Методический доклад на тему "Эмоциональная глухота. Пути ее преодоления".
методическая разработка по музыке ( группа) на тему

Хохлова Галина Юрьевна

Материал предназначен для работников с детьми дошкольного возраста. Раскрывает проблему развития эмоциональной сферы дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_gluhota._puti_ee_preodoleniya.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Эмоциональная глухота. Пути ее преодоления» (из опыта работы)

        Большое место в воспитании детей, начиная с дошкольного возраста, отводится формированию нравственных чувств. Начиная уже с первых лет жизни, в процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. У малышей возникает желание поступать так, как велят взрослые, делать им приятное, а так же воздерживаться от поступков, которые могут огорчить близких людей. Годовалый ребенок испытывает волнение от того, что своим поступком или шалостью, вызвал огорчение и недовольство у родных, и испытывает удовольствие, видя улыбку на лице взрослого на свой положительный поступок. Такая эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: радости и удовлетворения, а так же стыда и огорчения.

       Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития ребенка как личности. В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:

     ●    как свойство индивида быстро и легко эмоционально реагировать на

           различные внешние воздействия – социальные события, процесс

           общения, особенности собеседника и т. д.

     ●    как эмоциональную реакцию на состояние другого человека,

           выраженное в сопереживании и сочувствии;

     ●    как показатель развития гуманных чувств и коллективных отношений.

        В психолого-педагогической литературе, которая освещает проблемы воспитания детей дошкольного возраста, указывает на то, что эмоциональная отзывчивость особенно поддается развитию в раннем детстве (В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан и др.). В этом возрасте дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, которые существуют в реальной жизни, в особенности, когда мы речь ведем об эмоциональной отзывчивости и чувства других – сверстников или взрослых. И этот опыт необходимо развивать, дополнять и обогащать.      

        В современной педагогической теории и практике решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости является насущной необходимостью.

Многие педагоги замечают у подрастающего поколения огромный дефицит касаемо сопереживательных эмоций и взаимопомощи. Подростки практически перестали проявлять сочувствие и сострадание к другим: сверстникам, старшему поколению. Они предпочитают достать телефон и снять падение прохожего, чем подойти к нему и протянуть руку помощи. Что же делать? Как произвести переоценку ценностей? По мнению многих педагогов и психологов, пристальное внимание нужно обратить на дошкольный возраст. Это именно тот возраст, необходимый, важный, наиболее подходящий для становления эмоциональной сферы.

        Конечно, решающую роль в становлении эмоциональной отзывчивости играют  конкретные условия, создаваемые родителями, в которых живет и воспитывается ребенок, и широкий практический опыт, приобретаемый в этих условиях.  В формировании отзывчивости и простейших видов взаимопомощи может и должен поучаствовать педагог. Процесс формирования должен протекать на широкой основе детского взаимного расположения друг к другу, в постоянной положительной атмосфере, создаваемой в классе, и опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.

        Нужно заметить, что существенную помощь в этом процессе оказывает искусство, в том числе и музыка. Этот вид искусства обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, богатую палитру чувств. Но этим влиянием музыка не ограничивается. Она еще и воздействует на интеллектуальную, коммуникативную, социально-нравственную сферу ребенка.

        Из своего педагогического опыта я знаю, что музыкальные способности у детей проявляются в самом раннем возрасте. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Может реагировать на звуки музыки непроизвольными движениями или возгласами. Постепенно с возрастом двигательные реакции становиться произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. В этот период идет закладка основ музыкального мышления и памяти. Примерно, до трех лет малыш остается очень эмоциональным и отзывчивым на музыку. Поэтому ребенка можно и нужно влюбить в нее на всю жизнь. Тот фундамент, который будет заложен в дошкольном возрасте, сохранится и у школьников.

        Хочется отметить всю важность именно дошкольного периода, периода, в котором дети начнут доверять преподавателю, откликаться и развиваться под его воздействием, научаться любить музыку так, как любит ее обучающий и воспитывающий их человек. К шести-семи годам на  основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно дать характеристику музыкальному произведению, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразность оттенков настроений, преданных музыкой.

