальные движения

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять

7.Умение двигаться с предметами.

Пляска и игра с погремушками

Материал: «Пляска и игра с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой, погремушки по количеству детей

Педагог раздает погремушки и приглашает детей потанцевать. Педагог марширует, звеня погремушкой, кружится, прячет погремушку за спиной, бегает по кругу, отстукивает ритм ножкой погремушки, сидя на корточках

3 балла – ребенок увлеченно танцует,  точно повторяя за педагогом движения

2 балла - ребенок без остановки бегает и звенит погремушкой, не меняет движений вместе с педагогом.

1 балл - ребенок отказывается выполнять задание

Игра на детских музыкальных инструментах

8.Способность различать и называть ДМИ

Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Кого встретил колобок?»

Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан

Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается), зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик), волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит), медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет), лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет)

После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем

3 балла – ребенок правильно определяет персонажа и называет музыкальные инструменты

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Диагностическая карта младшей группы

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Среднее количество

 баллов

Уровень

Способность слушать музыкальное произведение до конца

Способность различать  звуки по высоте

Способность замечать изменения в звучании (тихо-громко)

Способность узнавать знакомые песни

Умение петь, не отставая и не опережая других

Умение выполнять танцевальные движения.

Умение двигаться с предметами

Способность различать и называть ДМИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого

%

Диагностические задания для средней группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Слушание

1.Умение различать характер музыки, жанры музыкальных произведений.

Дидактическая игра «Что делает кукла?»

Материал: «Колыбельная», муз. А.Гречанинова; «Марш», муз. Л.Шульгина, «Ах ты, береза», рус. нар. песня

Карточки: «кукла спит», «кукла танцует», «кукла марширует»

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делает кукла, и поднять соответствующую карточку

Вопросы:

- Вам понравилась музыка?

- Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? Тихая или громкая? Быстрая или медленная?

- Что делала кукла под эту музыку?

3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца,  правильно отвечает на вопрос

2 балла – ребенок к концу начинает отвлекаться и слушать невнимательно, выполняет задание с помощью педагога

1 балл – ребенок слушает невнимательно, не отвечает на вопрос

2.Способность узнавать песни по мелодии

Прослушивание мелодий знакомых песен

Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой

Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни:

В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку»

3 балла – ребенок узнает песенку, оживляется, подпевает, самостоятельно вспоминает название песни

2 балла – ребенок слушает песенку, эмоционально откликается, с помощью педагога вспоминает название или слова из песенки

1 балл – равнодушен к исполнению песенки, отказывается выполнять задание

3.Способность различать звуки по высоте

Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Качели» (восприятие и различение звуков септимы).

Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.

Педагог исполняет детям песенку Е.Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2), показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1)

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Пение

4.Умение

петь протяжно, чётко произнося слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение

Исполнение знакомой песни.

Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним.

3 балла - ребенок вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение, поет протяжно, четко произносит слова

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, не внятно, но старательно произносит слова, не тянет долгие звуки.

1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

5.Умение выполнять движения в соответствие с   характером музыки, самостоятельно менять  движения в соответствии с двухчастной формой произведения.

Выполнение движений под музыку разного характера.

Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера

Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!»

3 балла – ребенок двигается согласно музыке

2 балла - ребенок включается в игру, ориентируется на других детей и подсказки педагога

1 балл - ребенок не слышит изменений в музыке, не меняет движений

6.Умение выполнять танцев. движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах

.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. мелодия

Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:

  • пружинки - «Барыня»
  • подскоки – «Полька»
  • кружение

Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:

  • идти по кругу
  • бежать парами на носочках
  • кружиться в парах

3 балла – ребенок правильно выполняет все задания

2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 задания

1 балл – ребенок не держит круг, не справляется с подскоками, наклоняется, выполняя «пружинку», не выполняет задания

7.Умение выполнять движения с предметами

Выполнение танцевальных движений с куклами по показу

Материал: «Калинка», русская народная мелодия

кукла Марина и игрушки по количеству детей

Педагог показывает детям куклу:

- Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок.

3 балла – ребенок увлеченно танцует,  точно повторяя за педагогом движения

2 балла - ребенок с удовольствием танцует, но меняет движения только после подсказки педагога.

1 балл - ребенок занят игрушкой, не обращает внимание на танцующих, двигается сам по себе

Игра на детских музыкальных инструментах

8.Умение играть на металлофоне простейшие  мелодии на одном звуке

Игра на металлофоне

Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова

Металлофон, ритмокарты

Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку.

3 балла – ребенок исполняет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Диагностическая карта средней группы

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Среднее количество

 баллов

Уровень

Умение различать жанры музыкальных произведений

Способность узнавать песни по мелодии

Способность различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении муз. инструмента

Умение выполнять танцевальные движения.

Умение двигаться с предметами

Умение выполнять движения в соответствие с   характером музыки

Умение играть на металлофоне простейшие  мелодии на одном звуке

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого

%

Диагностические задания для старшей группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Слушание

1.Умение различать жанры музыкальных произведений. (марш, танец, песня)

Дидактическая игра на определение жанра «Что делают в домике?»

Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.

Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.

Вопросы:

- Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?)

- Какая это музыка по настроению (по характеру)?

