Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Стрельцова Анастасия  Федоровна

В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Введение.

    Проблема развития навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современной науке под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Восприятие, познание и понимание партнера  осуществляется в процессе освоения и реализации растущим человеком социальных норм, отношений, различных проявлений, духовности.

     Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

  Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

           Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети среднего  дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминогенная обстановка, недоступная для многих плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность              

Актуальность: Музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков общения между детьми, со взрослыми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Цель: теоретическое изучение условий формирования навыков общения  детей среднего  дошкольного возраста  в процессе использования музыкальных игр в ДОУ и апробация их в практике работы в ДОУ.

Задачи:

1.Изучить литературу по проблеме использования музыкальных игр в развитии общения детей среднего дошкольного возраста;

2.Изучить особенности общения детей 4-5 лет и педагогических условий, способствующих развитию навыков общения у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Гипотеза: Мы предполагаем что, музыкальные игры будут являться одним из эффективных средств развития общения детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:

-подбираются игры, в которых активизируются навыки общения у детей;

-учитываются особенности звукового опыта ребенка;

-своеобразие восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков;

-специфику индивидуальных эмоциональных реакций ребенка на музыку;

-учет возрастных особенностей детей 4-5 лет.

-музыкальная основа игры становится эмоциональным мотивом, побуждающим ребенка к общению со сверстником;

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет общения — это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Под мотивом деятельности согласно концепции А. Н. Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.

Общение ребенка со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого спектра его взаимодействия, побуждаемого теми или иными потребностями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Характеристика музыкальных игр для детей.

          Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Такую ситуацию несложно воссоздать, стоит только чаще знакомиться с книгами вроде той, которую вы держите в руках. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

   Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

   С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности. Еще в период беременности будущие мамы прислоняют к своему животу магнитофон, где звучит спокойная, медленная музыка. Такое действие благотворно влияет на развитие плода.

   Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, мамы и папы, воспитатели и учителя обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности (в том числе и музыкальной) и отдыха – и тем самым позволить своим чадам гармонично развиваться и становиться раскованными. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

 Педагогические условия использования музыкальных игр в развитии    общения детей 4-5 лет.

Принципы построения развивающей среды в ДОУ:

1) принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который  реализуется через  уголок  «уединения»,  логопедический, кабинет психолога;

2) принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж»,спортивный;

3) принцип «стабильности - динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», который  можно проследить в изменяющемся  уголке «театр+библиотека+уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека»;

4) принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках « дом», «магазин»,  «больница», «строительный», «гараж», «изодеятельность», «театральный»,»лаборатория», «спортивный», «библиотека

Использование музыкальных игр как средства развития общения детей среднего дошкольного  возраста.

Музыкально-двигательные игры:

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддерж¬ку другому человеку (сверстнику),

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голо¬ву платочком.

Сижу, сижу на камушке. Сижу на горючем, А кто ж меня верно любит, А кто ж меня сменит, Меня сменит-переменит, Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» сле¬дующий желающий.

 «Разноцветный букет»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой  выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов .

«Клеевой дождик»

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоцио¬нального и физического напряжения, обучение согласо¬ванности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети под музыку  встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившими¬ся дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо пе¬решагнуть через коробки, пройти по импровизированно¬му мосту, обогнуть большие валуны, проползти под сту¬лом и т. д.

«Волшебные заросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения до¬биваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: Играет музыка, каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижав¬шимися друг к другу «волшебными водорослями» — все¬ми остальными участниками. Водоросли понимают чело¬веческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а мо¬гут и не пропустить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступа¬лись, а когда нет, от чего это зависело?

«Липучка»

Цель: игра способствует снятию мышечного напряже¬ния, развитию умения взаимодействовать со сверстника¬ми, сплочению детской группы.

