Ритмическая пластика для дошкольников в соответствии с программой ГОС
статья по музыке (средняя группа) на тему

Судина Наталья Викторовна

Основная цель этой статьи эффект воздействия на детей на различных этапах работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Ритмическая  пластика  для дошкольников в соответствии

                                 с программой в ГОС  

Если педагог подвижен и ему нравиться двигаться под музыку и делает он это вместе с детьми и с хорошим настроением- то его обязательно заинтересуют занятия «Ритмическая мозайка». Автором этой программы является Анна Иосифовна Буренина- практикующий, талантливый педагог, увлеченный проблемами поиска развития художественно- творческих основ личности дошкольника.  В основе специально разработанного репертуара более 60 музыкально ритмических композиций- народные мелодии, современная музыка, классическая и мелодии популярных детских песен. Используя методику «Ритмическая мозайка» педагог получает возможность включать ритмические композиции в самые различные формы работы с детьми на физкультурных занятиях, музыкальных, праздниках и развлечениях. Поскольку  ритмопластика уникальная и общедоступная методика она оказывает положительное влияние на развитие детей воспитывающихся как в обычных дошкольных учреждениях так и в специализированных (для детей с нарушением речи, зрения, с интеллектуальной патологией ).

Эффект воздействия на детей на различных этапах работы с ними идет по возрастающей линии в направлении все большего раскрепощения тела и духа ребенка, поскольку способствует развитию творческого потенциала личности. Это направление находит выход сначала в подражательной деятельности, затем в создании ими собственные ритмические композиции. На основе глубоких физиологических изменений в организме ребенка происходит перестройка его эмоционального фона, ребенок приобретает жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интелектуальной сферы.

Понятие « пластика» используется как понятие «особые выразительные средства, отличные от танца и пантомимы». В энциклопедии  «Балет» дается анализ этого вида искусства, которое «характеризуется свободным движениям, не подчиненным законам классического танца, использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика».

Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с дошкольниками в методике «Ритмическая мозайка» лежит овладение свободой движения под музыку. Если характеризовать движения, которые входят в систему упражнений то можно сказать, что детям предлагается освоить  все возможное разнообразие пластических средств: это основные общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения  и т.п. Некоторые композиции предлагают детям этюды, другие образно- игровые и ритмические танцы.

Эффективность использование методики «Ритмическая мозайка» зависит как от выразительности точности движений педагога, так и осознания цели и задачи музыкально- ритмического воспитания дошкольников, основных методов развития пластических и творческих способностей детей.

Занимаясь с детьми ритмической пластикой по предлагаемой методике, педагог должен четко осознавать, ради чего он это делает, какие качества он формирует, какие цели преследует. В отличии от традиционных занятий основная цель программы это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при усвоении его в своих силах, освоение собственного тела как выразительного «института». Хорошее самочувствие ребенка приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловкими, неуклюжими и получить за это замечание воспитателя- основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий.

Таким образом, воспитание у детей любви и интереса занятия ритмикой, потребность движения под музыку является одной из центральных задач музыкально- ритмического воспитания.

Система музыкально-ритмического развития предполагает комплексное воздействие музыки и движений, последовательные усложнения задач воспитания. Поскольку этот вид деятельности является синтетическим можно говорить о развитии как музыкальной так и двигательной сферы.

Какие же задачи стоят в области развития двигательной сферы? В первую очередь, это умение соотносить движение с музыкой. Вторая группа задач- это развитие двигательных качеств, таких ,как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Третья группа задач- это  формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики и т. д.).

На практике педагог в основном ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка и стремление к динамике его развития. Развитие умений ориентирование в пространстве- одна из важнейших задач психо-моторного развития детей, которая также реализуется  в процессе движения под музыку. В этой методике предлагается естественный путь в формировании этих умений, которые заключаются в следующем:

На первом этапе обучения детей не следует сразу «строить» друг за другом, парами и т.д. Большинство композиций исполняются в свободном построении. Показ движений педагога осуществляется в «зеркальном отражении». При этом педагог обязательно обозначает это направление словом «поворот на лево», приставной шаг  и т.д. Связь слова и мышечного ощущения направления движения способствует закреплению этих понятий.

В танцевальных композициях дети перестраиваются из круга в несколько кругов, врассыпную и т.п. При этом не рекомендуется до начала исполнения назначать ведущих. Необходимо развивать сознательное умение ориентироваться в пространстве, поэтому задания на перестроения должны быть неожиданными (чтобы развивать у детей способность быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации).

Особенностью методики «Ритмическая мозайка» является использование  в работе специально разработанного репертуара- музыкально пластических композиций, каждая из которых имеет ярко выраженный игровой образ, понятный детям. Сочетание разнообразных видов движений способствует развитию и созданию музыкально- пластического образа в виде этюда, сюжетного танца или игрового упражнения.

Пластические композиции исполняются, как правило, под фонограмму. Непосредственное восприятие музыки безусловно богаче но отсутствие аккомпаниатора не дает возможности музыкальному руководителю двигаться вместе с детьми. Кроме того, использование грам-записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку- от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом использовании. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус.

И так, что же представляют из себя музыкально- ритмические композиции, каковы их основные характеристики?

С точки зрения направленности можно выделить:

  1. Образно-игровые композиции- интерпретирующие содержание песни или музыкальной пьесы.
  2. Танцевальные композиции- к ним относятся тренинговые упражнения на основе плясовых движений и собственно характерные пляски.
  3. Спортивные композиции- включающие общеразвивающие, основные и строевые упражнения.
  4. Игры и этюды, в основе которых-творческая интерпритация  содержания музыкальных произведений.

Кроме того, ритмические композиции отличаются:

- по характеру- в зависимости от характера музыки- шуточные, лирические, веселые и торжественные и т.д.

-интенсивности- в зависимости от темпа музыки и динамичности двигательных упражнений.

- степени сложности- определяется как характеристикой музыкального произведения, так и составом двигательных упражнений.

По степени сложности композиции, входящих в основной репертуар» Ритмической мазайки»  подразделяется на три группы:

  1. Степень сложности- доступна детям 3,5лет
  2. Степень сложности доступна 4,5лет и старше.
  3. Степень сложности для детей от 6лет и старше.

Три степени сложности музыкально-ритмических композиции, которые определили в соответствии с возможностями детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, характеризуются постепенным усложнением как музыкальных произведений, так и двигательных упражнений.

Исследование результатов обучения специалистов на курсах и семинарах по ритмической пластике показало, что педагоги осваивают данную методику на разном уровне в зависимости от подготовленности времени обучения

  1. Уровень, доступный практически всем музыкальным руководителям и воспитателям-это изучение и включение в работу единичных танцев.
  2. Уровень-включение репертуара «Ритмические мозайки» в различные формы работы с детьми.
  3. Уровень- использование методики « Ритмическая мозайка» как системы развития движений дошкольников, творческое применение в разнообразных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по развитию ритмической пластики у детей с 3 до 7 лет

Составленна на основании программ:1. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет "Топ-хлоп. малыши" Т. Сауко., А. Буренина Санкт-Петербург, 2001 год2. Программа  по ритмической ...

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.

Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"

Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...

Ритмическая пластика для дошкольников.

Постараемся разобраться, в чем суть этого вида музыкального движения, чем она отличается от хореографии, ритмической гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны для деятельности ...