СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
статья по музыке на тему

Клевиц Жанна Николаевна

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rebyonka_v_muzykalno.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует его моральный облик.  Приобщением к музыке мы вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.  

Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, в сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармонического развития оказывает музыкально- игровая деятельность.        

Велика роль педагога в организации музыкально - игровой деятельности. Воспитатели нашего ГДОУ с  большой ответственностью относятся к этой форме работы с детьми, систематически осваивают методику проведения музыкально - дидактических и хороводных игр,  творчески обогащают их. Игры мы проводим в конце музыкальных занятий, во время развлечений. В дальнейшем, когда дети усваивают правила, игры возникают по их инициативе вне занятий в группах, а в летнее время и на участках. Исходя из цели и задач дидактической игры, мы вместе с педагогами планируем ее содержание, приемы проведения и характер оформления. С помощью дидактических игр осуществляется не только сенсорное, но и эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому мы придаем большое значение качеству оформления игр, много внимания  уделяем тщательному подбору и изготовлению соответствующих атрибутов.

Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают высотный и ритмический, динамический и тембровый слух. А музыкальный слух, в свою очередь, позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.                                              

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий  -  организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять  свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу. Таким образом, музыкально-дидактические игры - это одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в быту. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности дошкольников.                                              

Музыкально-дидактические игры построены на основе единства музыки и движения. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни. Подобные игры вообще сходны с обычными хороводными, подвижными, сюжетно-ролевыми, но служат для развития музыкального восприятия, выделения свойств музыкальных звуков. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем выразить их.  

Дети с ранних лет проявляют эмоциональную отзывчивость, если  материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают возможность  в игровой форме активизировать умственные процессы, развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности. Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки, контрастные по высоте, я начинаю во второй младшей группе. На первое занятие приношу небольшую лесенку и, дотрагиваясь указкой до первой ступеньки, говорю: " Вот это - ступенька низкая, на ней живёт большая птичка, она поёт низким голосом". Пропеваю на звуке ДО первой октавы "чик-чирик". Дети слушают, а затем поют то же самое вместе со мной. Дотрагиваясь указкой до верхней ступеньки, замечаю, что это высокая ступенька и на ней живёт маленькая птичка. Она поёт высоким голосом, пропеваю "чик-чирик" на звуке ДО второй октавы. Дети так же повторяют звукоподражание вместе со мной. Работая над игрой, начинаю варьировать её. Птички прячутся, их не видно, но слышно пение. Пропевала в разной последовательности "чик-чирик"  на  ДО второй и ДО первой октавы, а дети должны были отгадывать, какая птичка поёт; если отгадывали правильно, то прилетала соответствующая птичка, и воспитатель, потом ребёнок, ставили её на нужную ступеньку. По мере усвоения детьми высокого и низкого звучания упражнение усложняла. Задание давала уже на звуках менее контрастных, в пределах ФА первой октавы, ДО  второй октавы.

                 Продолжая систематически, последовательно работать над развитием музыкального слуха, варьировала музыкально-дидактические игры, стремилась подвести детей к самостоятельному решению игровых действий. После того, как малыши научились различать и имитировать голоса животных, птиц, их детёнышей и птенцов, я провела программную игру Н. А. Ветлугиной "Чей домик". Дети очень легко справились с заданием, мяукали, как большой кот и маленький котёнок.

        Последовательность в работе соблюдалась  и в средней, и в старшей группах. Дети уже на слух определяли направление мелодии и её скачки. В результате дети старшей группы пришли в подготовительную группу с запасом знаний и умений, и я смогла продолжить работу над дальнейшим развитием музыкального слуха и голоса ребят.

          Развивая звуковысотный слух, использовала в своей работе музыкальную лесенку, по ступенькам которой ходила и прыгала матрёшка. Использовала упражнения из "Музыкального букваря" Н. А. Ветлугиной: "Бубенчики" на сопоставление трёх звуков, различных по высоте; "Музыкальное эхо", которое являлось отличным упражнением для развития музыкального слуха и чистоты интонации.                                                                                Для формирования у детей ладотонального слуха, ощущения  и нахождения тоники предложила им упражнение "Учёный кузнечик" (из "Музыкального букваря"  Н. А. Ветлугиной).        

        Все воспитатели нашего ГБДОУ с большим удовольствием участвуют в практических занятиях. Они охотно совершенствуют свои навыки и умения, ведь в группе им  приходится помогать детям осваивать правила музыкально-дидактических игр, которые дети разучивают на музыкальных занятиях, повторять и закреплять их в повседневной жизни. Роль же и активность воспитателя зависят от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он организует игры, показывает их детям, вместе с ними играет на правах участника. Действуя вместе с воспитателем, дети легче и быстрее осваивают правила игры. В результате своего участия воспитатель видит, в какой степени нужна его помощь тому или иному ребёнку, насколько дети овладели заданием. Учитывая особенности каждого ребёнка, воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему, стремится развивать музыкальные способности у каждого.        В подготовительной группе воспитатель следит за правильностью выполнения игр, помогает малоактивным, застенчивым детям включиться в игру, поощряет их.

        Для развития у детей самостоятельной инициативы в музыкальной деятельности большое значение имеют оборудование, пособия, которые успешно могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. В каждой группе у нас имеются музыкальные уголки, в которых находятся соответствующие атрибуты, музыкальные инструменты, лесенки, музыкально-дидактические игры, портреты композиторов.

