Программа по ритмической пластике "Ритмическая мозаика"
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение п. г. т. Уренгой
«Детский сад «Сказка»
Образовательная программа
«Ритмическая мозаика»
Возраст детей: 4-7лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Балан Е.Н.
Пояснительная записка
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка. В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и географией танца. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Образовательная программа по «Ритмической мозаике» для детей дошкольного возраста составлена на основе следующих документов и материалов:
- основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения детского сада «Звездочка» п. Пурпе Пуровского района; составлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
- Гогоберидзе А. Г, Михайлова З. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» и «Мониторинг в детском саду». СП 201 1г.
- авторской программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
- также в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития.
Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "Ритмическая мозаика", которая, является универсальной, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Актуальность. Значение ритмики и хореографии в жизни современного общества чрезвычайно велико. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарен в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.
Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально – ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.
Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
- все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
- динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
- форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания, когда пойдут в школу. Главное – ребенку нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем ритмических движений и образных танцев, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Цель:
Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Общая характеристика курса
Основная направленность программы «Ритмическая мозаика» — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» — первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки.
Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К-Сен Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально - ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимый айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно: с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Возраст детей.
Программа предусматривает обучение детей 4-7 лет.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 3 года обучения, 108 часов в год.
Формы и режим занятий: Ведущей формой организации является фронтальная, групповая, индивидуальная.
Наполняемость групп 12 –25 человек. Занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
4 — 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
-развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);
- регистр (высокий, низкий, средний);
- метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
- различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
Бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку");
Прыжковые движения: на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;
- общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность движений;
- имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида — прощение — радость";
- плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации — например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
•развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе
музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".
2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).
Показателем уровня развития является :
- выразительность и непосредственность движений под музыку,
- умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности,
- способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций,
- использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
5 — 7 лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
•воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушат0ельского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средни, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):
"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
Ожидаемые результаты.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
- самостоятельно импровизировать и сочинять свои танцы.
- активно и артистично учувствовать в театрализацию танца.
Учебно-тематический план 4-5 лет
№ п/п | Тема занятий | Практические | Теоретические | Всего часов |
1раздел | Развитие музыкальности (7 часов). | |||
1. | Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма. Движения по линии танца с разнообразным характером музыки. | 1 | 1 | 2 |
2. | Средства музыкальной выразительности: Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах. | 1 | 2 | 3 |
3. | Танцевальные жанры. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика и динамика. | 1 | 1 | 2 |
2раздел | Развитие двигательных качеств и умений (7 часов). | |||
1. | Основные танцевальные термины и позиции. Виды движений. | 1 | 1 | 2 |
2. | Пластика и музыкальный образ. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. Бег. | - | 3 | 3 |
3. | Виды шагов, прыжков. Имитационные движения. | - | 2 | 2 |
3раздел | Развитие умений ориентироваться в пространстве (4 часа). | |||
1. | Построения и перестроения. Работа в паре. Ориентировка в хореографическом классе. | - | 2 | 2 |
2. | Ориентировка в хореографическом классе. Танцевальные перестроения с изменением темпа. | 1 | 1 | 2 |
4раздел | Развитие творческих способностей (7 часов). | |||
1. | Развитие фантазии и воображения. Основные понятия импровизации и драматизации. Раскрытие творческих способностей. | 1 | 3 | 4 |
2. | Основные понятия - внимания, памяти, мышления. Плясовые комбинации. | 1 | 2 | 3 |
5раздел | Развитие и тренировка психических процессов (5 часов). | |||