3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца,  правильно отвечает на вопрос

2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога

1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы

2.Умение различать музыкальные инструменты по звучанию.

Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальные загадки»

Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен,  барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки.

Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают -  называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов

2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек

1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее.

3.Способность различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха в пределах квинты «Лесенка»

Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон

Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание.

2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Пение

4.Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении муз. инструмента.

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик

Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним.

3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова

2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки.

1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

5.Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, притопы

Музыкальная игра «Веселый бубен»

Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен.

Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят:

Ты беги веселый бубен.

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:

  • Поочередное выбрасывание ног в прыжке
  • Полуприседание с выставлением ноги на пятку
  • Притопы

3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми

2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно

1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно

6.Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки.

Танец «Приглашение»

Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия

Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех

3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс)

2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает

1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед

Игра на детских музыкальных инструментах

7.Умение играть на  металлофоне по одному и в небольшой группе.

Игра на металлофонах в ансамбле

Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками

2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы

1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим

Творчество

8.Умение самостоятельно инсценировать содержание песни, способность действовать , не подражая другим.

Инсценировка песни

Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко

Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик.

3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили»)  и двигается соответственно своей роли

2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки

1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ

Диагностическая карта старшей группы

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Творчество

Среднее количество

 баллов

Уровень

Умение различать жанры музыкальных произведений.

Умение различать музыкальные инструменты по звучанию

Способность различать высокие и низкие звуки

Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком

Умение выполнять танцевальные движения

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки.

Умение играть на  металлофоне по одному и в небольшой группе

Умение самостоятельно инсценировать содержание песни,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого

%

Диагностические задания для подготовительной к школе группы

Что изучается?

Дидактические игры, задания, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Слушание

1.Знание Государственного гимна РФ

Слушание Государственного гимна РФ

Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом

3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом

2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева)

1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна

2.Знание жанров музыки.

Дидактическая игра-лото «Три кита в музыке»

Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки

Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок

3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров

2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды

1 балл – ребенок не различает жанры

3.Умение определять общее настроение, характер муз.произведения.

Дидактическая игра на определение характера музыкального произведения «Море»

Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма

«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года»)

Педагог раздает детям карточки с изображением моря.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?

- Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.

- Скажите, вам понравилась эта музыка?

- Какая она по характеру?

3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты

2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

4.Способность различать муз. инструменты, на которых исполняется музыкальное произведение.

Дидактическая игра на определение инструментального тембра

Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов

Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами.

Педагог:

- Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку.

3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога

1 балл - ребенок не справляется с заданием

5.Умение различать части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев.

Дидактическая игра на определение частей песни

Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы

Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку

3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога

1 балла – ребенок не справляется с заданием

Пение

6.Умение петь в удобном диапазоне, выразительно, правильно передавая мелодию.

.

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

Педагог разучивает с детьми песню

(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»).

Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.

3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).

2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов

1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений

7.Умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без.

Исполнение знакомой песни.

Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:

- Сейчас в нашем хоре солистом будет …

- А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…

- Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет)… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)…

3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию

2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом

1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит.

Музыкально-ритмические движения

8. Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствие с разнообразным характером музыки, музыкальными образами

Музыкальная игра «Танцевальная угадай-ка»

Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига

 Педагог:

- Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.

Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов

3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами

2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки

1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма

9.Умение выполнять танц. движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)

Музыкальная игра «Повторяй, не зевай»

Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)

Педагог выстраивает детей в кружок

- Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок

3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)

2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений

1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений

Игра на детских музыкальных инструментах

10.Умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Дидактическая игра «Учитесь танцевать»

Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок

2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений

1 балл – ребенок не справляется с заданием

11.Умение исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Игра на детских музыкальных инструментах

Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко

Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.

3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

2 балла – ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы

1 балл - ребенок много ошибается, не может играть сольно и в ансамбле, не прислушивается к другим

Творчество

12.Способность инсценировать игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

Игра с пением «Как у деда Трифона»

Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!»  водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче.

3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение

1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения

Диагностическая карта подготовительной группы

№ п/п

Ф. И. ребенка

Слушание

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах

Творчество

Среднее количество

 баллов

Уровень

Знание Государственного гимна РФ

Знание жанров  музыки

Умение определять общее настроение, характер муз.произведения.

Умение различать музыкальные инструменты по звучанию

Умение различать части музыкального произведения

Умение петь в удобном диапазоне, выразительно, правильно передавая мелодию

Умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без.

Умение выполнять танцевальные движения

Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки.

Умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Умение исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Способность инсценировать игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Итого

%

Диагностическая карта детей старшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях... - Константин УшинскийМониторинг -постоянное наблюдение за каким...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Аналитическая справка по результатам мониторинга ИКР (индивидуальных карт развития детей) 2023-2024 уч.год

Для формирования представлений о динамике развития воспитанников, в нашем учреждении используются индивидуальные карты развития детей (комплекты бланков для фиксирования результатов наблюдений с переч...

индивидуальная карта карта развития ребенка

Создание Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника (КИР) на сегодняшний момент очень актуально, так как Стандарт дошкольного образования выдвигает требования индивидуализации образовательного...