Ход игры: Все дети двигаются, бегают по комнате, же¬лательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они при¬говаривают: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя пой¬мать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липуч¬ками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, так же держась за руки. Взрослый может задавать темп, хло¬пая в ладоши; в конце игры, дети, танцуя в кругу, поют какую-либо песенку.

«Уточка ути-ути»

Цель: игра учит действовать согласованно, соотносить свою активность с правилами игры.

Ход игры: Считалкой определяется, кто из детей будет уточкой. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Ребенок - «уточка», двигаясь вперевалочку, проходит под теперь уже поднятыми руками игроков. Стоящие в кругу поют песенку:

Уточка ути-ути, Негде уточке пройти, Негде сунуться, Попросунуться. Кабы уточке вода. Потопила бы меня, Кабы Волчий хвост — Бери за хвост!

Когда произносятся последние слова («бери за хвост»), игрок тихонько хлопает того, кто оказывается рядом с ним. Этот игрок становится позади первого, кладет ему руки на пояс и они продолжают движение вместе, далее наступает очередь следующего игрока. Игра идет до тех пор, пока все не соберутся в одну цепочку [56].

«Горячая картошка»  

Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда неудача бывает, неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра показывает, как легко помочь тому, кто в беде.

Материалы: одна картофелина.

Инструкция детям: «Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она — особен¬ная. Вам надо представить, что эта картофелина очень го¬рячая. Поэтому мы должны передавать ее друг другу очень-очень быстро. Если она у кого-то в руках задержится, то можем обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть музыкальные  стоп-часы. Когда музыка заканчивается картошку передавать нельзя, она остается у кого-то в руках, и он «обжигается». (Интервал для стоп-часов должен быть от 30до 60 секунд.) Ай-яй-яй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить своего товарища. Те, кто сидит рядом, об¬нимут его за плечи и мягко покачают из стороны в сторо¬ну, пока ребенок с картофелиной не скажет: «Дальше». И снова быстро-быстро передаем картошку из рук в руки, пока стоп-часы снова не прокричат «Стоп!»

 «Кенгуру»  

Цель: отработка навыков взаимодействия с партнером (согласование действий), игра способствует сплочению группы.

Ход игры: Участники делятся на пары. Один из них, кенгуру, стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба партне¬ра берутся за руки. Задача каждой пары под музыку  — именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противополож¬ной стены, обойти препятствие и т. д.

На следующем этапе игры участники могут поменять¬ся ролями, а затем и партнерами.

«Бутылочка»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материал: бутылка.

Ход игры: Дети садятся в кружок. Ведущий берет бу¬тылку и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет горлышко бутылки, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое (задания выполняются  под музыкальное сопровождение).

 «Дождь в лесу»    

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Ход: Дети становятся в круг, друг за другом, — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия под музыку. «В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-вы¬соко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети под¬нимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачива¬ются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касают¬ся спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальца¬ми). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от силь¬ных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладош¬ками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось сол¬нышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую вла¬гу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни»

«Путешествующий шарик»  

Цель: тренировка чувства расстояния при помощи цветного шарика, притягивающего внимание детей, развитие общения.

Материалы: надутый воздушный шарик средней ве¬личины. Кроме того, понадобится хорошая инструмен¬тальная музыка. Можно порекомендовать «Вариации на тему Моцарта» М. И. Глинки.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция (ведущий детям): Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик». Сядьте в круг на пол, так, чтобы каждый сидел вплотную к своим соседям. Как только я включу музыку, передавайте шарик друг другу, пока он не пройдет круг...

Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Передавайте шарик дальше по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее?.. Отодвиньтесь еще немного назад, сделайте круг еще шире. Сейчас вы можете лечь на живот, вытянуть ноги, руки и передавать шарик по кру¬гу. Не бросайте шарик соседям, а протягивайте его. Вы чувствуете, как он заставляет вас тянуться?

(Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик дальше. хорошо провести другой вариант этой игры: начи¬нать ее, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен уве¬личиваться медленней, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот"....

Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;2) сделать ...