Дыхательные упражнения.
картотека по музыке на тему

Белова Ирина Валерьевна

Подобраны дыхательные упражнения для формирования дыхательног аппарата, правильного речевого дыхания, развития длительного, плавного выдоха, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Материал оформлен в виде карточек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnye_uprazhneniya.docx42.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Упражнение «Ладошки»


Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То спокойно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

         На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На счет 4 делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

 

Норма: 4  раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 2

Упражнение «Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Дети стоят ровно и прямо.  Ноги  чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

        На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков  пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!

         Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 3

Упражнение «Насос»

 («Накачиваем шины»)

По шоссе летят машины-

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

        Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и расслаблены.

На счет "раз" слегка наклоняемся вниз руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох. Опускаются вниз верхняя часть туловища, т.е. наклон осуществляется за счет округленной спины, ноги прямые.

«Два»- выпрямились, но не полностью, т.е. спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулившись,- выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

Карточка № 4

Упражнение «Кошка»

 (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко –

Сразу замурлычет … (кошка)

        Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

        На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) – вдох!

        Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку»

        На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают

хватательное движение слева – с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

         

Карточка № 5

Упражнение «Обними плечи»

 (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

        Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровне груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

        На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник  - вдох!

        Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять эти упражнения 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.

Карточка № 6

Упражнение «Большой маятник»

(«Игрушки-неваляшки»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке,

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям – вдох! (как в упражнение «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям – вдох «с пола», руки к плечам – вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

Карточка № 7

Упражнение «Повороты головы»

(«Вправо-влево»)

Ежик по лесу гулял

И цветочки собирал.

Справа – белая ромашка,

Слева – розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

        На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – «вдох»! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево тоже вдох! Шея во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Нужно с осторожностью подходить к выполнению этого упражнения.

Упражнение можно делать сидя.

        

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Карточка № 8

Упражнение «Ушки»

(«Ай-ай», или «Китайский болванчик»)

Ай-ай-ай!

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

        Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой. Руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

        На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! О выдохе не думать, он уходит в промежутках между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

        

Норма: 4 раза по 4 вдоха - движения.

Карточка № 9

Упражнение «Маятник головой»

(«Малый маятник»)

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная.

 Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

        

Карточка № 10

Упражнение «Цветок»

Упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.

И.п.- стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

Упражнение «Собачка»

( закаливание зева)

И. п. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь, охлаждение зева (как это делает собачка).

Карточка № 11

Упражнение «Лягушка»

(оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей)

К нам лягушка прискакала,           Шлепают ладошками по коленям.

Тихо- тихо прошептала:

-Ква-а-а! Ква-а-а!                           Шлепают ладошкой по рту.   

Услыхали комары,                          Гладят носик.

Засмеялись:

-Хи-хи-хи!                                       Произносят на выдохе.

Мошки услыхали,

Громко зажжужали:

-Ж-ж-ж!                                            Барабанят ладошками по груди. 

Лягушка не стерпела,

Громко так запела:

- Ква-а-а! Ква-а-а!                           Громко проговаривают слова.

Карточка № 12

Упражнение «Чудак»

Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

Карточка № 13

Упражнение «Куры»

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями: тах-тах.

Поднимем крылья мы к плечам,

Потом опустим так.

И. п.: стоя. Наклониться, пониже опустив голову. Произнося «тах - тах», одновременно похлопывать себя по коленям — выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, — вдох.

Повторить 3— 5 раз.

Упражнение «Жук»

Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

«Ж-ж-у, — сказал крылатый жук,—

Посижу и пожужжу».

И. п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», — выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо — вдох. Повторить 4—5 раз.

Карточка № 14

Упражнение «Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо — вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

 Повторить 2—3 раза.

Карточка № 15

Упражнение  «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение «Бегемотик»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Карточка № 16

Упражнение «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком 3-5 раз.

Упражнение «Вырасти большой»

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Повторить 4-5 раз.

Упражнение «Листопад»

 

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Карточка № 17

Упражнение «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: дети стоят  прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Упражнение «Ворона»

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Карточка № 18

Упражнение «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться.

Упражнение «Каша кипит»

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

Упражнение «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 

Упражнение «Пушок»

Привязать  на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Карточка № 19

Упражнение  «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Упражнение «Насос»

        Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону)

Упражнение «Качели»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 

Карточка № 20

Упражнение  «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Упражнение «Аист»

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Карточка № 21

Упражнение «Боевой клич индейцев»

 

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Упражнение «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Карточка № 22

Упражнение «Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х – выдохнуть, затем догнать мяч (4-5 раз)

Упражнение «Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза)

Упражнение «Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку – выдох (4 раза)

Карточка № 23

Дыхательная гимнастика «Любимый носик»

Цель: научить детей дыханию через нос, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

1.Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5 раз)

   

Вдох – погладить свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох – и обратно

Пальцы наши просятся.

2.Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз)

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка – прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3.Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза)

Дай носу подышать,

На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

Карточка № 24

Упражнение «Филин»

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

Сидит филин на суку                 Вдох.

И кричит: «Бу-бу-бу!»               Выдох.

Упражнение «Шарик красный»

И. П.сидя на гимнастической скамейке, стуле.

  

Воздух мягко набираем,                                             Вдох.

Шарик красный надуваем.                                        Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,                                           Вдох.

Лопнул он и засвистел: «Т-сс!»                               Выдох.

Карточка № 25

Упражнение «Поехали»!

Завели машину -                                                      Вдох.

Р-Р... Р-Р...                                                                Выдох.

Накачали шину                                                       Вдох.

Ш-Ш... Ш-Ш...                                                        Выдох.

Улыбнулись веселей                                              Вдох.

И поехали быстрей.                

Р-Р... Р-Р...                                                          Выдох

Упражнение «Дрова»

И.П.стойка ноги врозь, руки над головой в «замок».

Раз дрова,                                           Наклон вперед, на  выдохе

Два дрова,                                          произнося «Ух!»

Раскололся ствол едва!

Бух дрова,                                            При выпрямлении – вдох.

Бах дрова!

Вот уже полена два.

Карточка № 26

Упражнение «Погреемся»

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос,

А подбородок замерз.

Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем –

Дышим веселее!

Выдох на ладошки, произнося звук «фа».

Мерзнут ножки наши?

Весело попляшем!

Дети выполняют приседания, произнося слог «ух».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Дыхательная практика (комплекс дыхательных упражнений)

Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик, практик и видов правильного дыхания. Некоторые ...

Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" ( дыхательный упражнения и правила их выполнения)

quot;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать" А.Н. Стрельникова...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)

Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...