Здоровесбережение в ДОУ
методическая разработка по музыке на тему

Иметь абсолютно здорового ребенка – это не просто призрачная мечта, к которой стремятся все родители. Детство без болезней – это реальность. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей.

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов, а в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания. Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

 В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, становится ясно, что использование здоровьесберегающих технологий  в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.

Итак, цель: оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в музыкальное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровесберегающие технологии60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Государственное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Реферат

на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в  дошкольных образовательных учреждениях

                                                               

                                                                          Выполнил: Чурилова Е.В.

                                                                          музыкальный  руководитель

                                                                          МБДОУ  д/с № 57

 

                                                Белово 2013г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

  1. Основная часть…………………………………………………………….3
  1.      1.1. Функции здоровьесберегающих технологий………………………..3
  2.       1.2. Здоровьесбережение в музыкальной деятельности детей……….   5
  1.          1.2.1. Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
  2.          1.2.2. Здоровьесберегаюшие технологии………………………………6
  1.       1.3. Использование здоровьесберегающих технологий при развитии    

                  певческих навыков у детей дошкольного возраста………………..11

Заключение…………..…………………………………………………………...14

Список используемой литературы……………………………………………...17

Приложение………………………………………………………………………18

             

                                                       Введение.

            Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную (Е.Н. Вавилова, 1986; Н.М. Амосов, 1987; Ю.П. Лисицын, 1982; 1988; Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, 1988; Ю.Ф. Змановский, 1989, 1990; 1995; И.А. Аршавский, 1990; О.В. Выголова, Е.П. Кокорина, 1995;А.Н. Пивоваров с соавт., 1996; Р.О. Яркова, 1997; В.Н. Волков, 1998, и др.). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок - 60-70%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем - аллергические заболевания и болезни органов пищеварения (А.Г. Сухарев, 1991).

         В связи с вышеизложенным, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.                                                               Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, психического  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

          С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. В связи с этим ученые предлагают различные оздоровительные системы, программы и методы оздоровления и снижения заболеваемости.  Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как один из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения.

                                                    1. Основная часть.

           Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем жизненно  важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающего в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю).  

          «Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у дошкольников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

                         1.1 Функции здоровьесберегающих технологий:

  1. Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье,  коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
  2. Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
  3. Диагностическая. Заключается в мониторинге развития воспитанников на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса.
  4. Адаптивная. Воспитание у дошкольников  направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию  детей к социально-значимой  деятельности.
  5. Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
  6. Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

                1.2. Здоровьесбережение в музыкальной деятельности детей.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях.

        Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития  детей.

    1.2.1. Основные задачи музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:

- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

- Развивать музыкальные и творческие способности с помощью здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

1.2.2. Здоровьесберегающие технологии.

Система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста предполагает использование следующих   здоровьесберегающих

технологий:

  •    Логоритмика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Самомассаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Ритмопластика;
  • Психогимнастика;
  • Музыкотерапия.

Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и  создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

Регулярное включение в музыкальную деятельность элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

        Пальчиковая гимнастика.     Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Регулярное включение музыкальных пальчиковых игр:

- стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

- совершенствует внимание и память;

- формирует ассоциативно-образное мышление;

- облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем
центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика осуществляет развитие артикуляционной моторики:

- обучает  детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

- вырабатывает контроль за положением рта.

        В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

        Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Благодаря систематическому применению массажа и самомассажа частота заболеваний у детей  значительно снижается.

        Ритмопластика. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эти движения будут  развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе

Основная направленность элементов ритмопластики на занятиях музыкой — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

             Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.         Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей

Очень важна для занятий  ритмопластикой музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для организованной, совместной и свободной деятельности.

Психогимнастика - направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Чтобы научить ребёнка сдерживать, контролировать свои эмоции, необходимо дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Для этого используются упражнения и игры на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Прежде всего они показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

           Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

1.3. Использование здоровьесберегающих технологий при развитии                     певческих навыков у детей дошкольного возраста.

            Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

   В процессе обучении детей пению развиваются все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Необходимо следить за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко.  Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.  На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен проводится работа по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, игровой самомассаж), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплению здоровья и являются одним из средств физического развития ребенка.

Игровой самомассаж. 

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев (поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания).

  Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Артикуляционная гимнастика.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  • увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • совершенствовать дикцию;
  • развивать чувство ритма;
  • совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняются детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении.

 Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Распевание.

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

 Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

Заключение.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

В непосредственной образовательной деятельности область «Музыка» актуально  и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать занятие музыкой с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой,   оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

        Процесс  музыкального воспитания дошкольников с  использованием здоровьесберегающих технологии включает в себя следующие формы:

- Музыкально-валеологические занятия.

- Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников.  

- Музыкально-физкультурные развлечения.

        - Самообразование.

        Результатом  музыкально-оздоровительной работы становятся следующие показатели:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

        Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, их интересов. Вся работа проводится совместно с логопедом, педагогом-психологом, физкультурным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем.

Список используемой литературы:

  • Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  • Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  •  Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – СПб.: Детство-пресс, 2012. 47 с.
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
  • Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  • Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения - Волгоград: Учитель,2011-204с.

                                                    Приложение


1.Музыкально-дидактическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий в детском саду

для старшего и среднего дошкольного возраста

"В гости к лесным жителям"

Цели и задачи:

1. Формирование творческой активности, самостоятельности, развитие музыкальных способностей детей.

2. Совершенствование ритмичности, моторики, гибкости и пластичности движений.

3. Создание эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.

В сценарии использованы занятия, игры, упражнения автора-составителя О.Н. Арсеневской.

Действующие лица: Ведущая, Заяц, Медведь.

Музыкальный руководитель приходит в группу и показывает детям письмо.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо из леса. Давайте прочитаем, что же здесь написано. (читает) Добрый день, девчонки и мальчишки! Приглашаю вас в гости. Я очень хочу вас видеть и соскучился за вашими песнями и играми. Сообщаю вам свой адрес: зеленый лес, веселая поляна, домик у  елочки. Жду вас в гости. Целую, ваш Зайчик.

Ребята, поедем в гости к Зайчику?

Дети: Да, да, да!

Муз. руководитель: Тогда собирайтесь. Дорога в зеленый лес трудная. Сначала надо ехать на поезде, да еще и пешком по лесу надо идти. Не устанете?

Дети: Нет!

Муз. руководитель: Тогда отправляемся в путь!

(Идем в зал, пространства условно поделены на зоны: поезд, остановка, лес, домик Зайчика).

Ребята под музыку М.П. Мусоргского "Утро" входят в зал.

Ведущая: Ребята, сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко. Так и хочется пожелать всем-всем "Доброе утро":

1. Доброе утро! Улыбнись скорее (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день - будет веселее (пружинки - движения по тексту).

2. Мы погладим лобик, носик, щечки

Будем мы красивыми как в саду цветочек (наклоны головы влево - вправо).

3. Разотрем ладошки, сильно - сильно

А теперь похлопаем быстро - быстро (движения по тексту).

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова - Будьте все здоровы! (разводят руками).

Ведущая: А теперь занимайте места в поезде, будьте вежливы друг с другом, мальчики помогайте девочкам и не шумите. А машинистом поезда у нас будет тот, кто лучше всех изобразит голосом сигнал паровоза.

Песенная импровизация на звук "У"

Дети сами выбирают лучшего исполнителя.

Ведущий надевает на него фуражку машиниста и он становится во главе импровизируемого поезда.

Дети идут по кругу.

"Паровоз привез нас в лес" (комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей).

Паровоз привез нас в лес, чух, чух, чух! (ходьба по залу с согнутыми в локте руками).

Там полным-полно чудес. М... (произносим М... на выдохе одновременно постукиваем пальцами по крыльям носа).

Вот идет сердитый еж П-ф-ф, п-ф-ф, п-ф-ф (низко поклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик).

Где же носик - не поймешь, Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р (по тексту).

Вот веселая пчела

Детям меда принесла з-з-з, з-з-з, з-з-з (звук и взгляд направлять по тексту).

Села к нам на локоток

З-з-з. з-з-з,з-з-з (укрепление связок гортани, профилактика храпа).

Полетела на носок

З-з-з, з-з-з, з-з-з.

Осу ослик испугал

И-а-а, и-а-а. и-а-а.

На весь лес он закричал

И-а-а, и-а-а, и-а-а (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать о звуком).

Гуси по небу летят

Гуси ослику гудят

Г-у-у, г-у-у, г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать

Сесть и сладко позевать. (Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).

Ведущая: А вот и железнодорожная станция, и называется она "Зеленый лес".

Давайте пройдем по дорожке и подышим свежим лесным воздухом.

Динамическое упражнение "По дорожке" (модель В.И. Ковалько "Азбука физкультурных минуток").

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

Не сутультесь, грудь вперед

Замечательный народ (выравниваем осанку)

По тропинке побежим

До лужайки добежим (легкий бег на носочках)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыгаем на месте)

Сладко подтянулись

Всем улыбнулись (руки вверх, подтягиваемся).

Ведущая:  Ребята, впереди красивая поляна. Понюхайте, как в лесу пахнет цветами и свежей травой.

(Дыхательная гимнастика)

Ведущая: Ребята, идти нам совсем недалеко. Видите впереди дорожку с высокой травой. Мы пойдем по ней, высоко подымая ноги. Внимательно слушайте музыку - если звуки звучат тихо, значит где-то рядом в гнездышках птенцы, мы будем шагать осторожно и тихо, чтобы не напугать птенцов. А чтобы нам веселей шагалось мы споем нашу любимую песню "Вместе весело шагать"

Музыкально-дидактическая игра: "Тихо-громко" (под музыку "Вместе весело шагать" музыка В. Шаинский).

Ведущая: Ребята, смотрите, а вот и  елочка, а под ней домик. На нем написано "Зайчик". Только почему он нас не встречает? Давайте позовем его Зайчик! (дети повторяют, зайчик не отживается).

Ведущая: Не слышит. Может нам постучать.

Игра: "Ритмическое эхо" (повторение простых ритмических рисунков притопами и прихлопами)

Выходит Зайчик.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что меня разбудили. Я так рад, что вы ко мне пришли. Смотрите какой у меня домик и стоит он на полянке, которая называется "Танцевальная". К о мне приходят лесные жители и мы вместе веселимся. А вы хотите со мной потанцевать?

Дети: Да!

Динамическое упражнение-танец "Веселая разминка"

(музыка П.И. Чайковского "Полька")

На веселую полянку

Зайчики прискакали      (прыгают как зайчики)

Высоко - высоко

Зайки прыгать стали

На веселую полянку

Подошла Лисичка,          (идут как лисичка)

Покружилась на носочках

Рыжая сестричка (кружатся)

На веселую поляну

Птички прилетали,

Птички прилетали,

Крыльями махали          (бегают на носочках, машут руками)

На веселую поляну

Детки прибежали,

Детки прибежали

Громко хлопать стали       (хлопают)

На веселую поляну

Вышел бурый мишка      (идут в развалочку)

Стал ногами топотать

Мишка шалунишка         (топают ногами)

(В конце на полянку выходит Мишка)

Мишка: Я тоже с вами танцевал

Только очень я устал.

Ведущая: Жалко тебя, Мишутка, в такой шубке!

Сейчас детки на тебя подуют!

Дыхательная гимнастика

Носиком вдыхаем,

Громко выдыхаем.

Мишка: Спасибо, ребятки! Мне сразу прохладно стало. А поиграть со мной хотите.

Дети: Да!

Игра: "У медведя в бору" (русская народная мелодия)

Заяц: Я так рад, что вы навестили меня и  за это я хочу вам подарить волшебные листочки. Если листочками помахать (круговые, змеевидные движения рук), то можно быстро долететь до детского сада (раздает листочки).

Ведущая: Ребята, давайте попрощаемся с Зайчиком и Мишкой.

Звучит музыка по выбору музыкального руководителя.

Дети выполняют движения с листочками.

Ведущая: Ребята. вот мы и очутились в нашем детском саду. Понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Дети прощаются и уходят.

2.  « Использование здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста »

  Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» О.Н. Арсеневской

Доброе утро                                  

Улыбнись скорее

И сегодня весь день                      Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы погладим лобик,                    Выполняют движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми,                 Постепенно поднимают руки вверх, выполняют              

Как в саду цветочки.                                                             фонарики 

Разотрём ладошки                        Движения по тексту               

Сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее-смелее.

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!                     Разводят руки в сторону.

                 Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

-    Змеиный язычок.  Рот открыт, язык, выдвинутый как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

-    Уколы.   Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавливать. Затем язык «колет» внутреннюю часть губ над нижними и  верхними зубами.

-    Чей длиннее язычок. Вытянуть язык как можно дальше, попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек.

-    Едем на машине.   Заводим мотор  машины: р-р-р! Он не заводится, ещё раз пытаемся: р-р-р-р-р-р-р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук «р» усиливается), вот наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе  (и т.д.)

Зарядка для губ

-      Лошадка.   Фыркать «как лошадка», губы при этом дрожат.

-     Трубочка – улыбка.    На счет «раз» тянуть сомкнутые губы вперед, на счет «два» растягивать их  в улыбке ( зубы при этом не показывать).

-     Веселая дудочка.      Вытягивать вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо, затем влево.

-    Лошадка (повторение)

Все упражнения заканчивать полным освобождением мышц губ, фыркнув громко, «как лошадка».

-    Послушные губки.   Обиделись (нижняя губа – вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке, и на место вернулась. Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу, и на место вернулась.

Зарядка для шеи и челюсти

-     Потерялся котенок.   Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо.

-     Разговор про себя.      Произнести любую фразу, потешку, четверостишие, не открывая при этом рот.

-     Непослушная голова.   Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется к правому плечу, левому, затем «касается» по спине, по груди.

-     Робот.      Голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вверх, вниз, а затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена.

Упражнения на дыхание и развитие голоса

-      Открываем скрипучую дверь.    Изобразить голосом скрипучую дверь: она сначала никак не поддается (напряжение), а потом все же ее удается открыть (расслабление).

-      Рисуем голосом картинки.     Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. «Изобразить» голосом, одновременно рисуя рукой в воздухе, домик с трубой, из которой поднимается дым, зайца с длинными ушами и т.д. Чем выше поднимается рука, тем выше становится голос, чем ниже опускается рука, тем ниже тембр голоса.

-      Непослушная свечка.    Сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечку. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.

-     Дарю тебе мыльный пузырь.    Стоя друг против друга, выдуть из воображаемой соломинки воздушный пузырь и «передуть» его своему партнёру. Можно посоревноваться, у кого дольше не упадёт воображаемый пузырь.

-     Отважный летчик.     В руке дети держат воображаемый самолет и выполняют виражи, сопровождая полет звуком «а-а-а» или  «у-у-у» ( может быть и другой звук), меняя интонацию: вот самолет набирает высоту, делает «петлю», затем еще вираж, плавно парит, медленно подлетает к аэродрому.

-     Катаемся на лифте.     Поднимая руку вверх и вниз  (поездки на лифте), сопровождать движения звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж – высоко, нижний – низко).

-     Маляр.    Дети «красят забор» и водят рукой вверх – вниз, сопровождая движения звуком и меняя тембр голоса (то высоко, то низко).

Фольклорная разминка

Голова.     Под любую народную мелодию веселого характера («Ах, вы сени», «Тимоня», «Камаринская» и др.) дети поворачивают голову вправо, влево, поднимают вверх, опускают вниз (работа с мышцами шеи).

Плечи.    Продолжая  разминку, поднимают и опускают плечи, двигая ими вперед и назад.

Руки.     Необходимо раскрепостить руки: стряхнуть с них воду; высушить на солнышке; просеять муку через сито; тянуть руки снизу вверх, как будто они прилипли к чему-то вязкому. Двумя руками показать, как встает солнышко ( руки  слева поднимаются вверх); солнышко встало – согреть руки, затем показать, как солнышко садится (руки справа опускаются вниз ). Мыть окна машины (изображать «дворники» ) – движения руками одновременно и параллельно. Рисовать одной рукой (всей кистью, пальцем, взяв в руки кисточку). Дышать на руки и теперь их, будто они замерзли.

Ноги.

     

«Горошек».     Быстрое, дробное постукивание ногами (ноги как пружинки).

«Дробь».     Выстукивание ногами ритмического рисунка.

«Ковырялочка».    Ногу на носочек, на пятку, перетоп.

«Шарканье».    Стоя  на одной ноге, другой делать шаркающее по полу движение, ходьба по полу шаркающей походкой.

Движения для мальчиков

«Козлик».   Прыгая на одной ноге, другой бить по полу, руки в стороны – вместе.

«Казачок».    Изображать скачущего на лошади казака: на одной ноге скакать, другую подтягивать к себе.

«Медведь».    Изображать  еде передвигающего ноги мишку.

«Самоварчик».    В прыжке ноги поочередно поднимать в стороны и бить ладонью по сапогу сбоку ноги.

Все виды присядки.

Движения для девочек

Руки.  Движения рук свободное (в ритм музыке).

Ноги.    «Горошек», «Дробь».

Коллективные движения

«Стенка на стенку».     Две шеренги детей идут, держась за руки, навстречу друг другу.

«Улица».    Дети свободно, стайкой идут в одном направлении, выполняя при этом танцевальные движения.

«Улитка».       Взрослый (или ребенок)  ведет детей по большому кругу, постепенно заворачивая круг в спираль, пока сам не окажется в середине, затем ведет детей обратно.

 Комплекс игрового массажа «Дружок» (дети стоят парам)

У меня такие ручки!                              Стоят спиной друг к другу, гладят свои руки.                 

По-смо-три!

Звонко хлопают в ладоши.                  Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже               Поворачиваются  друг к другу, гладят по ручкам друг друга.

На мои похожи.                              

Хорошо с тобой, дружок,                    Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие щечки!                           Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.

По-смо-три!

Я пощиплю их немножко.                           Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже                                Поворачиваются, растирают щечки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок.                           Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такие ушки!                      Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.                              Растирают уши с усилием.           

Раз, два, три!

Твои ушки тоже                      Поворачиваются друг к другу, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,                           Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!

У меня такая спинка!                     Стоят спиной друг к другу, гладят себя по спинке.

По-смо-три!

Я похлопаю  по спинке.                           Шлепают ладошками по спине.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже             Поворачиваются друг к другу, шлепают по спине друг друга.

На мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,                                  Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок!