Ритмическая пластика для дошкольников в соответствии с программой ГОС
статья по музыке (средняя группа) на тему
Основная цель этой статьи эффект воздействия на детей на различных этапах работы с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ритмическая пластика для дошкольников в соответствии
с программой в ГОС
Если педагог подвижен и ему нравиться двигаться под музыку и делает он это вместе с детьми и с хорошим настроением- то его обязательно заинтересуют занятия «Ритмическая мозайка». Автором этой программы является Анна Иосифовна Буренина- практикующий, талантливый педагог, увлеченный проблемами поиска развития художественно- творческих основ личности дошкольника. В основе специально разработанного репертуара более 60 музыкально ритмических композиций- народные мелодии, современная музыка, классическая и мелодии популярных детских песен. Используя методику «Ритмическая мозайка» педагог получает возможность включать ритмические композиции в самые различные формы работы с детьми на физкультурных занятиях, музыкальных, праздниках и развлечениях. Поскольку ритмопластика уникальная и общедоступная методика она оказывает положительное влияние на развитие детей воспитывающихся как в обычных дошкольных учреждениях так и в специализированных (для детей с нарушением речи, зрения, с интеллектуальной патологией ).
Эффект воздействия на детей на различных этапах работы с ними идет по возрастающей линии в направлении все большего раскрепощения тела и духа ребенка, поскольку способствует развитию творческого потенциала личности. Это направление находит выход сначала в подражательной деятельности, затем в создании ими собственные ритмические композиции. На основе глубоких физиологических изменений в организме ребенка происходит перестройка его эмоционального фона, ребенок приобретает жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интелектуальной сферы.
Понятие « пластика» используется как понятие «особые выразительные средства, отличные от танца и пантомимы». В энциклопедии «Балет» дается анализ этого вида искусства, которое «характеризуется свободным движениям, не подчиненным законам классического танца, использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».
Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с дошкольниками в методике «Ритмическая мозайка» лежит овладение свободой движения под музыку. Если характеризовать движения, которые входят в систему упражнений то можно сказать, что детям предлагается освоить все возможное разнообразие пластических средств: это основные общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения и т.п. Некоторые композиции предлагают детям этюды, другие образно- игровые и ритмические танцы.
Эффективность использование методики «Ритмическая мозайка» зависит как от выразительности точности движений педагога, так и осознания цели и задачи музыкально- ритмического воспитания дошкольников, основных методов развития пластических и творческих способностей детей.
Занимаясь с детьми ритмической пластикой по предлагаемой методике, педагог должен четко осознавать, ради чего он это делает, какие качества он формирует, какие цели преследует. В отличии от традиционных занятий основная цель программы это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при усвоении его в своих силах, освоение собственного тела как выразительного «института». Хорошее самочувствие ребенка приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловкими, неуклюжими и получить за это замечание воспитателя- основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий.
Таким образом, воспитание у детей любви и интереса занятия ритмикой, потребность движения под музыку является одной из центральных задач музыкально- ритмического воспитания.
Система музыкально-ритмического развития предполагает комплексное воздействие музыки и движений, последовательные усложнения задач воспитания. Поскольку этот вид деятельности является синтетическим можно говорить о развитии как музыкальной так и двигательной сферы.
Какие же задачи стоят в области развития двигательной сферы? В первую очередь, это умение соотносить движение с музыкой. Вторая группа задач- это развитие двигательных качеств, таких ,как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Третья группа задач- это формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики и т. д.).
На практике педагог в основном ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка и стремление к динамике его развития. Развитие умений ориентирование в пространстве- одна из важнейших задач психо-моторного развития детей, которая также реализуется в процессе движения под музыку. В этой методике предлагается естественный путь в формировании этих умений, которые заключаются в следующем:
На первом этапе обучения детей не следует сразу «строить» друг за другом, парами и т.д. Большинство композиций исполняются в свободном построении. Показ движений педагога осуществляется в «зеркальном отражении». При этом педагог обязательно обозначает это направление словом «поворот на лево», приставной шаг и т.д. Связь слова и мышечного ощущения направления движения способствует закреплению этих понятий.
В танцевальных композициях дети перестраиваются из круга в несколько кругов, врассыпную и т.п. При этом не рекомендуется до начала исполнения назначать ведущих. Необходимо развивать сознательное умение ориентироваться в пространстве, поэтому задания на перестроения должны быть неожиданными (чтобы развивать у детей способность быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации).
Особенностью методики «Ритмическая мозайка» является использование в работе специально разработанного репертуара- музыкально пластических композиций, каждая из которых имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движений способствует развитию и созданию музыкально- пластического образа в виде этюда, сюжетного танца или игрового упражнения.
Пластические композиции исполняются, как правило, под фонограмму. Непосредственное восприятие музыки безусловно богаче но отсутствие аккомпаниатора не дает возможности музыкальному руководителю двигаться вместе с детьми. Кроме того, использование грам-записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку- от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом использовании. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус.
И так, что же представляют из себя музыкально- ритмические композиции, каковы их основные характеристики?
С точки зрения направленности можно выделить:
- Образно-игровые композиции- интерпретирующие содержание песни или музыкальной пьесы.
- Танцевальные композиции- к ним относятся тренинговые упражнения на основе плясовых движений и собственно характерные пляски.
- Спортивные композиции- включающие общеразвивающие, основные и строевые упражнения.
- Игры и этюды, в основе которых-творческая интерпритация содержания музыкальных произведений.
Кроме того, ритмические композиции отличаются:
- по характеру- в зависимости от характера музыки- шуточные, лирические, веселые и торжественные и т.д.
-интенсивности- в зависимости от темпа музыки и динамичности двигательных упражнений.
- степени сложности- определяется как характеристикой музыкального произведения, так и составом двигательных упражнений.
По степени сложности композиции, входящих в основной репертуар» Ритмической мазайки» подразделяется на три группы:
- Степень сложности- доступна детям 3,5лет
- Степень сложности доступна 4,5лет и старше.
- Степень сложности для детей от 6лет и старше.
Три степени сложности музыкально-ритмических композиции, которые определили в соответствии с возможностями детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, характеризуются постепенным усложнением как музыкальных произведений, так и двигательных упражнений.
Исследование результатов обучения специалистов на курсах и семинарах по ритмической пластике показало, что педагоги осваивают данную методику на разном уровне в зависимости от подготовленности времени обучения
- Уровень, доступный практически всем музыкальным руководителям и воспитателям-это изучение и включение в работу единичных танцев.
- Уровень-включение репертуара «Ритмические мозайки» в различные формы работы с детьми.
- Уровень- использование методики « Ритмическая мозайка» как системы развития движений дошкольников, творческое применение в разнообразных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123381-1350048704.jpg)
План-программа по развитию ритмической пластики у детей с 3 до 7 лет
Составленна на основании программ:1. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет "Топ-хлоп. малыши" Т. Сауко., А. Буренина Санкт-Петербург, 2001 год2. Программа по ритмической ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369404-1387367998.jpg)
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.
Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593337-1423894157.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5-7 лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-424634-1588932707.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057237-1536821056.jpg)
Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"
Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1253147-1603873426.jpg)
Ритмическая пластика для дошкольников.
Постараемся разобраться, в чем суть этого вида музыкального движения, чем она отличается от хореографии, ритмической гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны для деятельности ...