Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Моисеева Наталья Михайловна

Развитие певческих навыков, посредством разучивания игр с пением, хороводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moiseeva_natalya_mihaylovna_statya.docx20.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Моисеева Наталья Михайловна

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 25

Калининского района Санкт-Петербурга

Развитие певческих навыков, посредством разучивания песен – инсценировок, игр с пением, хороводов.

(из опыта работы)

Значение музыкального воспитания многообразно и многогранно. Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства, она способна радовать, волновать его, вызывать интерес к ней, побуждать к разным состояниям души, способствует эстетическому, духовному, всестороннему развитию личности ребенка.

Большое значение в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста имеет формирование музыкальных слуховых представлений, основой которых является пение.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях я развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку.

Пение положительно влияет на совершенствование процессов высшей нервной деятельности, на формирование голосового аппарата на развитие слуховой активности.

Целью моей работы является развитие у детей дошкольного возраста певческих навыков и устойчивого интереса к пению в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Обучать детей хоровому, ансамблевому и сольному пению;
  2. Развивать у детей способность отображать музыкально – игровые образы в музыкальных играх, хороводах, в песнях – инсценировках;
  3. Воспитывать у детей интерес к совместной музыкально – игровой деятельности.

Во всех возрастных группах музыкальные занятия я провожу в игровой форме, так как этот метод наиболее усиливает интерес к занятиям, активизирует звуковой самоконтроль, развивает внимание у детей, побуждает к творческим проявлениям.

В своей работе я использую потешки, прибаутки и фольклорные игры с движением из книги Г.П. Федоровой «Заглянет солнце и в наше оконце», это первые драматизации, в которых очень хорошо соединены музыка, текст и движение.

Для удобства и улучшения составила картотеку для раннего возраста по играм с пением. Широко использую в своей работе над певческими навыками иллюстративный материал: репродукции, красочные игрушки (кошечка, с раскрывающимся ртом, Петушок, Мишка, Лягушка и.т.д.), игрушки би-ба-бо, шапочки – маски, детали костюмов.

Для наиболее удобного способа работы над развитием певческих навыков изготовила наглядный материал по моделированию высоты звука на фланелеграфе нотный стан, с изображением ноток, модели длительности звука и.т.д.

Использую большое количество музыкально – дидактических игр таких как «Теремок», «Угадай чей голосок», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?» и другие.

Для организации самостоятельной музыкальной деятельности организовала в группах «музыкальные центры», где находятся пособия и материалы, набор музыкальных инструментов, магнитофон с кассетами (записи детских песен и песни данной группы), музыкальный центр находится в тесной связи с театром, поэтому у детей появляется возможность самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры (такие как «Концерт», «Музыкальные занятия», «Игра в театр» и.т.д.). Это обогащает процесс музыкального развития, способствует закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности в новых условиях в свободной форме.

Я подвожу детей к тому, что любую песню можно «обыграть», «оживить», сделать ее «зримой».

Музыкально – игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком – либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается если я прихожу с куклой, мишкой, матрешкой.

Для закрепления знакомых песен, использую игру «Волшебный волчек», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано. В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, а котенок высоким.

Малыши очень любят водить хороводы «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», «Мухоморчики – грибочки», «Соберем урожай», «Новогодние хороводы». Но перед тем, как водить хоровод следует разучить песню с детьми заранее. Что бы они хорошо освоили мелодию, содержание всех куплетов, и потом уже показать композицию хоровода. В хороводах использую шапочки грибов, овощей, зверей.

В средней группе задачи усложняются, начинаю использовать небольшие инсценировки песен. Это побуждает детей выполнять более сложные задания, которые требуют коллективных усилий. Игры с песней не трудны для запоминания, поэтому можно знакомить детей с песней в процессе игры. Например: «Игра с платочком» укр. нар. песня, легко осваивается детьми, если роль «Гали» сначала берет на себя воспитатель, которая  и поет песню. Но если есть солисты, то такую песню нужно выучить заранее. Игра развивает у детей восприятие строения куплетной песни, учатся петь во время движения. Совместно с воспитателями и детьми ставили мини – оперу «Волк и семеро козлят». Воспитатель исполнял роль волка, дети – козлят. При разучивании ролей использовала игру «Угадай кто поет». Дети различали звучание разных регистров. Высоким тонким голосочком – поют козлята, средним – мама коза, низким – волк, в результате постановка сказки прошла выразительно и эмоционально.

В старших группах я продолжаю учить детей самостоятельно находить способы образной выразительности и чувство партнерства. Для развития воображения предлагаю различные способы. В основном использую вопросно – ответную форму, над которой работала еще в младшей и средней группах. Где предусматриваются различные способы импровизации мелодий и текста. Например «Зайка, зайка где бывал?», Что ты хочешь, кошечка?» и другие. В импровизациях ставлю задачу восприятие окончания мелодии, начатой взрослым, ощущение лада, тоники.

Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем простое разучивание песни. Сначала я предлагаю детям прослушать песню, проговорить текст, затем – игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движении содержание песни.

Моя роль – наблюдение за проявлениями детей, (не перехватывая у них инициативу), и помощь, в подборе образных движений, и оформление целостной композиции. Детям очень нравятся песни – инсценировки такие как «Нет кита», муз. Кима, «Самая счастливая», муз. Чичикова, «Моряки», муз. Шахина и другие.

В старших группах мы подходим к постановке небольших сценок и музыкальных спектаклей.

Постановка музыкального спектакля – сложная и кропотливая работа. Первоначально мы знакомим детей с содержанием и музыкой. Затем совместно с детьми обсуждаем роли, их характер, настроение, средства музыкальной выразительности музыкального образа. Работа обычно идет в двух направлениях одновременно: работа над музыкальным образом и работа над текстом.

Работа над музыкальным образом проводится детально, по фрагментам, сценам, партиям. Обсуждаются средства выразительности в передаче характеров героев сказки (речевая, песенная интонации, мимика действия, взаимодействие персонажей). Затем сцены, фрагменты объединяются, уточняется атрибутика и реквизит.

Воспитатели в группе также работают над спектаклем, они включают ее эпизоды в занятия по развитию речи, комплексные занятия, в изодеятельность, в самостоятельную деятельность детей, в развлечения.

В своей практике я использовала показ таких мюзиклов, как «Кошкин дом», «Теремок на новый лад», «Весенняя сказка», «Муха – Цокотуха» и другие.

Весь коллектив нашего детского сада принимает активное участие в подготовке музыкальных спектаклей. Они изготавливают декорации, атрибуты, афиши, «программки», отвечают за световое оформление спектакля. Родители очень заинтересованы нашей работой и сами предлагают свою помощь при подготовке к спектаклю, - повторяют текст, поют вместе с детьми песни, оформляют костюмы, атрибуты.

Своей работой я добилась желаемых результатов: дети заинтересованы пением, перестали бояться индивидуального пения. Больше песен стали исполнять в группе, на прогулке, что поддерживается воспитателями групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...