Статья "Тетрализация и творчество в детском саду"
статья по музыке (младшая, средняя группа) на тему

Кузнецова Наталья Юрьевна

Статья о творческом поиске методов и приемов огранизации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatralizatsiya_i_tvorchestvo.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тетрализация и творчество в детском саду

Эта тема меня заинтересовала давно. Думаю, нашим дошкольникам будет тоже очень интересно. Ведь на музыкальных занятиях дети больше любят те виды деятельности, где можно свободно двигаться, перенестись в сказку, поиграть с волшебными предметами. Любят веселые представления, где столько ярких костюмов и красочных декораций. Ребенок живет впечатлениями и игрой, а театрализованная деятельность предоставляет прекрасную почву для совмещения этих двух понятий.

Я считаю, что использование средств театрально-исполнительского искусства наиболее полно раскрывает индивидуальность каждого ребенка, пробуждает в детях активное творческое начало, способствует формированию всесторонне развитой личности.

Дети с большим желанием участвуют в театрализованных сказках, играх. Во-первых, потому, что все дети очень любят костюмы, переодевания в различных животных, героев сказок. Одна маска уже вызывает у них желание побыть в роли этого сказочного персонажа.
Даже самые непослушные или стеснительные дети охотно будут изображать зайчика или медведя. Ведь в маске он уже не тот прежний «Ваня», которому без конца делают замечания – он уже сказочный персонаж.

Во-вторых, дети вообще любят сказки или придуманный ими мир. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети любят не уже готовые сложные игрушки (самолеты, машины, роботы), которые придуманы взрослыми, и на какое-то время, конечно, поражают воображение ребенка, но больше детям нравиться самим придумать и сделать себе игрушки и игры: перевернули стулья, поставили их в ряд – вот уже и поезд. Пуговица, найденная на полу – вот билет на него. Детям даже не нужно особых декораций для того, чтобы войти в образ, всё, чего не хватает, ребенок дорисует в своем воображении. Ну, а если нет, то ему поможем мы – взрослые.

Я стараюсь, чтобы в сказках, которые мы играем с детьми, особенно в возрасте 3-5 лет, присутствовала игра. Вот где можно им раскрепоститься, улыбнуться, ведь всё, что связано с  игрой, связано и с положительными эмоциями.

Для того, чтобы быстрее помочь ребенку войти в образ того или иного персонажа, с более раннего возраста надо вести подготовку, как правило путем показа двигающейся игрушки: мишка ходит медленно переваливаясь с боку на бок, зайчик прыгает, двигается быстро.

Чтобы освоить технику передачи образа и приобрести навык движения, в этом поможет музыка. Я стараюсь подбирать произведения, в которых присутствует изобразительность и выразительность (птицы щебечут – тремоло). Помогают также и динамические оттенки (мышки крадутся тихо, на носочках), темп, звуковысотное соотношение. Но, тем не менее, каждый ребенок «лепит» образ своего героя в зависимости от своих музыкальных, пластических возможностей, от собственного жизненного опыта, от уровня развития воображения.

В возрасте 3-4 лет детям еще сложно выступать поодиночке, но уже  вполне возможно им играть группами по несколько человек, тогда дети чувствуют себя более уверенно.

При разучивании сцен сказки, я стараюсь объяснить детям, что не нужно копировать друг друга, пусть их движения будут индивидуальными, импровизированными, придуманными ими. С радостью подхватываю нечто новое в творчестве ребенка, стараюсь закрепить это в его сознании. Пусть даже здесь будет небольшое отклонение от правильности выполнения того или иного движения, если данная сцена этого не требует. Ценю новаторство в ребенке, стараюсь избегать стереотипов: волк может быть в сказке добрым.

Сюжеты для театрализованной деятельности придумываю, но чаще такие сюжеты мне подсказывают сказки, мультфильмы, аудиосказки.

Вот самый простой сюжет, скажем «Красная шапочка»: герой и его антипод, столкновение героя и антипода приводит к конфликту, сюжетная линия выстраивается на ряде событий, взаимосвязанных друг с другом и, в конечном итоге, приводит к развязке – разрешению конфликта. Теперь важно представить эту модель, чтобы умело направит ход рассуждений с детьми, чтобы иметь определенные ориентиры в развитии игрового замысла. Главное, конечно, чтобы эти сюжеты были близки и понятны детям, побуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире ценностей.

Прежде, чем начать обыгрывание сцен, даю сначала прослушать музыку. Дети стараются узнать тот или иной образ, в этом помогают динамические оттенки, изобразительность музыки, темп. Если дети дают правильные ответы, значит выбранная музыка соответствует их развитию и восприятию, и им, конечно, будет легко передать тот образ в движении. Если ребята не сразу могут определить образ, то здесь им надо помочь, рассказать, объяснить; ведь у каждого отдельного персонажа свой характер, своя индивидуальность, манера движения. Это даже может быть неодушевленный предмет, скажем мяч или кукла, которые в музыке оживают.

Хорошо у младших дошкольников получаются небольшие сценки-пантомимы, так как весь упор и всё внимание у детей направлены на восприятие музыки и передачу ее в движении.

В 3-4 года дети уже владеют связной речью, движения их разнообразны и выразительны, им интересно обыгрывание несложных стихотворений и песенок. Здесь дети с большим удовольствием играют свою роль, которая чаще всего сводиться к выполнению выразительных движений, иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний, либо реплик.

В процессе работы над сочинением игрового сюжета ставиться эксперимент: удастся ли сформировать у детей более глубокие понятия об окружающем мире, заложить в них нравственные принципы, прикоснуться к философскому осмыслению многих важных понятий, на каком уровне это возможно у дошкольников? Именно такой исследовательский подход к организации подобных игр дает толчок для более глубинного развития личности ребенка.

Вся эта работа – не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты, но и открытие вместе с детьми сложного мира, прикосновение к «вечным» вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду

Презентация для педагогов к семинару по Изо....

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

сообщение на тему "Развитие музыкального творчества в детском саду"

Развитие творческих способностей детей через все виды музыкальной деятельности...

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Консультация для педагогов по созданию альбомов устного детского творчества в детском саду

Сформированная связанная речь – важнейшие условие успешности обучения ребёнка в школе. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказа или 3-5 предложений по карт...

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

«Детское творчество в детском саду»

статья о применении изобразительной деятельности в группе с детьми с нарушением интеллекта...