Картотека пальчиковых игр
картотека по музыке на тему

Наталья Корнейшикова

Упражнения для укрепления и развития мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека пальчиковых игр44.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вышел дождик на прогулку

Вышел дождик на прогулку.                        Указательным и средним пальцами обеих

рук «шагают» по столу.

Он бежит по переулку.                                Загибают  по  одному пальцу на  обеих

Барабанит по окошку,                                руках на каждую строку.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.                        Трясут ладонями, как будто отряхива-

ют с них воду.

Дождик кончился. Устал.                                Кладут ладони на стол.

Н. Нищева

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,                Загибают пальчики на обеих руках, начи-

ная с больших.

Будем листья собирать.                Ритмично сжимают и разжимают ку
лачки.

Листья березы,                        Вновь   загибают   пальчики,   начиная   с

Листья рябины,                        больших.
Листики тополя,
Листья осины,

Листики дуба мы соберем,                Приседают, «шагают» по ковру средним

Маме осенний букет отнесем.        и указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева

Компот

Будем мы варить компот,                Левую   ладошку   держим   «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:        правой «мешаем».

Будем яблоки крошить,                        Загибаем пальчики на правой руке, начи-

Грушу будем мы рубить,                        ноя с большого.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                Опять «варим» и «мешаем».

Угостим честной народ.

Н. Нищева

Апельсин

Мы делили апельсин,        Идут по кругу, взявшись за руки.

Много нас, а он один.

Эта долька —        Останавливаются лицом в круг.

Для ежа.        Загибают  по  одному пальцу на  обеих

Эта долька —        руках, начиная с больших, на каждое на-

Для стрижа.        звание животного.

Эта долька —

Для утят.

Эта долька —

Для котят.

Эта долька —

Для бобра.

А для волка —        Изображают пасть волка двумя руками.

Кожура.

Он сердит на нас —        Приседают. Закрывают голову руками.

Беда!!!

Разбегайтесь,        Разбегаются.

Кто куда!

Английская народная считалка

Корзина с овощами

С большою корзиной иду в огород.                        Дети идут по кругу, держась

На грядках растет разноцветный народ.                за руки.

Тут красный, пузатый сеньор помидор.                На каждое название овоща за-

А там кабачок, оседлавший забор.                        гибают по одному пальцу сна-

Румяный редис принакрылся листком,                чала на правой, а потом на

Зеленый лучок дружно всходит рядком.                левой руке.

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат,

Все дружно в корзине горою лежат.                Вновь идут по кругу, держась

Н. Нищева        за руки.

                                                Грибы

Топ-топ — пять шагов,                        «Шагают» пальниками по столу.

В туесочке пять грибов.                        Переплели пальцы — сделали туе-

сочек, большие пальцы — ручка.

Мухомор красный — гриб опасный.        Загибают  по  одному пальцу на

А второй — лисичка,                        обеих руках на каждое название

Рыжая косичка.                        гриба, начиная с мизинцев.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

 Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

Гномики - прачки

Жили-были в домике                                Сжимают и разжимают кулачки,

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.             Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,                        Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:                                Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,                                Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

                                                Алёнка - малёнка

Аленка-маленка        Хлопки ладонями и удары кулачками по-

Шустра-быстра:        переменно.

Воды наносила,        Загибают пальчики по одному, начиная с

Сарафан дошила,        больших.

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела,        Хлопки ладонями, удары кулачками по-

В охотку ей дело.        переменно.

У Матрёшиной сестрёнки

У Матрешиной сестрицы                Ритмичные удары пальцами правой руки, на
чиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы:                        Ритмичные удары пальцами левой руки, на
чиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке,                                На каждое название животного дети заги-

В теплом полушубке,                                бают пальцы на обеих руках, начиная с болъ-

Курочка — в жилете,                                ших.

Петушок — в берете,

Кошка в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже                                Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже.                                удары кулачками.

Русская народная потешка

Если бы слоны…

Ах, если бы слоны        По левой ладони  дети  выполняют  по

одному удару указательным и средним пальцами и два удара безымянным.

Носили бы        По левой ладони выполняют по одному

Штаны —        удару указательным, средним и безымян-

ным пальцами.

Какие бы        По правой ладони выполняют по одному

Материи        удару указательным и средним пальцами

и два удара безымянным.

Были им нужны?        По левой ладони выполняют по одному

удару указательным, средним и безымянным пальцами.

Никак не маркизет        Ритмичные хлопки ладонями.

И не батист, нет-нет!        Ритмичные удары кулачками.

Чертова кожа,        Чередуют ритмичные хлопки и удары ку~

Рогожа        лачками.

И вельвет.

Б. Заходер

Наша квартира

В нашей комнате — столовой —               На каждое название мебели дети загиба-

Есть отличный стол дубовый,                ют по одному пальцу сначала на правой,

Стулья — спинки все резные,                        потом на левой руке.

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых —

спальне —

Есть для платьев шкаф

 зеркальный,                 

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

 Телевизор смотрят здесь.

 Есть диван и стол журнальный,

 В стенке — центр музыкальный.

Н. Нищева

Семья

Папа, мама, брат и я -                        Правой рукой загибают по одному паль-

чику на левой руке.

Вместе дружная семья.                        Показывают крепко сжатый кулачок

левой руки.

Раз, два, три, четыре,                        Левой рукой загибают по одному пальчи-

ку на правой руке.

Все живем в одной квартире.        Показывают крепко сжатый кулачок

Н. Нищева                        правой руки.

Помощники

Раз, два, три, четыре,                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши

попеременно.

Мы посуду перемыли:                        Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку        Загибают пальчики по одному на каждое

И большую поварешку.                        название посуды.

Мы посуду перемыли,                        Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                Снова загибают пальники.
Ковшик тоже развалился,                
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.                        Ритмичные удары кулачками и в ладоши

Н, Нищева                попеременно.

За ягодами

Раз, два, три, четыре, пять,        Пальчики обеих рук, «здороваются», начи-

ная с больших.

В лес пойдем мы погулять.                Обе руки «идут» пальчиками по столу.

За черникой,                        Загибают пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

 И братишке отнесем.

Н. Нищева

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом                        Дети загибают пальцы на обеих руках по

Есть нора — надежный дом.                одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                Поочередно хлопают в ладоши и ударяют

Всем тепло, уютно в нем.                друг о друга кулачками обеих рук.

В. Пальчинскайте
                   

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,                Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.                        «Идут» по столу указательным и сред-

ним пальчиками.

Бабу снежную лепили,                                «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,                        «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,                Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.                                Кладут ладошки на стол то одной, то

другой стороной.

Все в снегу домой пришли.                        Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                                Движения воображаемой ложкой; руки

Н. Нищева                                под щеку.

Снежинки

Стою и снежинки                        Ритмичные удары пальцами левой

в ладошку ловлю.                        руки, начиная с указательного, по

ладони правой руки.

Я зиму, и снег,                        Ритмичные удары пальцами пра-

и снежинки люблю.                        вой руки, начиная с указательного,

                        по ладони левой руки.
Но где же снежинки?                        На первый вопрос сжать кулаки,

В ладошке вода!..                        на второй — разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?                На первый вопрос сжать кулаки,

на второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                Мелкие потряхивания расслаблен-

Как видно, ладошки мои горячи.                ными ладонями.

Н. Нищева

Ёлочка

        

Перед нами елочка:        Пальцы рук переплетены, из боль-

ших пальцев — «верхушка» елочки.

Шишечки, иголочки,        Сжатые кулачки, потом расто-

пыренные пальчики.

Шарики, фонарики,        «Шарики» из пальцев вверх, «фо-

нарики» — вниз.

Зайчики и свечки,        «Ушки» из указательных и средних

пальчиков, потом — сложенные вместе ладони.

Звезды, человечки.        Ладони сложены, пальцы расправ-

И. Нищева        лены, потом указательные и сред-

ние пальцы стоят на столе.

Подарки

Дед Мороз принес подарки:                Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,                        На каждое название подарка загибают

Кукол, мишек и машины,                        по  одному пальцу:  сначала на правой,

Попугая и пингвина,                        потом на левой руке.

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

Н. Нищева

Кормушка

Сколько птиц к кормушке нашей                 Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.                        Машут перекрестно сложенными ладо-

нями.

Две синицы, воробей,                                На каждое название птицы дети загиба-

Шесть щеглов и голубей,                                ют по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пестрых перышках.                        начиная с больших.

Всем хватило зернышек!                                Трут большие пальчики об указательные,

И. Нищева                         как бы насыпают корм в кормушку.

Птички

Эта птичка — соловей,                                Дети  загибают   по  одному  пальцу  на

Эта птичка — воробей,                                обеих руках на каждое название птицы.

Эта птичка — соловушка,

сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — злой орлан.                        Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам!                        Машут руками, как крыльями.

Русская народная песенка

Бурёнушка

         

Дай молока, Буренушка,                                Дети показывают, как доят корову.

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки,                                Делают «мордочки» из пальников.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                                Загибают по одному пальчику на обеих

Творогу немножечко,                                руках, начиная с мизинцев, на каждое на-

Масла, простоквашки,                                звание молочного продукта.

Молока для кашки.                                Снова «доят».

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,                        Хлопки ладонями и удары кулачками друг

Продает она орешки.                        о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,                        Загибают по одному пальчику, начиная с

Воробью, синичке,                        большого, на обеих руках.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Русская народная потешка

Кто же это?

Отгадайте, кто же это?                        Загибают  по одному пальцу на  обеих

Уха два, а рожек нету.                        руках на каждое выделенное слово.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос.

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

 Очень умные глаза.

Я бы угадать бы смог!                        Машут рукой.

Кто же это? Мой щенок!                        Пожимают плечами. Прижимают руки

Н. Нищева                        к  сердцу.

Что принёс нам почтальон?

Что принес нам почтальон?                    Дети маршируют по кругу, высоко под-

С толстой сумкой ходит он.             нимая колени.

Перевод, журнал, газету,                         На каждое название загибают по одному

В бандероли две кассеты                        пальчику на обеих руках, начиная с боль-

И письмо от тети Вали,        ших.

Чтоб ее приезда ждали.

Н. Нищева

Кап, кап…

Кап, кап, кап — звенит капель.                       Ритмично стучат по ковру подушечками
Приближается апрель.                                пальцев, начиная с большого.

Н. Нищева

Дрозд - дроздок

Дружок ты мой, дрозд,                        Дети машут сложенными накрест ладо-

нями, как крыльями.

В крапинку хвост,                        Загибают  по  одному пальцу на  обеих

Носик — остренький,                        руках на каждую строку.

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,                        Вновь машут сложенными накрест ладо-

Зимой забываются.                        нями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...