Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка
статья по музыке на тему

Афонченкова Светлана Петровна

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушание музыки будит фантазию ребенка. В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление. Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots._otzyvchivosti.docx18.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости  как один  из  факторов формирования личности ребенка

        Формирование личности не может ограничиваться лишь образованием. Оно должно служить и развитию эмоциональной отзывчивости. Благодаря своему специальному эмоциональному воздействию, музыка обладает реальной возможностью создать единство гуманистических представлений.

         Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойствах непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

        Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенностям музыкального произведения, а также память, воображение, носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и интеллектуальное развитие личности ребенка.

        Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыку и получил какое-то впечатление о ней и мог хотя бы приблизительно сохранить в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует длительного сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы восприятия звуков как музыки.

        Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные  связи в соответствии с характером музыки.

        Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе общения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредотачивается на самой музыке, на ее выразительных  средствах от непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а детям дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей.

         В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально- образное мышление, т.е. способность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов, а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения. Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способность к разносторонней умственной деятельности.

        Развитие музыкально – образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления – его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоциональное мышление, которому присуще увлеченность, расположение к творческому подъему.

        Способность к эмоциональному мышлению  накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность.

        Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения. Переживая произведение, мы как бы принимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни и по новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждому художнику присуще способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно.

        Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. Пение всегда являлось одной из непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен. Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества воспитания музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются и воспроизводятся в памяти лучше, чем отдельные тона. Чем больше анализаторов участвуют в сознании музыкальных представлений, тем эти представления крепче.

         Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.

        Для дошкольного возраста самая легкая форма оперирования понятия – сравнение. Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память у детей. Воспитатель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем их сравнения.

        Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодические отрывки, а исполнение песни на отдельные элементы исполнения. Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения. Сложным мыслительным процессом, который проводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служат обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувствительно – моторная и специфическая память.

        В современной педагогике придается все большее значение свободному творчеству ребенка. В творческом акте ребенка участвуют важнейшие психические процессы – сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона. В музыкальном воспитании интеллектуальная деятельность гармонично сочетается с эмоциональными переживаниями. Благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...

Разумная материнская любовь как важный фактор формирования личности ребенка

В настоящее время современные психологи, педагоги обращаются к теме материнской любви. Что такое материнская любовь и как она влияет на формирование личности ребенка....

предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка

       Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...