Методическая разработка НОД для старших дошкольников "Музыкальные улицы Самары"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Журавлева Виолетта Валентиновна

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский).

Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Используя различные формы организации игр, занятий, инсценировок и других видов деятельности, таких как в этой методической разработке, воспитатель знакомит ребенка с его корнями и истоками, с его малой Родиной, воспитывая любовь и сопричастность в маленьком гражданине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravleva_v.v.ds146.docx28.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД

«Музыкальные улицы Самары».

Автор методической разработки

Журавлева Виолетта Валентиновна

 МБДОУ «Детский сад №146» г.о.Самара

Музыкальный руководитель

Сценарий тематического развлечения «Музыкальные улицы Самары» для старших дошкольников.

Аннотация.

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский).

Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Используя различные формы организации игр, занятий, инсценировок и других видов деятельности, таких как в этой методической разработке, воспитатель знакомит ребенка с его корнями и истоками, с его малой Родиной, воспитывая любовь и сопричастность в маленьком гражданине.

Необходимые для развлечения материалы:

1.Карточки с героями сказок, музыкальными инструментами.

2.Листочки, цветы.

3.Презентация «Музыкальные улицы Самары».

Цель:

1. расширять кругозор детей о родном городе Самаре, как о частице нашей Родины;

2. воспитывать чувства любви к своей малой Родине;

3. способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родного края;

4. активизировать мышление и воображение дошкольников,

5. развивать умение работать в коллективе, любознательность, самостоятельность.

Задачи:

1. Продолжать развивать интерес детей к истории города;

2. Способствовать патриотическому воспитанию дошкольников;

3. Продолжать развивать театральные навыки, совершенствовать умение выступать перед большим количеством людей;

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций, альбома о родном городе.

2. Беседы с детьми о Самаре, об улицах нашего города.

3.Разучивание детской оркестровой пьесы «Камаринская» М. Глинки.

4. Заучивание стихотворений о родном городе, разучивание песен: М. Белоцерковская на слова И. Якушиной «Про любимую Самару»,  «Милая моя» Ю.Визбора.

Сценарий мероприятия

Под фонограмму песни «Гимн городского округа Самара» Слова Бурыгиной, музыка Банковского дети входят в зал, садятся на стулья

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить о нашем городе, в котором мы живем. А знаете ли вы, как называется наш город?

Ответы детей

Ведущий: О нашем красивом городе написано много стихов, давайте их послушаем.

Выходит ребенок

Ребенок:

Майя Юрасова, «Самара».

Самара - наш город родной и прекрасный!

Самара - наш светлый, безоблачный край.

Мы любим его и отнюдь не напрасно

Живём и находим в нём собственный рай!

И волжских просторов - широких и чистых

Никто не забудет - нигде, никогда!

А гор жигулёвских, вершин серебристых,

Нам видеть и помнить дано навсегда!

Самара, ты в сердце огонь разжигаешь!

Отчизне своей мы готовы служить.

Ты пламенем жизни вовеки сияешь,

И Родину нашу нельзя не любить!

Ведущий: Сегодня наша Самара – это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр.  Наш город разделён на 9 районов. Кто знает, как называется район, в котором мы живём?

Ответы детей

Ведущий: Какие улицы нашего района вы знаете?

Ответы детей

Ведущий: На какой улице находится наш детский сад?

Ответы детей

Ведущий: А откуда наши улицы получили свои названия?

Ответы детей

Ведущий: Правильно, названия улиц даны в честь великих людей:  героев войны, поэтов, композиторов, исторических деятелей. И сейчас мы отправимся в путешествие по музыкальным улицам, названным в честь композиторов. А чтобы в пути нам было не скучно, мы споем песню…

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни «Как по улицам Самары…», на мотив песни «Ах, Самара-городок»:

 Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

Педагог показывает детям фотографию улицы Грибоедова

Ведущий: Итак, мы пришли на улицу Грибоедова. Эта улица названа в честь русского композитора, писателя и дипломата. Давайте послушаем знаменитое произведение этого композитора и немного пофантазируем. Возьмите по 1 предмету (листочек, цветок и т.д.) и придумайте танцевальные движения, которые подходят под эту музыку.