 Музыкальные уголки расположены очень удобно. Дети свободно могут подходить и брать музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. Музыкально-дидактические игры вносятся в группу постепенно, по мере освоения их на занятиях. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельного проведения игр, отмечает новые творческие приёмы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает, в какой помощи нуждается другой ребёнок, помогает ему при выполнении задания. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры, и заменить её другой. В каждой группе есть набор дисков с записями детских песен, сказок, народной музыки.                                                                        

В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.                Народные игры образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность. Элемент состязания, заключённый в игре, привлекает ребёнка, создаёт определённый эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.

        Сказка -  лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребёнок связывает слово с действием. Эта форма игры является более развёрнутой и методика её подачи более сложной.        Игра-драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке любовь к родной природе. Игра-драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности в игре.                        

Сила и значение игр, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика. Народные игры, народная музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе ГБДОУ. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. С народной песней тесно связаны потешки, они очень музыкальны и ритмичны. Их песенное звучание, то напевное, то задорное, используется и на музыкальных занятиях в виде игр и плясок. Вместе с родителями мы отмечаем, что знание потешек делает ребят самостоятельнее в играх, даёт возможность интереснее использовать игрушки, развивает наблюдательность.                                        

Часто игры по народному творчеству проводим вечером, включая их в досуг. Одна подгруппа говорит текст, другая - выполняет движения. Очень ценно, что работа с потешками может проводиться и в помещении, и на прогулке. Дети долго помнят игры, построенные на потешках.        

Созданные на основе русских народных песен хороводные игры очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, прививает высокие нравственные чувства, развивает слух и голосовые возможности ребёнка. Сколько добрых ощущений испытывает ребёнок младшей группы в хороводе "Ходит Ваня"! Ведь надо найти дружочка, открыто выразить расположение к кому-либо из товарищей. Это чувство сохраняется и после игры. А воспитание дружбы в коллективе, который ещё только начинает создаваться, - это уже зачатки нравственного воспитания. Дети любят, чтобы их в игре называли по имени. Поэтому, играя в хоровод "Ходит Ваня", мы называем имя водящего ребёнка.                Хороводы для детей старшей и подготовительной групп "Теремок", "Ворон", "Как на тоненький ледок", "Земелюшка-чернозём", "Во поле берёза стояла" просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами. Ребята с особым удовольствием водят их. Хороводы даже у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить себя. Песня предварительно разучивается с детьми. Я даю короткую характеристику её содержания, объясняю незнакомые слова, обращаю внимание ребят на красоту, напевность мелодических линий, характерных для русской народной песни. Когда дети хорошо усваивают мелодию, поют выразительно, предлагаю спеть песню без музыкального сопровождения, но пою вместе с ними. В дальнейшем дети поют песню самостоятельно. Я только в самом начале даю им тональность. После того начинаем игру.

Для более образного исполнения хороводных действий воспитатели делают различные атрибуты: "трубу точеную-позолоченую", шапочки ворона, зайчика, лошадки, венки из цветов. В играх с пением я не требую от ребят исполнения движений, не соответствующих детским проявлениям чувств. Стремлюсь, чтобы дети сами действовали творчески, подчиняясь плавному или задорному звучанию песни, чувствовали все оттенки мелодии, ритма и движения их не были бы штампом. Нередко дети сами придумывают движения, а я уточняю и оцениваю. Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создаёт предпосылки для творческой инициативы самих ребят.                                                                 

Широко внедряя в работу ГБДОУ народные игры, песни, хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Всё это создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.        

        Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор.        

        Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах требует систематических и планомерных занятий, в ходе которых мы используем различные приёмы. Познакомить ребят с новыми инструментами может не только музыкальный руководитель, но и заранее подготовленные им дети. Например, на музыкальных занятиях в старшей группе воспитанники подготовительной группы провели дидактическую игру "Угадай, на чём играю".                                 

Игра в оркестре развивает у детей не только мелодический, но и гармонический слух. Наряду с музыкальными способностями развиваются внимание, усидчивость, чувство ответственности и товарищества. Каждое выступление оркестра приносит огромную радость и детям, и родителям.

        Для того, чтобы расширить кругозор детей, ещё больше заинтересовать их игрой на музыкальных инструментах, мы ежегодно приглашаем учащихся детской музыкальной школы. В своих концертах они знакомят наших воспитанников с названием, устройством и звучанием таких инструментов, как скрипка, домра, виолончель, баян, аккордеон.                                                По мере возможности следует привлекать и родителей к развитию у детей музыкальных способностей. На собраниях мы рассказываем о музыкальных занятиях, проводим индивидуальные консультации. У нас в ГБДОУ существуют Дни открытых дверей. Посещая их, родители смотрят занятия, игры, знакомятся с вечерним досугом и другими моментами из жизни детей. Такие дни не только помогают знакомить родителей с условиями и содержанием жизни малышей в детском саду, но и дают возможность понаблюдать за детьми в обществе своих сверстников.                          Родители оказывают на музыкальную деятельность детей большое влияние. Если в семье любят музыку, любят петь, водят ребёнка на концерты, в театры, то такой ребёнок первый организатор музыкальных игр в группе. В нашей работе были и есть трудности. Некоторые родители, ссылаясь на большую занятость, не занимаются музыкально-эстетическим воспитанием детей. Большинство же понимают задачи, которые мы ставим перед ними, и стараются быть нашими активными помощниками.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Квест, как одна из технологий музыкально-игрового и деятельного типа при реализации образовательной деятельности в ДОО

Виды квест-игрыКвесты по числу участников:1. Одиночные,2. Групповые.По продолжительности:Цели и задачи:Цель:  активизировать познавательные и мыслительные процессы воспитанников, в игровой деятел...

СТАТЬЯ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

laquo;РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ»...

Статья «Развитие речи ребёнка 3-4 лет в семье»

Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет для родителей...

Статья "Развитие у ребёнка самостоятельности"

Самостоятельность- это способность самому ставить цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счёт....