1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. Развитие слухового внимания и музыкальной и двигательной памяти. | 1 | 2 | 3 |
2. | Контрастные настроения. | 1 | 1 | |
4. | Тренировка подвижности нервных процессов. | 1 | 1 | |
6раздел | Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (4 часов). | |||
1. | Развитие способности к эмпатии. Партерная работа и этикет. | 1 | 1 | 2 |
2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 2 | 2 |
итого | 10 | 24 | 34 |
Учебно-тематический план 5-6 лет
№ п/п | Тема занятий | Практические | Теоретические | Всего часов |
1раздел | Развитие музыкальности (7 часов). | |||
1. | Техника безопасности на уроках хореографии. | 1 | - | 1 |
3. | Средства музыкальной выразительности. | - | 2 | 2 |
5. | Танцевальные жанры. | 1 | 3 | 4 |
2раздел | Развитие двигательных качеств и умений (8 часов). | |||
1. | Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения. | - | 2 | 2 |
2. | Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов. | 1 | 2 | 3 |
3. | Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. | - | 3 | 3 |
3раздел | Развитие умений ориентироваться в пространстве (4 часа). | |||
1. | Построения и перестроения. | - | 1 | 1 |
2. | Перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.). | 1 | 2 | 3 |
4раздел | Развитие творческих способностей (7 часов). | |||
1. | Раскрытие творческих способностей. | - | 2 | 2 |
2. | Основные понятия - внимания, памяти, мышления. Плясовые комбинации. | 1 | 4 | 5 |
5раздел | Развитие и тренировка психических процессов (4часа). | |||
1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. | - | 2 | 2 |
2. | Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов | - | 2 | 2 |
6раздел | Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (4 часа). | |||
1. | Развитие способности к эмпатии. | - | 1 | 1 |
2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 3 | 3 |
итого | 5 | 29 | 34 |
Учебно-тематический план 6-7 лет
№ п/п | Тема занятий | Практические | Теоретические | Всего часов |
1раздел | Развитие музыкальности (9 часов). | |||
1. | Техника безопасности на уроках хореографии. | 1 | 1 | |
3. | Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах. | 4 | 4 | |
5. | Танцевальные жанры и ритмопластика | 1 | 3 | 4 |
2раздел | Развитие двигательных качеств и умений (11 часов). | |||
1. | Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения. | - | 2 | 2 |
2. | Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов. | 2 | 2 | |
3. | Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения. | - | 3 | 3 |
4. | Плясовые движения – элементы народных и бальных танцев. | 1 | 3 | 4 |
3раздел | Развитие умений ориентироваться в пространстве. (4часа). | |||
1. | Танцевальные перестроения с изменением темпа. | - | 1 | 1 |
2. | Перестроения на основе танцевальных композиций. | - | 3 | 3 |
4раздел | Развитие творческих способностей (4часа). | |||
1. | Раскрытие творческих способностей. | - | 2 | 2 |
2. | Основные понятия - внимания, памяти, мышления. Плясовые комбинации. | 2 | 2 | |
5раздел | Развитие и тренировка психических процессов (2 часа). | |||
1. | Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика. | - | 1 | 1 |
2. | Контрастные настроения Тренировка подвижности нервных процессов | - | 1 | 1 |
6раздел | Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности (4 часа). | |||
1. | Развитие способности к эмпатии. | - | 2 | 2 |
2. | Правила этикета во время исполнения танца. | - | 2 | 2 |
итого | 5 | 29 | 34 |
Содержание 4 – 5 лет
1. Развитие музыкальности.
Тема 1,2. Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма. Движения по линии танца с разнообразным характером музыки.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.
Практика: партерное разучивание и исполнение поклона, также правильное исполнение хлопков, притопов на данный ритм. Исполнение различных танцевальных оттенков настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное).
Тема 3. Средства музыкальной выразительности:
Теория: темп и динамика. Общие понятия.
Практика: разучивать танцевальные этюды, различая темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый);
динамику (громко - тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); используя репертуар
П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведении. Выявления умений слушать музыку.
Тема 4, 5. Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.
Теория: основные термины, позиции и рисунки танца.
Практика: исполнять танцевальные комбинации «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Работа на выразительное исполнение в точках. Выявление умений двигаться в соответствии с характером музыки.
Тема 6. Танцевальные жанры.
Теория: знакомство с жанрами произведения «Пляска», «Колыбельная», «Марш».
Практика: различать настроение, выраженное в музыке (плясовая, колыбельная, марш). Разучивание и исполнение комбинаций.
Тема. Ритмопластика и регистр. Ритмопластика и динамика.
Теория: - знакомить детей с 2-3-частную форму произведения. Отличить сильную долю, и ритмическую пульсацию мелодии.
Практика: выявлять и отличать первую и вторую часть произведения - "Кораблики"
1 часть – (штиль) ходим на носочках, 2 часть - (буря) быстрый бег. принимать участие в игру «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла».
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Тема 1. Основные танцевальные термины и позиции.
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук при выполнении прыжка на двух ногах (зайчик), с продвижением вперед, прямой галоп — (лошадки). Исполнение знакомых этюдов.
Тема 2. Виды движений.
Теория: знакомство с основными видами ходьбы.
Практика: разучивание виды ходьбы: бодрый, спокойный, ходьба на полу пальцах, на носках, топающий шаг. Шаг вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
Тема 3. Пластика и музыкальный образ.
Теория: общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Практика: исполнение танцевальных и гимнастических упражнений различного характера, (упражнения на плавность, гибкость движений, махи, пружинка); «Бабочки и жуки». Уметь передавать динамику настроения - "обида - радость".
Тема 4. Танцевальная азбука.
Теория:- элементы народных плясок.
Практика: Разучивание комбинации из танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полу присядка для мальчиков. Одновременные движения рук и ног. Работа на четкость исполнения. Выявления танцевальных умений.
Тема 5. Общеразвивающие упражнения. Бег.
Теория: - «Бег», передающий различный образ.
Практика: - разучивать образно-игровые движения танцевального этюда: - «Бабочки» и «ручейки». Широкий бег (волк), острый (бежим по горячему песку) и т. д.
Тема 6. Виды шагов, прыжков.
Теория: Основные виды шагов и прыжков.
Практика: Прыжковые движения: на двух ногах и ход лисички, с продвижением вперед по кругу, легкие поскоки; Разучивание комбинации. Игры – «Лошадка», «Дождик».
Тема 7. Имитационные движения.
Теория: Импровизация.
Практика: - Уметь передавать имитационные движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат").
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Тема 1. Построения и перестроения.
Теория: Круг и шеренга.
Практика: исполнять хороводные комбинации. Двигаться по кругу друг, за другом соблюдая расстояние.
Тема 2. Работа в паре.
Теория: Правила парного этикета.
Практика: исполнение танцевальной комбинации «Приглашение». Научиться правильно, пригласить девочку и провожать ее на место.
Тема 3. Ориентировка в хореографическом классе.
Теория: знать такие понятия как: круг, шеренга, колонна.
Практика: исполнять комбинацию «солнышко», «паровозик». Работа на синхронность исполнения.
Тема 4. Танцевальные перестроения с изменением темпа.
Теория: Развитие музыкальности и слуха.
Практика: Исполнение танцев в перестроениях по точкам.
4. Развитие творческих способностей.
Тема 1. Развитие фантазии и воображения.
Теория: беседа на тему: понятие фантазии и воображения.
Практика: самостоятельно находить свои, оригинальные движения в следующих произведениях:
«Веселые путешественники», «Едем к бабушке в деревню». Использовать знакомые движения.
Тема 2. Основные понятия импровизации.
Теория: что такое импровизация?
Практика: придумай и исполняй свои движения: «Кто как ходит», «Кошка и девочка».
Тема 3. Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: исполнять знакомые движения под музыку «Енотик».
Тема 4. Исполнение движений в различных игровых ситуациях.
Теория: соблюдать правила игры.
Практика: исполнять знакомые движения или придумать самим. "Кузнечик", и "Лошадки". Понять разницу и сходство.
Тема 5. Основные понятия - внимания, памяти, мышления.
Теория: движения в образах (просмотр мультфильмов) и беседа на внимание.
Практика: разучивать и исполнять танцевальные элементы персонажей из мультфильма. Уметь анализировать и исполнять движения данного персонажа.
Тема 6. 7. Плясовые комбинации.
Теория: основные позиции и понятия.
Практика: разучивание и исполнения комбинаций танца: «Енотик», «Кораблики», «Поросята».
5. Развитие и тренировка психических процессов.
Тема 1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.
Теория: беседа и показ сюжета «Цирковые клоуны».
Практика: упражнения на развитие мимики и пантомимики. «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, грустим, плачем» и т.д. Партерный экзерсис.
Тема 2. Развитие слухового внимания
Теория: виды памяти, (слуховой, зрительной, двигательной)
Практика: определение характера музыки (спокойный, торжественный…), а также и структуру музыкального произведения. Исполнение танцевальных шагов и прыжков, координировать слуховое представление и двигательную реакцию.
Тема 3. Развитие музыкальной и двигательной памяти.
Теория: слушание музыки.
Практика: исполнение танцевальных комбинаций в различных темпах и ритмах;
Тема 4. Контрастные настроения.
Теория: вопросы и ответы радость, грусть
Практика: отличить разнообразные по характеру настроения, например: «Кошка обиделась», «Девочка удивляется».
Тема 5. Тренировка подвижности нервных процессов
Теория: слушание музыки.
Практика: развитие и умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
; 6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности.
Тема 1. Развитие способности к эмпатии.
Теория: сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике.
Практика: использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. «Найди свою пару», «Чебурашка». Работа на четкость исполнения.
Тема 2. Партерная работа и этикет.
Теория: культурное общение.
Практика: побуждению детей к творчеству и уважению друг к другу. «Кошка и девочка». Выразительное исполнение.
Тема 3,4. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Исполнение лодочки в паре правильно, не наступая на ноги. Парное исполнение.
Содержание 5-6 лет
1. Развитие музыкальности.
Тема 1, 2. Техника безопасности на уроках хореографии. Партерный экзерсис.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях.
Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая в движении характер музыки.
Силовые упражнения на растяжку. (Волчок, колесо, шпагат, мостик).
Тема 3,4,5. Средства музыкальной выразительности.
Теория: темп и динамика. Общие понятия.
Практика: разнообразный темп, с ускорением и замедлением, разнообразие динамических оттенков, высокий, средний, и низкий регистр. Музыкально – ритмические движения на определения 2-частной формы произведения. Исполнение этюдов - «Упражнения с осенними листьями», «Три поросенка», «Крокодил Гена». Умения слушать музыку.
Тема 6,7. Танцевальные жанры.
Теория: знакомство с жанрами произведения «Полька», «Вальс», «Марш».
Практика: различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, современный танец);
песня разная по характеру, марш, разный по характеру. « Цирковые лошадки», «Два Барана», «Птичка польку танцевала».
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Тема 1,2,3. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук, при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок. Экзерсис на середине. По выбору исполнять образно-игровые движения любимых персонажей из сказок, мультфильмов.
Тема 4, 5. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.
Теория: правила безопасности, при выполнении движений, на различные группы мышц.
Практика: упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. ходьба на полу пальцах, на носках, на пятках, пружинящий, топающий шаг, ходьба на четвереньках. Махи и волчок, колесо и шпагат. Разучивание элементов - «Голубая вода», «Циркачи».
Тема 6,7. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.
Теория: элементы народных и бальных танцев.
Практика: разучивание танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц». «Вальс». Работа по диагонали и на середине.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Тема 1,2. Построения и перестроения.
Теория: работа по точкам.
Практика: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики). Работа по диагонали. Дефиле.
Тема 3, 4. Перестроения на основе танцевальных композиций.
Теория: правило перестроения в фигуры.
Практика: исполнение танцев в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию «солнышко», «шахматы». исполнение танцевальных номеров в разных точках.
4. Развитие творческих способностей.
Тема 1,2,3 Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.
Тема 4,5,6,7. Основные понятия - внимания, памяти, мышления. Плясовые комбинации.
Теория: исполнять танцевальные комбинации после показа на внимание и памяти.
Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, оценивать свои творческие выступления. «Домисолька», «Богатыри». Исполнение и разучивание танцевальных номеров.
5. Развитие и тренировка психических процессов.
Тема 1,2. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.
Теория: партерная работа.
Практика: уметь изменять движения с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.
Тема 3,4. Контрастные настроения. Тренировка подвижности нервных процессов.
Теория: экзерсис на середине.
Практика: учить выражать различные эмоции в мимике и пантомимике - (радость, грусть, страх, тревога), «Танец Троллей», «Три поросенка», «Месяц и звезды».
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности.
Тема 1,2. Развитие способности к эмпатии.
Теория: музыкальный образ и сочувствие.
Практика: работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам
Тема 3,4. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр. Исполнение «Приглашение», «Вальс», «Птичка польку танцевала».
Содержание 6-7 лет
1. Развитие музыкальности.
Тема 1. Техника безопасности на уроках хореографии. Упражнения на развитие чувства ритма.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях. Названия и понятия основных танцевальных терминов.
Практика: партерное разучивание позиций и точек, выражая в движении характер музыки. Исполнение различных танцевальных оттенков, выражать в движении характер музыки и ее настроение. Разнообразный темп, Исполнять танцевальные элементы, используя разнообразный, ускоренный и замедленный темп.
Тема 2, 3,4,5.Танцевальные комбинации в различных ритмах и темпах.
Теория: основные термины, позиции и рисунки танца.
Практика: исполнять танцевальные комбинации с использованием динамических оттенков, усиление и уменьшение звучания, а также в усиление и уменьшение звучания регистра. Вариации, рондо. Работа на выразительность. «Светит месяц», «Крокодил Гена», «Полька».
Тема 6,7, 8, 9. Танцевальные жанры и ритмопластика.
Теория: знакомство с жанрами произведения, понятие о ритмике и пластике.
Практика: различать настроение, выраженное в музыке плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец);
песня (песня-марш, песня-танец). Марш, разный по характеру. «Полька», «Вальс», «Марш». Исполнение и разучивание комбинаций. Исполнение этюда - «Упражнения с осенними листьями». Отличить сильную долю, и ритмическую пульсацию мелодии, принимать участие в игру «Танцуйте сидя".
2. Развитие двигательных качеств и умений.
Тема 1,2. Основные танцевальные термины и позиции. Имитационные движения.
Теория: позиции ног и рук.