Дети берут предложенные предметы и выполняют самостоятельные движения под «Вальс» А. Грибоедова.

Ведущий: Ребята, какие у вас были движения?

Ответы детей

Ведущий: Да, движения были плавные, скользящие, легкие, хотелось кружиться. А в каком танце встречаются такие движения?

Ответы детей

Ведущий: А теперь пора отправляться дальше.  

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни:

 Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

Педагог показывает детям фотографию улицы Мусоргского.

Ведущий: Перед нами улица Мусоргского. Эта улица носит имя композитора - Модеста Петровича Мусоргского. С самого раннего детства он любил играть на фортепиано.  А когда вырос и стал известным композитором, написал  цикл произведений для  фортепиано «Картинки с выставки». А прежде, чем послушать одно из этих произведение, скажите каких отрицательных, злых персонажей сказок вы знаете?

Ответы детей

Ведущий: Сейчас мы прослушаем произведение про Бабу Ягу - «Избушка на курьих ножках».

Демонстрируется видеоклип на музыку Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

Ведущий: Смотрите, ребята, пока мы с вами слушали, у меня появились разные картинки с персонажами сказок. Давайте с вами поиграем.  Надо найти злых и добрых героев сказок.

Детям раздаются планшеты «Логико-малыш»на которых они выполняют задания.

Ведущий: Ну что же, нам пора отправляться дальше.

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни:

Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

Педагог показывает детям фотографию улицы Шостаковича

Ведущий: Вот и пришли мы на улицу Шостаковича.  Дмитрий Дмитриевич Шостакович работал в нашем городе во время Великой отечественной войны. Вы все знаете об этой войне, как солдаты и офицеры сражались с фашистами, защищали нашу Родину. Люди в тылу помогали тем, кто был на фронте: они шили им одежду, отправляли продукты, делали снаряды и оружие. А как вы думаете, чем музыка, которую сочинял композитор, могла помочь бойцам на фронте?

Ответы детей

Ведущий: Да, музыка очень влияет на человека, она как друг поддерживает в трудную минуту, дает решимость и заряжает силой духа всех солдат. Такой и является седьмая симфония Шостаковича, которая была дописана и впервые прозвучала в Самаре. Давайте послушаем отрывок из этой симфонии и определим, какие инструменты оркестра использует композитор.

Дети слушают фрагмент седьмой симфонии Д.Шостаковича

Ответы детей

Ведущий: Да, действительно, здесь композитор использует различные инструменты. Это ударные  - барабаны, Струнная группа – скрипки, виолончели, духовые – труба, валторна. А теперь среди предложенных карточек найдите и покажите те инструменты, которые вы услышали.

Дети отбирают карточки с инструментами

Ведущий: Молодцы! А наше путешествие продолжается.

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни:

Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

 Педагог показывает детям фотографию улицы Высоцкого

Ведущий: Мы пришли на  улицу Высоцкого. Владимира Высоцкого – знаменитого певца, композитора и актера вы все, наверное, знаете.  Его можно узнать, видя в руках гитару и слыша голос с хрипотцой. Высоцкий сочинил множество песен, в том числе и шуточных. И вот одну такую песню «зарядка» мы сейчас услышим и немножко разомнемся.

Звучит песня Высоцкого «Утренняя зарядка».  Дети вместе с ведущим выполняют упражнения под музыку

Ведущий: Мы немного размялись и отдохнули, пора идти дальше.

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни:

Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

Педагог показывает детям фотографию переулка  Глинки

 Ведущий: Куда мы на этот раз пришли? Перед нами переулок Глинки. Знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка очень любил русские народные песни и использовал их в своих произведениях. Сейчас мы услышим «Камаринскую» - русскую народную плясовую шуточного характера, будем аккомпанировать, используя детские музыкальные инструменты.

Дети исполняют на ложках фрагмент «Камаринской» М.Глинки

Ведущий: Молодцы, весело сыграли плясовую! А теперь давайте отложим инструменты в сторону, ведь нам надо спешить. Нам предстоит посетить еще одну улицу, в путь!

Под музыку дети идут и поют 1 куплет песни:

Как по улицам Самары,

Мы гулять сейчас пойдем,

Много нового узнаем,

Обо всем вам пропоем.

Педагог показывает детям фотографию улицы Визбора

 Ведущий: Прибыли! Перед нами улица Визбора.  Это одна из молодых, недавно названных улиц города Самары. Ребята, а вы знаете, что у нас в Самаре раз в году проходит Грушинский фестиваль, где собираются любители играть и петь под гитару у костра?

Ответы детей

Ведущий: Юрий Визбор - знаменитый композитор, тот, кто написал замечательные и добрые песни под гитару. И самая любимая всеми – это «Милая моя». Давайте исполним эту песню  все вместе.

Дети и воспитатели, гости исполняют песню Ю. Визбора «Милая моя».  На экране демонстрируется видео клип песни

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.

Под музыку дети идут и поют 2 куплет песни:

Как по улицам Самары

Путешествовали мы,

Много нового узнали,

В детский садик прибыли.

Ведущий: Хорошо мы с вами попутешествовали, а сейчас, давайте вспомним, на каких улицах мы побывали?

Ответы детей

Ведущий: Какие музыкальные произведения мы услышали?

Ответы детей

Ведущий: А что из нашего путешествия понравилось больше всего?

Ответы детей

Ведущий: Мы с вами узнали, какие музыкальные улицы есть в нашем городе. Как прекрасно проехаться по родному городу и узнать о нем что-то новое. А сейчас давайте про наш замечательный город споем песню.

Дети поют песню М. Белоцерковской на слова И. Якушиной «Про любимую Самару».

Ведущий: 

Есть города иные, красивые, большие,

Но где бы я на свете не бывал,

Самары буду помнить я улицы родные,

И Волги берег, и родной причал.

Нашим гостям мы говорим: «До свидания. И добро пожаловать в Самару!»

Дети выходят из зала под музыку гимна Самары

Литература:

1. Блог Самарских краеведов// URL: http://www.kraeved-samara.ru/archives/434

2. Достопримечательности Самары. Военно-исторический музей. // Рекомендательный сервис  imhonet. [Электронный ресурс]URL: http://travel.imhonet.ru/place/860698/about/.

3. Липатова А. М. Самарских улиц имена. – Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом Печати», 2008. – 285с

4. Музыкальные истории, известные и не очень. //Персональный сайт Антона Невежина. – 2012. – [Электронный ресурс]. URL: http://histmusi.ru/leonid-sobinov

5. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 2012. - 33, 56 с..

6. Фомичев С. А. Александр Грибоедов. Биография. – СПб.: Вита Нова, 2012.

музыкальные истории, известные и не очень. //Персональный сайт Антона Невежина. – 2012. – [Электронный ресурс]. URL: http://histmusi.ru/leonid-sobinov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

Методическая разработка занятия «Безопасное поведение на улицах города и в природе» «Путешествие Пеппи»

Цель: Социализация детей, закрепление знаний  о безопасном поведение на  улицах города и в природе.Задачи:Образовательные: * активизация интереса к предмету через игровую деятельность...

Методическая разработка: Сценарий физкультурного развлечения на улице «День Нептуна». Подготовительная ,старшая и средняя группы.

Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.Программные задачи:- развивать координацию движений ;- закреплять элементы аэробики в музыкальных композ...

Методическая разработка Квест-игра «Путешествие по местам Самары, где установлены памятники животным» для детей средней группы

В игровой форме рассматриваем памятники и скульптурные композиции Самары с изображениями животных....

Методическая разработка по теме: «Мой край родной – Самара!» с детьми подготовительной к школе группы.

В данном материале говорится о развитии  у детей чувства патриотизма и любви к своей малой родине – городу Самаре....

Методическая разработка. Сценарий осеннего развлечения на улице "Праздник урожая" (для среднего и старшего возраста по выбору музыкального руководителя)

Методическая разработка. Сценарий осеннего развлечения на улице "Праздник урожая" (для среднего и старшего возраста по выбору музыкального руководителя) разработан в контексте ФГОС ДО. Ведут...