Музыкальная игра на музыкальных занятиях и в группе, как развитие творческих способностей (работа с педагогами)
методическая разработка по музыке по теме

Акбашева Гульназ Альфировна

Методические рекомендации педагогам, а также игры на развитие творческих предпосылок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyam.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра на музыкальных занятиях и в группе, как развитие творческих способностей.

Методические рекомендации для воспитателей.

Музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи. В программах заложен потенциал, нацеливающий образовательный процесс в ДОУ на развитие музыкальных способностей.

Для организации работы на занятиях по музыкально-художественному развитию, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе следующие рекомендации:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно -  эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке (исполнять без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагается ряд музыкальных игр и упражнений, пальчиковых и жестовых игр:

  • Игра «Зум-зум»

Выполняется в кругу. Дети отвечают различными интонациями (восклицательными, вопросительными, утвердительными), используя различную мимику лица (удивление, испуг, возмущение, обида, неожиданность). В подтверждение интонации голоса используется соответствующая жестикуляция.

- Зум, зум, зум, зум (щелчки)

Здесь спор, здесь шум (дети повторяют эти слова)

Кто взял ключи от буфета (развернуть ладошки)

На полке, которого лежали конфеты.

- Надя взяла

- Кто я? (скидывают брови и удивляется)

Все: Да ты.

- Я не брала.

- А кто?

(с рукой показывает на того, кого хочет)

- Лена взяла!

И т.д.

Зум, зум, зум, зум (щелчки)

Стих спор, стих шум.

Нет здесь ключей от буфета,

А мышки доели на полке конфеты.

Зум, зум, зум, зум (замедляя и переходя на шепот)

  • Игра «Музыкальные игрушки»

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Дети в соответствии с текстом берут инструменты по очереди и, поиграв, убирают (делаем паузы в пении).

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

  • Игра «Погремушка»

Для игры вам понадобятся погремушки. Игра проводится в соответствии с текстом: дети ритмично встряхивают  погремушки, а затем – прячут их за спинку.

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

  • Танец – игра «Самба» 

Участникам раздают разные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, колокольчики и т.п.) Исполняется по кругу.

Ты услышишь в Рио самбы звук далекий (дети идут по кругу друг за другом и играют на музыкальных инструментах)

Ты услышишь в Рио, колокольчик входит в круг (входит в круг дети с названным инструментом)

Припев (исполняется на месте):

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу люди танцуют

Самбу, самбу ле-ле! (дети с музыкальными инструментами в кругу играют на них, остальные хлопают.)

  • Музыкально-дидактическая игра «Светофор»

Материал: Изображение светофора. Три картинки, выполняющие действия: спят, маршируют, танцуют.

Рекомендации к проведению упражнения:

Вот горит светофор,

С ним, дружок мой, не спорь!

Что покажет он – узнай,

А захочешь, выполняй!

Исполняется музыкальное произведение. Ребенок, по желанию, подходит и вставляет соответствующую карточку в кармашек цвета. Имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки. Под музыкальное произведение, относящееся к зеленому цвету, дети могут свободно передвигаться в пространстве, проявляя творчество в движении.

  • Игра «Повтори звуки». (для детей старшего дошкольного возраста.)

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

- Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

  • Игра «Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

  • Игра «Зов»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

  • Игра «Где мои детки?» (для младшего дошкольного возраста)

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке.

- В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

-  Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же).

Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Представленная система музыкальных занятий позволяет сформировать художественно-эстетический вкус у дошкольников, повысить творческий уровень развития, овладеть основными видами музыкальной деятельности реализовать потенциальные музыкальные способности детей в условиях ДОУ.

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.