Статья "Интегрированные занятия в детском саду"
статья по музыке на тему

мазитова эльвира мулламухаматовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мазитова Эльвира Мулламухаматовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ № 44

Г.Нижнекамск, Республика Татарстан

Эстетическое развитие дошкольников через интегрированное музыкальное занятие.

Современные задачи возрождения национальной культуры, задачи совершенствования эстетического воспитания дошкольников обусловливает необходимость развития у них чувства прекрасного, гармонии, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В этом важном деле особую роль играют такие виды искусств как литература, музыка, изобразительное искусство.

Однако, как свидетельствует анализ специальной литературы, изучение педагогической практики, реального состояния эстетического воспитания и художественного образования дошкольников, обучение каждому виду искусств изолированно, само по себе не дает должного эффекта. Необходимо комплексное воздействие искусств на личность дошкольника, необходима интеграция различных видов искусств.

Отечественными учеными, педагогами, методистами исследованы  и разработаны многие вопросы зарождения и дальнейшего развития эстетических чувств у детей, связи и взаимодействия у них нравственных и эстетических чувств, выявлена роль эстетических чувств в умственном воспитании и психическом развитии ребенка, обосновано важное  значение искусства в процессе воспитания эстетических чувств, эмоционально-чувственных реакций у дошкольников. Особый вклад в разработку этих вопросов внесли психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.И. Игнатьев, В.С. Кузин, П.М. Якобсон.

Однако результаты научных исследований и накопленный опыт формирования эстетических чувств у детей часто е используется и не находит должного применения в практике эстетического воспитания и художественного образования дошкольников. Итогом такого положения является то, что до последнего момента не решены вопросы формирования эстетических чувств у дошкольников.

Так, до настоящего времени не раскрыты  особенности и закономерности развития эстетических чувств у дошкольников, условия их успешного формирования с точки зрения педагогики и психологии. Недостаточно выявлены особенности  воздействия различных видов искусств (как отдельно, так и в комплексе) на процесс развития  эстетического развития дошкольников. Не раскрыты взаимосвязи развития  эстетических чувств и художественных способностей у детей, недостаточно методик по комплексному использованию различных видов искусств в эмоционально-эстетическом развитии дошкольников. Всё это подтверждает актуальность нашего вопроса.

Мы решили изучить закономерности развития эстетических чувств у дошкольников и экспериментальным путем проверить эффективность  формирования эстетических чувств у дошкольников в процессе интегрированных  музыкальных занятий. Опытно-экспериментальной базой исследования стал детский сад № 44 города Нижнекамска. В эксперименте участвовали 22 ребенка  6-7 лет. Группа детей была разделена на экспериментальную и контрольную.

Основной целью констатирующего этапа данной экспериментальной работы  стало определение уровня развития эстетических чувств у старших дошкольников. Нами были выявлены уровни сформированности эстетических чувств у старших дошкольников: четыре уровня – высокий, выше средненго, средний, ниже среднего.

Особенности проявления музыкально-эстетического сопереживания у детей старшего дошкольного возраста изучались нами методами, разработанными В.П. Анисимовым..

В результате анализа результатов, полученных в ходе экспериментальных занятий, мы пришли к выводу, что уровень эмоционального развития и умения адекватно реагировать на музыку разного характера у дошкольников как экспериментальной, так и контрольной групп, невысокий. В основном низкий   и  средний. По результатам всех заданий высокий  уровень показали  только 2 ребенка в экспериментальной подгруппе и 2 ребенка в контрольной подгруппе.

В экспериментальной группе изучение произведений искусств, методы и приемы воспитания и обучения реализовывались по подобранной нами экспериментальной системе А.В. Шумаковой. Программа включала беседы об искусстве, музыке, изобразительном искусстве, литературных произведениях. Использовались специальные наглядные пособия – таблицы, сравнение произведений искусств по сходству, контрасту, использование игровых моментов – игра в художника и зрителя, музыканта и слушателя, писателя и читателя.

В работе использовали музыкальный материал, отобранный на основе программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» и программы А.В. Шумаковой «Мир музыки и ребенок в нем».

Из 24 музыкальных занятий, проводимых за квартал, провели 4 интегрированных занятия.

Контрольный, заключительный  этап эксперимента проводился  по методике констатирующего этапа, но нами был изменен репертуар и последовательность заданий. С воспитателями  была проведена беседа, в ходе которой выяснили, какие особенности и возможности детей были учтены при планировании интегрированных занятий. Какова связь тематики интегрированного занятия с предыдущими занятиями. Воспитатели отметили, что в содержании занятий была обеспечена их комплексность, взаимосвязь видов детской музыкальной деятельности. Интегрированные занятия позволили рационально спланировать время, место, использовать интересные методы и приемы.

В ходе интегрированных занятий проявился дифференцированный подход к детям: учитывались и обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение  всего занятия.

Данные заключительного этапа и результаты анкет свидетельствуют о том, что интерес к музыкальным занятиям проявили 90% детей. Если на первом этапе большинство детей затруднялись высказываться о музыке, то к концу эксперимента круг интересов значительно расширился: 50% детей ответили, что любят слушать разнообразную музыку.

Также данные показали, что методика проведения интегрированных занятий, которая дополняется художественно-дидактическими играми, связанными с изобразительной, музыкальной и литературной деятельностью  свидетельствует о возможности и эффективности развития эстетических чувств у дошкольников.

       Ответы детей  на вопрос о том, какие настроения может передавать музыка, свидетельствуют о том, что возросло и слушательское умение, дети научились сопереживать музыке, отождествлять себя с музыкальным образом. 80 вариантов ответов охватывают широкую гамму чувств от радости, торжества, веселья до скорби, печали, тоски.

   57% детей знают, что создать яркий музыкальный образ помогают такие средства музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, регистр, лад, ритм, то есть всё, о чём рассказывалось детям.

Таким образом, выявленные нами уровни сформированности эстетических чувств показали динамику развития и формирования эстетических чувств у дошкольников под воздействием различных педагогических приемов и процессов, продуктивного педагогического руководства. Это позволяет совершенно по-новому строить учебно-воспитательную работу с детьми на занятиях искусством, превращая традиционные занятия чтения, музыки, изобразительного искусства в уроки творчества и красоты.

В результате эксперимента произошли заметные сдвиги в развитии эстетических чувств у дошкольников экспериментальной подгруппы(изменилось количественное и  процентное соотношение детей  в позитивную сторону, поднялся общий уровень эстетического воспитания) по сравнению с детьми контрольной подгруппы.

Наше исследование показало, что формирование у дошкольников такого качества как эстетические чувства – задача трудоемкая и необходимая. Успешное решение этой задачи возможно лишь в процессе освоения культурного наследия, отраженного в произведениях искусств, при целенаправленных усилиях всех педагогов, работающих в дошкольных учреждения, при обязательной интеграции всех предметов искусства.

Список литературы

1.Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2004.

2. Гридчин, О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.Текст.:автореф.Дис.канд.пед.наук./ О.В.Гридчин. Белгород, 2001.- 23с.

3.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.

4.Зырянова, С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыки и изобразительногоискусства.Текст.:дис.канд.пед.наук./С.М.Зырянова. Екатеринбург, 2003. - 240с.

5. Комарова, Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. Текст.: журнал Детский сад от А до Я. 2004, №6. - с.14-24.

6.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005.

7.Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.   – М., 2000

8.Радынова О.П., “Музыкальные шедевры”, авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999 г.

9.Тарасова К. Б. Детское творчество. – М., 2011.

10.ШумаковаА.В. Педагогические условия развития музыкально-эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста. Текст.: дисс. . канд.пед.наук./ А.В.Шумакова. Ростов-на-Дону, 1998.-229с.

11. Шумакова А. Программа «Мир музыки и ребенок в нем» // Ребенок в мире культуры. — Ставрополь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

Текст выступления с докладом на районном методическом объединении музыкальных руководителей....

Интегрированные занятия в детском саду.Семинар для воспитателей ДОУ.

В презентации раскрываются: преимущества, структура, методика проведения, трудности в организации интегрированных занятий в детском саду....

Интегрированные занятия в детском саду

Интегрированное занятие с элементами фольклорных текстов...

Интегрированные занятия в детском саду. "Письма осени"-музыка и изодеятельность( средняя группа) "Приключения Барабанчика" -музыка и изодеятельность (младшая группа).

(Конспект авторского интегрированного занятия для детей средней группы (музыка и изодеятельность)МДОУ детский сад № 55Составитель: муз. руководитель Даманина С.С. Задачи:Образовательн...

Интегрированные занятия в детском саду

консультация для педагогов...

Консультация "Интегрированные занятия в детском саду"

"Интегрированные занятия в детском саду"...