        Целью моей работы как преподавателя в стенах Новомичуринской ДШИ с дошкольниками является: создание на уроках условий, способствующих становлению эмоциональной отзывчивости детей для их полноценной жизни в коллективе сверстников, в общении и взаимодействии со взрослым.

        В соответствии с этой целью были мною сформулированы следующие задачи:

    ●   создать условия, при которых происходит формирование

         эмоциональной  отзывчивости;

    ●   обогащать духовный мир через высокохудожественные образы

         музыкального искусства и приобщать их к истокам, как мировой, так и

         русской народной культуры;

    ●   развивать эмоциональную сферу детей, эстетический вкус, расширять

         кругозор;

    ●   способствовать удовлетворению их духовных потребностей.

       

        Для дошкольника доступны разные виды музыкальной деятельности. Это – восприятие музыки, пение и движение под музыку. Все эти виды деятельности я широко применяю на уроках по сольфеджио, хору и ритмике. Из этих предметов и состоит учебный план отделения раннего эстетического развития детей Новомичуринской ДШИ.

        Что понимается под словом музыка? Музыка представляет собой искусство выражения через звуки чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Содержанием музыки является эмоциональная сторона психических переживаний сочинителя, через которые происходит отображение образов окружающей действительности. Художественный образ любого музыкального произведения, наделенный определенным эмоциональным состоянием, глубоко влияет на детское сознание. На моих уроках дошкольники систематически слушают содержательную музыку, и поэтому процесс восприятия для них становится естественным. В своей работе, как и многие педагоги, я использую принцип так называемого «горизонтального движения», где одно и то же музыкальное произведение проходит не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение помогает более глубоко освоить и запомнить музыку, помогает устранить так называемую «разорванность» уроков, включающих в себя большое количество музыкальных произведений, при котором сознание ребенка как бы только «скользит по поверхности». На начальном этапе дошкольник слушает музыку, насыщается эмоциями, обогащается впечатлениями, получает элементарные сведения о ней. Затем при повторных слушаниях выражает свои впечатления и содержание музыкального произведения как словесно, так и в художественном творчестве. А в дальнейшем соприкосновении с ней маленький ученик может выразить себя в пластической импровизации. Например: пьеса «Верхом на палке» Р. Шумана из цикла «Детские сцены». Прослушав эту пьесу, маленький ученик получает массу положительных эмоций от веселой, задорной, стремительной музыки Шумана. Педагог вносит дополнения сведениями о композиторе, называет пьесу, рассказывает предполагаемое содержание. При повторном слушании малыш словесно выражает свои впечатления, по просьбе педагога может передать их в рисунке. А на уроках по ритмике через пластическую импровизацию изобразить в движениях содержание музыкального материала.

        Развитие эмоциональной отзывчивости детей на уроках наиболее успешно будет осуществляться  при применении следующих эффективных методов и приемов:

  • наглядно-слуховых (художественное исполнение произведения, исполнение наиболее ярких фрагментов, использование отрывков литературных текстов из круга детского чтения, включая фольклор – потешки, загадки, пословицы);

  • словесных (образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);

  • практических (передача музыкальных явлений через движения, игру на детских музыкальных инструментах, а так же через художественное творчество);

  • наглядно-зрительных (использование игрушек, художественных иллюстраций, пособий).

        Хочу привести пример урока, в котором широко используются приведенные выше методы и приемы, тема которого – «Духовно-нравственное воспитание детей через занятия различными видами музыкальной деятельности» (по произведениям П. И. Чайковского из цикла «Детский альбом»). Целью данного урока является – развитие эмоционально-нравственной сферы посредствам различных видов музыкальной деятельности. В начале урока педагог просит детей закрыть глаза. На музыкальный фрагмент пьесы «Зимнее утро» он читает литературный текст о детских игрушках и устраивает сюрпризный момент – в классе организует детскую комнату. Открыв глаза, дети видят кроватку с куклой, рябом с ней –

большую красочную коробку, расставленные  игрушки. Продолжается урок рассказом педагога о детях, мальчике и девочке, живущих в этой комнате, об их игрушках, и неаккуратном отношении к ним, в результате чего происходит беда – заболевает когда-то любимая кукла девочки. Звучит пьеса «Болезнь куклы», которая погружает детей в атмосферу глубокой грусти, тоски и печали. После слушания пьесы через вопросы к детям педагог выясняет, как можно помочь кукле. Дети предлагают пожалеть ее, покачать на руках, спеть колыбельную песню. Это помогает кукле, но не вылечивает ее до конца. Педагог обращает внимание на красочную коробку, стоящую возле кровати. Там он находит влажные салфетки, новые заколки, расческу, зеркальце, туфельки. Кто же это все приготовил для куклы? Ответом на этот вопрос является звучание пьесы «Марш деревянных солдатиков». Это любимые игрушки мальчика, живущего в этой комнате, которые решили придти на помощь кукле. Педагог просит кого-то из детей умыть куклу, кого-то причесать, украсить прическу заколками, надеть потерянные когда-то туфельки. Происходит чудо – кукла выздоравливает. На пьесу «Новая кукла» дети по очереди совершают с ней танцевальные движения. В конце урока педагог делает вывод, просит отыскать дома «заболевшие» игрушки и при помощи взрослых помочь «выздороветь» им.

        По ходу этого урока были решены ряд задач: обучающий, развивающий и воспитывающих. Дети не только познакомились с прекрасной музыкой русского композитора П.И.Чайковского, 175-ти летний юбилей которого мы отмечали в этом году, но и через игрушки, через умело организованную педагогом проблемную ситуацию, научились сопереживать и сочувствовать, доброжелательно относиться к окружающим их предметам, развили навыки сотрудничества.

        Использование мной на уроке наглядного материала помогло заинтересовать детей, долгое время удержать их внимание. Детям дошкольного возраста очень близок мир игрушек. Они любят их, им доверяют, через них учатся проявлять элементарную заботу. Поэтому, приходя на урок, игровой персонаж естественным образом помогает окунуться в ту или иную жизненную ситуацию, помогает сплотиться всем коллективом и совместно найти выход, а так же решить все возникшие затруднения. Погружение детей в такие проблемные ситуации, обладающие большой нравственной направленностью, помогает еще шире овладеть эмоциями.  

        Работая с детьми дошкольного возраста, я осознаю всю важность этого момента, так как этот возраст – большой задел на будущее в полноценном  гармоничном развитии ребенка как личности. Какой  же выход я вижу из сложившейся проблемы эмоциональной глухоты на современном этапе развития и обучения? Очень важно не упустить момент, самому педагогу быть примером, не подходить формально к постановке воспитательных задач урока, делая акцент на получение знаний и развития как можно больше навыков. Как гласит народная мудрость: «Умен не тот, кто много знает, а тот, кто может распорядиться этими знаниями во благо человечества». И только при таких условиях музыка станет нашим союзником, соучителем, незаменимым помощников в развитии такого важного качества личности, как его эмоционально-нравственная сфера.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971г., - 376 с.
  2. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., Просвещение. 1972г.,- 382 с.
  3. Радынова О.П. Слушаем музыку: кн. для воспитателей и муз. руководителей дет. сада. – М., Просвещение. 1990г., - 160с.
  4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., Просвещение. 1986г., - 141с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления

Работа с детьми по преодоления тревожности....

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

Методические рекомендации Виды насилия над детьми и пути его преодоления

Методические рекомендации Виды насилия над детьми и пути его преодоления...

Методическая разработка на тему: «Детская агрессивность и пути её преодоления»

Одна из час­тых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Очень часто в детском саду можно встре­тить детей, отличающихся ярко выра­женной агрессивностью: они постоянно дерутся, ...