Практика: правильная постановка ног и рук, при выполнении движений, с продвижением вперед: прямой галоп, боковой галоп, поскок, шаг польки. Передавать имитационные движения, раскрывающие образ на динамику настроений, ощущения тяжести или легкости разной среды " в воде", "в воздухе" и т.д. Отработка движений. Сочинять желающих персонажей. Экзерсис на середине.
Тема 3, 4. Пластика и музыкальный образ разнообразных шагов.
Теория: упражнения на различные группы мышц.
Практика: упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног. (Махи и волчок, колесо и шпагат). Отработка различных шагов. Разучивание элементов - «Голубая вода», «Синеглазка».
Тема 5,6,7. Танцевальная азбука. Общеразвивающие упражнения.
Теория: элементы народных плясок.
Практика: Разучивание танцевальных элементов: поочередное выставление ноги на пятку, ковырялка, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног, переменный шаг, шаг с притопом и др. «Светит месяц». «Задорная». Народный экзерсис.
Тема 8,9. Плясовые движения - элементы народных и бальных танцев.
Теория: Основные положения ног и рук в танце.
Практика: танцевальные упражнения, из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др. Танцы по желанию.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Тема 1,2. Танцевальные перестроения с изменением темпа.
Теория: точки и рисунок.
Практика: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др).
Тема 3, 4. Перестроения на основе танцевальных композиций.
Теория: правило перестроения в фигуры.
Практика: исполнение танцев в перестроениях по точкам. Исполнять комбинацию по точкам «солнышко», «шахматы». 4. Развитие творческих способностей.
Тема 1,2, Раскрытие творческих способностей.
Теория: что такое импровизация?
Практика: сочинять несложные плясовые движения, импровизировать в драматизации и самостоятельно создавать пластический образ. Импровизировать по желанию персонажи сказки.
Тема 3, 4. Плясовые комбинации.
Теория: основные позиции и понятия в танце.
Практика: находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, оценивать свои творческие выступления и давать оценку другим детям. «Два Барана», «Птичий двор», «Цирковые лошадки»,
5. Развитие и тренировка психических процессов.
Тема 1. Развитие эмоциональной сферы - мимика и пантомимика.
Теория: партерная работа.
Практика: уметь изменять движения с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения, по фразам.
Тема 2. Контрастные настроения. Тренировка подвижности нервных процессов.
Теория: экзерсис на середине.
Практика: выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. (радость, грусть, страх, тревога), разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной».
6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности.
Тема 1. Развитие способности к эмпатии.
Теория: музыкальный образ и сочувствие.
Практика: работа на четкость исполнения, сочувствуя и сопереживая. Воспринимать музыкальный образ, настроение и выражать его в пластике. Сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам
Тема 2. Правила этикета во время исполнения танца.
Теория: основные правила этикета в паре.
Практика: красиво и правильно мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место. Воспитывать чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, не толкаясь, не шуметь в помещении во время самостоятельных игр, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе.
Методическое обеспечение образовательной программы
Реализация программы предполагает освоение личностно - ориентированных технологии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения.
Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятельности (выступления на утренниках и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты).
Основные формы работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Дидактический материал, используемый в ходе работы по программе представляет собой следующее:
- тематические подборки иллюстраций, фотографий,
- методическая литература,
- разработки занятий,
- аудиоматериалы,
- видеоматериалы на DVD,
- сценарии отчетных концертов,
- различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты), необходимые для постановки сюжетных танцев.
Материально-техническое обеспечение предполагает:
- хореографический класс,
- зеркала,
- аудио и телеаппаратура.
Формы подведения итогов обучения: выступления на утренниках и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты.
Список литературы
1.Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).2000г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2000 г.
3. Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. СП 201 1.
4. Гогоберидзе А.Г, Михайлова З.А. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования Детство. СП 2011г 1г.
5. Васильева Т.К. Секреты техники танца. С.-Пб. Диамант, 1997 г.
6. Диниц Е.В. Азбука танца. Донецк: АСТ, 2004 г
7. Гвидо Ригаццони. Латино-Американские танцы. М., 2001 г.
8 . Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. М., 2001 г.
9. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М.: 2003 г.
10. Пол Боттомер. Уроки танца. М.: 2004 г.
11. Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. СПб. 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)
Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-70005-1357749788.jpg)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования музыкально – ритмического кружка «Мозаика»
Данная программа содержит в себе календарно - тематический план с разработанными занятиями. А также описание танцевального материала, используемого в течении года и карту диагностики уровня музыкально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-369404-1387367998.jpg)
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.
Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-424634-1588932707.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057237-1536821056.jpg)
Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"
Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175384-1571123061.jpg)
Программа кружка "Ритмическая мозаика"
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают ...