Главные вкладки

    Методическая разработка Музыка в детском саду
    методическая разработка по музыке по теме

    Шерепенко Ольга Вячеславовна

    Методическая разработка Музыка в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12._metodicheskaya_razrabotka_muzyka_v_detskom_sadu.docx54.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка «Музыка в детском саду»

    Шерепенко Ольга Вячеславовна

    музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 70

    комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

    Ранний возраст — это новая ступенька приобщения ребенка к миру художественной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в развитии речи; наглядно-действенного мышления, основ воображения и памяти и т.д.  

    Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья в эмоциональном развитии  сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все много¬образие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, рас¬крыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и вза¬имодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искус¬ство.

    Исследования педагогов-психологов  показали, что один из наиболееэффективных способов  оздоровления детей  является арт-терапия, где музыка используется в профилактических и коррекционных целях.

    Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи – заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что арт-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

    Музыкальные-ритмические занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

    Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

     Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка.

     Задачи, которые решаются с помощью музыкальной и ритмической арт – терапии:

            дети знакомятся с музыкальными инструментами, учатся различать их по звучанию, осваивают элементарное музицирование;

            формируются навыки выполнения как основных, так и музыкально-ритмических движений;

            при взаимодействии с различными предметами и танцевальными атрибутами развивается мелкая и крупная моторика детей;

            активное погружение в творческие образы способствует развитию звукоподражания и речи в дальнейшем;

            в процессе игровых сеансов решается вопрос сохранения и укрепления социального здоровья детей средствами музыкального воспитания.

    Таким образом, если в службе ранней помощи в процессе воспитания посредством искусства приобщать детей к пению, слушанию классической музыки, (работать над пластикой и красотой движений),  развивать общую музыкальность, использовать игру как терапевтическое средство, то у дошкольников будут сформированы такие качества как толерантность, доброжелательность, миролюбие, эмпатия, положительное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, положительная «Я-концепция», развито чувственное познание, музыкально-творческие способности, что и послужит основой укрепления социального здоровья.

           Занятия, построенные на принципах арт-терапии, проводятся в форме тематического занятия и  имеют определенную структуру.

    Основные части встречи        Время        Наименование составных частей встречи        Повторяемость

    1. Организационная часть        от 10-15 мин

    (пока собираются участники встречи)        свободная игра для детей        каждую встречу

    2. Ритуал приветствия        1, 5 - 2 минуты

    Приветствие по кругу с каждым участником,

    пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками        каждую встречу

    3. Музыкально-ритмическая часть        7 минут        Музыкально-ритмические упражнения: игры с ручками, ножками; имитационные игры; игры на коленях.        каждую встречу

    4.Ритуал прощания        1 минута        Слова прощания в краткой стихотворной форме        каждую встречу

    Этап №1 Организационный,

    Ритуал приветствия. Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; настрой на восприятие музыкальных произведений, заинтересованность, подготовка детей к  музыкальной деятельности и внутригрупповому общению, вызывание эмоционального отклика при прослушании музыкального репертуара, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

    Для этого используются различные игры, двигательные и танцевальные движения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.

    Этап №2 Основной

    Направлен на приобщение детей к музыке, раскрепощение опорно-двигательного аппарата детей, формирование представлений об окружающем мире посредством музыки, ориентировку в пространстве, знакомство с различными предметами.

    В содержание второго этапа полезно включать  мелодичные композиции, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягким мелодико-ритмическим рисунком. После прослушивания создаются условия для внутригруппового общения. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие, и, в какой-то мере, освободиться от внутренних переживаний.

    В процессе занятий необходимо использовать программные наработки и подборки музыкальных композиций для разного возраста и уровня детского восприятия, н-р, такие: Екатерина Железнова «Музыка с мамой», «Топ-хлоп, малыши», Татьяна Ермолина Т.В. «Песни для детей», «Танцуй, малыш» Суворова, программа «Ля-ля, прыг», «Шаг за шагом», «Музыкальная ритмика для малышей» и другие.

          После прослушивания детям предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у них в процессе прослушивания музыкальных произведений.

         Можно использовать различные виды танцевального искусства: образно- сюжетный, танец-импровизация, современный детский или народный танец. Таким образом, ребенок языком движений сообщает о себе, учится понимать и анализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать.

    Этап №3 Подведение итогов,

    Ритуал прощания. Цель: “переключение” детей и родителей со встречи на новый вид деятельности; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства. Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой, простой стихотворной форме. Направлен на систематизацию полученных знаний детей, обсуждение их впечатлений, расслабление эмоциональной сферы.В таком взаимодействии обычно присутствуют элементы «психологического поглаживания» посредством доброжелательных высказываний, так называемого положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, складывающейся на занятии, позволяет каждому участнику пережить ситуацию успеха в том или ином виде музыкальной или ритмической деятельности. В итоге, приобретается позитивный опыт самоуважения и самоприятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

    Важным аспектом музыкального развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов является проведение тематических праздников. Каждому сезону соответствует своё запланированное детско-родительское мероприятие: «Осенний праздник», «Новый год», «Праздник Масленицы», «Выпускной».

    Праздник – это итоговое интегрированное мероприятие, которое обобщает, закрепляет и систематизирует полученные детьми знания, формирует комплексное позитивное представление маленьких воспитанников об окружающем мире.

    Музыкальная терапия в рамках службы ранней помощи – это необходимое направление в коррекционном развитии детей. Мир детства под музыку переливается всеми цветами красоты, звуков и детской успешности, движения способны расширить и обогатить внутренний мир ребенка, облегчить познания и нашего мира, мира взрослых.

    Предлагаемые конспекты организованной образовательной деятельности подобраны по тематическим циклам времен года педагогами-психологами ГБУ ГППЦ ДОгМ (территориальное отделение «Капотня»)  Чередник Т.В., Федориной Е.С..

    ЦИКЛ «ЗВУКИ ОСЕНИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

    № п\п        Тематический план        Количество занятий

    1.                Знакомство, диагностика        1

    2.                 «Ах, как музыка играет»        2

    3.                «Тихо листики шуршат»        2

    4.                «Маленький ежик, четверо ножек»        2

    5.                «Солнышко и дождик»        2

    6.                «А мы зонтики возьмем и по лужам пойдем»        2

    7.                «Курочка и цыплята»        1

    8.                «Грибочки и ребята»        2

    9.                «На осенней полянке»        2

    10.                Диагностика (конец цикла)        1

    11.                Итого:        18

    ЗАНЯТИЕ 1 «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАЛОМ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, колокольчики

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ладушки, ладушки, звонкие хлопушки

    Хлопали, хлопали, хлопали немножко (дети хлопают в ладошки)

    Да! (опускают ладоши на коленки)        

    Кашку варили, ложечкой мешали.

    Куколку кормили, кошечке давали (выполняют круговые движения)

    Да!Кулачки сложили, кулачками били

    Тук-тук-туки-тук Туки-туки-туки-тук (стучат кулачками друг по другу)

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: проведение групповой и индивидуальной диагностики «Младенческий и ранний возраст». Выявление уровня возможностей детей по показателям: владение основными движениями, навык владения музыкально-ритмическими движениями, уровень самостоятельной активности, выразительность выполнения движений, чувство ритма.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    Звонкие хлопушки хлопают в ладошки (хлопают в ладоши)

    Ладушки – ладушки, ладушки – ладошки (трут ладошки друг об друга)

    Кашку наварили, помешали ложкой (круговые движения руками)

    Ладушки – ладушки, ладушки – ладошки(трут ладошки друг об друга)

    Прилегли ладошки отдохнуть немножко (складывают ладошки под ушко)

    Ладушки – ладушки, ладушки – ладошки(трут ладошки друг об друга)

    В завершении все дети собираются в круг и прощаются, говоря «Спасибо».

    ЗАНЯТИЕ 2-3 «АХ, КАК МУЗЫКА ИГРАЕТ»

    Раздаточный материал: игрушка – зайчик, колокольчики по количеству детей

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, зайчиком. «Зайчик хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия:

    Педагог показывает ребятам игрушку – зайчика. Рассматривают её.

    Зайка любит веселиться

    По дорожкам прыг да скок.

    И грызет он кочерыжку

    И морковочки кусок.

    Зайчик, ушки на макушке.

    Всё внимание на ребят.

    И с забавным шалунишкой

    Подружиться все хотят

    Музыкально-ритмическая часть под музыку Железновой Е.С. «Зайка прыгал». Игра проводится 2 раза. В качестве варианта проведения возможно предложить детям разное окончание («прячутся в норку» – приседая на корточки и закрывая глаза и «прячутся в норку» - прибегая и обнимая маму).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 4-5 «ТИХО ЛИСТИКИ ШУРШАТ»

    Раздаточный материал: игрушка – зайчик, колокольчики по количеству детей, осенние листочки

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, зайчиком. «Зайчик хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с предметами осенней тематики: осенними листочками.

    Сегодня наш зайчик гулял в осеннем лесу и увидел много осенних листочков на земле (педагог разбрасывает на ковре осенние листья, предлагает детям погулять и послушать, как листочки шуршат под ногами) педагог вместе с детьми рассматривает листочки, различая по цвету и форме.

    Музыка Насауленко С.Г. «Осень наступила» - музыкальная зарисовка с осенними листьями. В процессе выполнения закрепляются движения: взмахи руками над головой, кружение, приседание, ходьба и бег на носках.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 6-7 «МАЛЕНЬКИЙ ЕЖИК, ЧЕТВЕРО НОЖЕК»

    Раздаточный материал: игрушки – ежик, зайчик, колокольчики по количеству детей, осенние листочки

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, зайчиком. «Зайчик хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия:знакомство с предметами осенней тематики: осенними листочками, знакомство с лесным зверем: ежиком

    Сегодня наш друг, зайчик, позвал к нам в гости ежика (педагог выносит игрушку – ежик. Вместе с детьми рассматривает, говоря об особенностях).

    Нас встречает колкий Ежик,

    Он на елочку похожий.

    Пальчиком его коснись.

    Ну-ка, Ежик, не колись.

    Ты ребяток не пугай,

    Лучше с нами поиграй.

    Дети за педагогом повторяют имитационные движения. Звучит музыка Насауленко С.Г. «Песенка про ежика».

    Ежик принес с собой шишки и предлагает ребятам помочь их собрать в корзины. В процессе игрового упражнения у детей происходит развитие общей и мелкой моторики.

    Педагог предлагает детям из осеннего леса возвращаться домой. Звучит музыка Бурениной «Вот, как мы умеем». Дети повторяют движения за педагогом и возвращаются на стулья.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 8-9 «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

    Раздаточный материал: игрушка – ежик, колокольчики по количеству детей, осенние листочки, плоскостные изображения солнца и тучи.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, ежиком. «Ёжик  хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с предметами осенней тематики: осенними листочками, знакомство с лесным зверем: ежиком

    Наступило утро в сказочном лесу и на небе появилось солнышко.

    Утром солнышко встает,

    Деткам лучики дает.

    Щечки греет хорошо,

    Обнимает всех тепло.

    Желтым сетом всем посветит.

    Улыбнутся солнцу дети.

    Педагог сопровождает слова действиями, дети повторяют.

    Давайте сейчас встанем в большой круг и покажем, как солнышко по небу катится. Музыкальная игра «Солнышко» (дети вместе со взрослыми, держась за руки, ходят по кругу. Со сменой музыки и началом быстрой части взрослые открывают зонтики, и дети бегут под зонтики). Игра повторяется 1-2 раза.

    Наступает вечер, солнышко ложится спать и ребята тоже (дети приседают, засыпают. Под плавную музыку повторяют несложные спокойные упражнения за педагогом).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 10-11 «А МЫ ЗОНТИКИ ВОЗЬМЕМ, И ПО ЛУЖАМ ПОЙДЕМ»

    Раздаточный материал: игрушка – ежик, колокольчики по количеству детей, осенние листочки, плоскостные изображения солнца и тучи.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, ежиком. «Ёжик  хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с предметами осенней тематики: осенними листочками, формирование умения различать части музыки и выполнять движения согласно смены ритма.

    Наступило утро в сказочном лесу и на небе появилось солнышко.

    Утром солнышко встает,

    Деткам лучики дает.

    Щечки греет хорошо,

    Обнимает всех тепло.

    Желтым светом всем посветит.

    Улыбнутся солнцу дети.

    Педагог сопровождает слова действиями, дети повторяют.

    Со сменой музыки педагог открывает зонтик, и дети прячутся под зонтик. Игровое упражнение «Солнышко и дождик» повторяется 1-2 раза.

    Педагог выносит детям треугольник, показывает звучание музыкального инструмента и предлагает детям по очереди поиграть на треугольнике, изображая дождик. Звукоподражание «кап-кап».

    Посмотрите, как много луж стало после дождя. Педагог кладет на ковер 2-3 разноцветных обруча.

    Музыкальная игра «По лужам». В процессе игры у детей отрабатывается навык бега и прыжков в обруч и из обруча.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 12-13 «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»

    Раздаточный материал: игрушка – ежик, курочка, плоскостные изображения курочки и цыплят, колокольчики по количеству детей.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, ежиком. «Ёжик  хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство детей с новыми персонажами: курочкой и цыплятами, формирование представлений о характерных движениях птиц.

    Педагог предлагает детям познакомиться с новыми друзьями ежика: курочкой и её цыплятами (выносит картинки птиц).

    Наша курочка пришла,

    За собой цыплят звала:

    Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

    Желтые комочки.

    Все за курочкой идут:

    Дочки и сыночки.

    Педагог показывает характерные движения птиц: шаги с высоким подниманием колен, взмахи руками, повороты головы, движения на полу, сидя на корточках. Звучит музыка Филиппенко «Курочка, где была?»

    Музыкально-дидактическая игра «Зернышки для курочки» - педагог выносит большой поднос, на котором рассыпаны зернышки и предлагает детям собрать зернышки в корзинки и покормить курочку с цыплятами.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 14-15 «ГРИБОЧКИ И РЕБЯТА»

    Раздаточный материал:игрушки – ежик, зайчик, мишка, плоскостные изображения грибов, колокольчики по количеству детей.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, ежиком. «Ёжик  хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: развитие мелкой и общей моторики при работе с предметами.

    Наш друг, Ёжик, приглашает нас сегодня на осеннюю полянку. Музыка «Полянка». Дети за педагогом идут по кругу (в лес), повторяя комплекс движений.

    Музыкально-ритмическая часть на развитие ориентировки в собственном теле: Ермолина Т.В. «Мы хлопаем руками».

    А теперь ежик хочет позвать своих друзей. Ребята будут отгадывать: кто придет в гости. Педагог играет на пианино. «Звонко» - прискакал зайчик, «глухо» - пришел мишка. Игра проводиться несколько раз, дети отгадывают, различая звонкие и глухие звуки.

    Педагог рассказывает детям, что ежик очень любит грибы, рассматривают с детьми грибы.

    Весь осенний лес встречает

    Нас листочками шурша.

    Под ногами посмотрите

    И вы встретите гриба.

    Он стоит на ножке твердо,

    В модной шапке каждый гриб.

    Соберем его в лукошко

    Ежик будет рад и сыт.

    Ежик предлагает ребятам на осенней полянке собрать грибы. Педагог раскладывает на ковре плоскостные изображения грибов. Под музыку дети собирают грибы в корзинку для ежика. Игра проводится 2 раза.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 16 «НА ОСЕННЕЙ ПОЛЯНКЕ»

    Раздаточный материал: игрушки – ежик, зайчик, мишка, плоскостные изображения грибов, шишек и осенних листочков, колокольчики по количеству детей.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, ежиком. «Ёжик  хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: развитие мелкой и общей моторики при работе с предметами, закрепление понятий детей об осени.

    Мы идем гулять вместе с ежиком по осеннему лесу. Музыка Железновой Е.С. «Зашагали ножки». Дети за педагогом идут по кругу, выполняя основные движения.

    Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, кто пришел». Педагог играет на пианино: «звонко» - прискакал зайчик, «глухо» - пришел мишка. Игра проводится 1-2 раза.

    На ковре педагог рассыпает листочки, шишки и грибы. Предлагает детям собрать предметы в разные корзины: листочки для зайчика, шишки для мишки, грибы для ежика.

    Звери благодарят детей за помощь и предлагают потанцевать.

    Музыка Железновой Е.С. «Поплясать – становись». По желанию дети могут исполнять танец с мамой или с игрушкой.

    Расслабляющие свободные движения на ковре. Музыка Ермолиной Т.В. «Вверх – вниз».

    Обобщающая беседа с детьми о времени года осени.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЦИКЛ  «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗИМА»

    № п\п        Тематический план        Количество занятий

    1.                Диагностика (начало цикла)        1

    2.                «Слушаем природу»        2

    3.                «Зима, веселая пора»        2

    4.                «Погремушки - бубенцы»        2

    5.                «Заинька, попляши»        2

    6.                «Со снежком веселей»        2

    7.                «Большой хоровод»        2

    8.                «Наш веселый каблучок»        1

    9.                «Друзья – лесные звери»        2

    10.                «Спой и спляши»        2

    11.                Диагностика (конец цикла)        1

    12.                Итого:        18

    ЗАНЯТИЕ 1 «СЛУШАЕМ ПРИРОДУ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, колокольчики по количеству детей, снежки, ложки.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года и двигательным образом мишки.

    Педагог вновь выносит ребятам мишку, рассматривает его вместе с ребятами.

    Мишка бурый, косолапый.

    Помаши нам, мишка, лапой.

    Топать, хлопать научи,

    На детишек не рычи.

    Шерстка мягкая у мишки.

    Любит мишка мед и шишки.

    Любит с детками играть,

    А потом всю зиму спать.

    Да, мишка любит зимой спать, но сегодня он хочет с ребятами поиграть и принес с собой много снежков.

    Детям раздаются снежки. Музыкальная игра «Снег хрустит – снег летит» (в процессе игры закрепляются свойства снега, а также со смены музыки дети учатся выполнять новое заданное движение).

    Подвижная игра «У медведя во бору»

    Слушание музыки по сезону: А. Вивальди «Зима».

    Игра на музыкальных инструментах, ложках. Железнова Е.С. «Ложки» (в процессе задания дети учатся исполнять движения с разной амплитудой: громко и тихо).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 2-3 «ЗИМА, ВЕСЕЛАЯ ПОРА»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, колокольчики по количеству детей, снежки, султанчики.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года, развитие общей и мелкой моторики детей через выполнения движений с предметами и атрибутами.

    Музыкальные игры, передающие образ и повадки мишки. Стимулирование к звукоподдражанию: у-у-у.

    Музыкально-ритмическая часть: Железнова Е.С. «Мишка танцует».

    Ложки в руки мы возьмем,

    С ними песенку споем.

    Застучали ложки громко,

    Заиграли дети ловко.

    Будет весело у нас,

    Поиграем мы для вас.

    Игры на музыкальных инструментах: ложках. (в процессе игровых упражнений у детей происходит слуховое развитие и формирование мелкой моторики).

    Свободная игра на ковре (вариант игры «Снежки», «Снег хрустит – снег летит»).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 4-5 «ПОГРЕУШКИ - БУБЕНЦЫ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, колокольчики по количеству детей, погремушки, снежки

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года, формирование умений выполнять движения с предметом на разные музыкальные части произведения, соотнося слова и действия, с разной амплитудой.

    Зимним утром дети встали, по сугробам зашагали.

    Выше ножки поднимают, снег в ладошки собирают.

    А потом в сугроб присели, поваляться захотели.

    Бьем ладошками по полу. Любим зимнюю мы пору!

    Танцевальная композиция со снежками.

    Наш снег хрустит, искрится.

    Пришла пора повеселиться.

    Есть веселая игрушка –

    С бубенцами погремушка.

    В руки мы её возьмем,

    С ней и танцевать пойдем.

    Железнова Е.С. «Погремушки» (дети повторяют движения за педагогом, различая музыкальные части произведения, соотнося слова и выполняемые движения, используя различную амплитуду движений, закрепляя понятия: громко – тихо, быстро - медленно)

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 6-7 «ЗАИНЬКА, ПОПЛЯШИ»

    Раздаточный материал: игрушка – зайчик, колокольчики по количеству детей

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым зайчиком. «Зайчик хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года.

    Педагог вновь показывает детям игрушку – зайчика, проговаривая его внешний вид, повадки, характерные особенности.

    Зайка любит веселиться

    По дорожкам прыг да скок.

    И грызет он кочерыжку

    И морковочки кусок.

    Зайчик, ушки на макушке.

    Всё внимание на ребят.

    И с забавным шалунишкой

    Подружиться все хотят.

    Музыка Железновой Е.С. «Заинька, попляши» (дети повторяют движения за педагогом, согласно звуковому сопровождению)

    Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Соберем снежки для зайчика» проводится 1-2 раза.

    Слушание музыки по сезону Петрова В.А. «Снежная горка», «Снеговик».

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 8-9 «СО СНЕЖКОМ ВЕСЕЛЕЙ»

    Раздаточный материал: игрушка – лиса, колокольчики по количеству детей, снежки, султанчики

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, лисичкой. «Сегодня к нам пришла лисичка и она хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Педагог рассматривает с детьми игрушку, проговаривая характерные особенности лисички, её внешний вид.

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года и новым персонажем – лисой.

    Познакомимся с лисичкой,

    Шустрой, рыженькой сестричкой.

    Хвост пушистый и нарядный,

    Лапки есть и шерстка гладка.

    С ней сегодня поиграем

    И следы позаметаем.

    В прятки будем с ней играть.

    Вас лиса пойдет искать.

    Игра «Прятки с лисой»

    Музыкальная песенка – сценка «Лисичка – сестричка» (музыка Насауленко С.Г.).

    Игровое упражнение со снежками на закрепление мелкой моторики детей.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 10-11 «БОЛЬШОЙ ХОРОВОД»

    Раздаточный материал: игрушка – лиса, колокольчики по количеству детей, обруч для игры «Карусель»

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, лисой. «Лисичка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года, формирование умения находиться в кругу, передвигаться, держась за руки или за обруч.

    Сегодня лисичка нам приготовила сюрприз, нарядила новогоднюю елочку. Давайте посмотрим на нашу елочку (педагог вместе с детьми рассматривает елку, украшения на ней)

    Елка в гости к нам пришла,

    Хороша и зелена.

    Вся пушистая, в иголках,

    Украшения есть на елке.

    Будем в хоровод вставать,

    Дружно петь и танцевать.

    Звучит музыка Петровой «Вот, какая елочка».

    Педагог предлагает детям завести большой хоровод под песню «В лесу родилась елочка» (Вариант проведения - дети за педагогом повторяют несложные движения на слова песни).

    Педагог выносит большой обруч с лентами и предлагает детям покататься на карусели.

    Чтоб веселье было всем

    Сядем мы на карусель.

    Взрослые помогают детям взяться за ленточки, педагог держит обруч и начинают медленное движение по кругу с постепенным ускорением. Звучит музыка «Карусель»

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 12 «НАШ ВЕСЕЛЫЙ КАБЛУЧОК»

    Раздаточный материал: игрушка – лиса, колокольчики по количеству детей, обруч для игры с лентами

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, лисой. «Лисонька хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года, совершенствование ориентировки с собственным телом.

    Пальчиковая гимнастика:

    Много пальчиков у нас весело помашут (дети машут двумя руками)

    Друг для друга и для мам пальчики попляшут (пальчики танцуют)

    Первый пальчик тук-тук-тук, словно барабанит, (указательные пальцы стучат друг об друга)

    А другие – в кулачки прячутся, сжимают (сжимают кулачки)

    А теперь ладошки мы с вами потираем (трут ладошки)

    Громко хлопаем в ладоши и игры начинаем (хлопают в ладоши)

    Лисичка – сестричка сегодня снова покататься на карусели.

    Музыкальная игра «Карусель» проводится 2 раза со сменой темпа и направления движения.

    Музыкально-ритмическая часть: Железнова Е.С. «Чок да чок». В процессе выполнения движений у детей происходит отработка  понятий своего тела, названия его частей и особенностей движения.

    Слушание музыки по сезону Филипенко А.И. «Зимняя песня», игровые упражнения на ориентировку в пространстве и словесно-двигательные связи.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 13-14 «ДРУЗЬЯ – ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ»

    Раздаточный материал: игрушки – мишка, зайчик, лиса, колокольчики по количеству детей, плоскостные изображения зверей.

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года, развитие слухового восприятия, формирование умения начинать действия с началом музыки и заканчивать – по окончании музыкального произведения.

    Сегодня все наши друзья, лесные звери спрятались от ребят. А мы будем их искать. А музыка нам поможет.

    Слушай музыку, дружок.

    Ушки на макушки!

    Отгадай, кто к нам придем,

    Чтоб играли дружно.

    Звучит разнохарактерная музыка на каждого персонажа без слов, дети пытаются отгадать, кто появится. Весте с педагогом дети выполняют характерные движения данного персонажа (используется музыка «Мишка пляшет», «Хитрая лиса»,  «Заинька – попляши»)

    Музыкальная игра «Оркестр» По желанию дети выбирают себе музыкальный инструмент (в процессе игры дети учатся начинать звучание по команде педагога и с началом музыки, изменяя амплитуду и характер звучания и заканчивать с окончанием музыкального произведения).

    Беседа с детьми о времени года.

    ЗАНЯТИЕ 15-16 «СПОЙ И СПЛЯШИ»

    Раздаточный материал: игрушка – петрушка, колокольчики по количеству детей

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, петрушкой. «Сегодня к нам пришел новый друг, его зовут Петрушка. Он очень хочет с ребятами познакомиться, поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия: знакомство с зимним временем года и новым персонажем – петрушкой.

    В гости к нам пришла игрушка –

    Наш веселый друг -  Петрушка.

    Бубенцами он звенит,

    Всех ребят он веселит.

    Потанцует, поиграет

    Наш Петрушка много знает.

    Так давайте с ним играть!

    Прячьтесь! Он идет искать!

    Музыкальная игра «Прятки с Петрушкой»

    А ещё наш друг – петрушка очень любит играть и танцевать с погремушками.

    Музыкально-ритмическая часть Железнова Е.С. «Погремушки».

    Свободная музыкальная игровая деятельность: педагог предлагает подборку песен-инсценировок, в процессе выполнения дети по показу взрослых сочетают несложные движения со словом, происходит стимуляция к звукоподражанию.

    Игровой массаж на ковре под спокойную музыку.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

            ЦИКЛ  «МЕЛОДИИ ВЕСНЫ»

    № п\п        Тематический план        Количество занятий

    1.                Диагностика (начало цикла)        1

    2.                Пальчики танцуют        1

    3.                «Наши ручки, наши ножки»        2

    4.                «Веселые барабанщики»        2

    5.                «Танцуем с мишкой»        2

    6.                «Ой, летали птички»        2

    7.                «Топ - хлоп»        2

    8.                «Дети - цветочки»        1

    9.                «На цветочной полянке»        2

    10.                «В паре с мамой»        2

    11.                Диагностика (конец цикла)        1

    12.                Итого:        18

    ЗАНЯТИЕ 1 «ПАЛЬЧИКИ ТАНЦУЮТ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, колокольчики

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим две ладошки»)

    Ход занятия:

    Музыкальная игра – разминка на ковре «Как солнышко встает»

    Солнышко встает высоко – (дети поднимают руки вверх)

    Лучиками светит далеко – (руки, как лучики, развести в две стороны)

    Солнышко нас обнимает

    И крепко согревает – (дети обнимают себя ручками)

    Детям предлагается послушать русскую народную мелодию «Полянка», по показу педагога чередовать спокойные движения на полу и быстрые.

    Игра: «Спим и бежим» (под спокойную колыбельную музыку дети занимают на ковре свободное положение, засыпают, под быструю веселую музыку бегают по залу, ориентируясь в пространстве помещения) Повтор 2 раза

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 2-3 «НАШИ РУЧКИ, НАШИ НОЖКИ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, ложки, колокольчики

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: развитие образных представлений через раскрытие образа мишки в движениях.

    Педагог выносит мишку.

    Мишка бурый, Мишка бурый,

    Почему такой ты хмурый?

    - В лесу заблудился

    И с друзьями распростился.

    Давайте пожалеем мишку и будем с ним дружить и танцевать (дети гладят мишку)

    Педагог предлагает детям показать, как ходит мишка. Дети по показу совершают имитационные танцевальные движения: перекаты  ноги на ногу, притопы, повороты корпуса, наклоны.

    На ковре вместе с мишкой разминают кулачки и каблучки (музыкальная игра – песня Железновой Е.С. «Туки-тук».

    «Сыграем на ложках для мишки». Дети под музыку выполняют ритмический рисунок на ложках (музыка Ермолаевой Н.И.) Упражнение «громко-тихо».

    Игры на расслабление на ковре: мишка спит, мишка просыпается, мишка зевает и потягивается.

    Музыкальная игра на колокольчиках (муз. Ермолаевой Н.И. «Колокольчик»), повторяется два раза («разбудим мишку»)

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 4-5 «ВЕСЕЛЫЕ БАРАБАНЩИКИ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, барабаны

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: работа над чувством ритма через упражнения «медленно-быстро».

    Посмотрите! Вышло солнышко, пойдем гулять!

    Смотрит  солнышко в окошко, светит в нашу комнату,

    Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку!

    В процессе игры дети учатся слышать темп музыки и менять амплитуду движений по показу педагога.

    Дети располагаются ковре, слушание музыки Тиличеевой Е.И. «Маленькая полечка». Дети повторяют за педагогом несложные движения: хлопки, притопы.

    На ковре дети вместе с педагогом разминают кулачки и каблучки. Музыкальная игра – песня Железновой «Туки-тук».

    Игра на музыкальном инструменте (барабан). Учить детей правильно брать инструмент, держать барабанные палочки, выбивать ритм поочередно одной и другой рукой чередуя и одновременно.

    Упражнение «Быстро – медленно» (направлено на развитие чувства ритма и передачи смены ритма соответственно с характером музыки).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 6-7 «ТАНЦУЕМ С МИШКОЙ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, ложки, шишки

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия:погружение в танцевальный образ мишки.

    Наступило утро на нашей полянке. Всех приглашаю погулять.

    Звучит музыка «Марш» Прокофьева С.С.

    Здравствуй солнце золотое!

    Здравствуй небо голубое!

    Здравствуй вольный ветерок!

    Здравствуй маленький дубок!

    Здравствуйте, мои друзья,

    Вместе здесь и вы и я.

    Мы живем в одном краю-

    Всех я вас приветствую!

    Слушание музыки для погружения в тему «Пение птиц». Дети спокойно слушают, повторяя несложные движения за педагогом.

    Игра на музыкальных инструментах (ложки). Используется музыка Ермолаевой «Ложки».

    Появление игрушки – мишки. Музыка Железновой Е.С. «Мишка пляшет». Дети за педагогом осваивают и передают в движениях походку мишки, повороты, притопы.

    Игра «Собери шишки для мишки». Игра проводится 1-2 раза.

    Расслабляющие упражнения на ковре. Игра «Кладем мишку спать».

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 8-9 «ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ»

    Раздаточный материал: игрушка – мишка, игрушка – птенец, разноцветные горошинки (сухой бассейн)

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Мишка хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: погружение в танцевальный образ птиц, работа над движением рук.

    Музыкальная игра – разминка на ковре «Как солнышко встает»

    Солнышко встает высоко – (дети поднимают руки вверх)

    Лучиками светит далеко – (руки, как лучики, развести в две стороны)

    Солнышко нас обнимает

    И крепко согревает – (дети обнимают себя ручками)

    Солнышко пригрело, наступила весна, к нам уже летят птички (педагог выносит игрушка – птицу, рассматривает вместе с детьми, обращая внимание на части тела птички: крыльями машут, чтобы летать, клюв нужен, чтобы клевать.

    Песенка – сценка «Ой, летали птички»

    1.        Ой, летали птички,

    птички-невелички (дети машут руками, как крыльями)

    Все летали, все летали –

    крыльями махали

    2.        На дорожку сели,

    зернышек поели (присаживаются на корточки, клюют зерна)

    Клю-клю-клю-клю –

    как я зернышки люблю

    3.        Перышки почистим,

    чтобы были чище (совершают поглаживающие движения, очищая перья)

    Вот так и вот так,

    чтобы были чище!

    4. Прыгаем по веткам,

            Чтоб сильней быть деткам (прыгают на двух ногах, машут руками –

    крыльями)

            Прыг-скок, прыг-скок –

            Прыгаем по веткам.

    Педагог рассыпает горошинки (сухой бассейн) и предлагает собрать их, чтобы птичку накормить (дети под музыку «Птичий двор» собирают горошинки в корзинку для птички. Игра повторяется 1-2 раза.)

    Вариант игры проводится с различием по цветам  (красный, желтый, синий, зеленый) в отдельные корзинки.

    Беседа с детьми «Понравилось ли птичкам в гостях у ребят»

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 10-11 «ТОП-ХЛОП»

    Раздаточный материал: игрушка – кукла

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, плюшевым мишкой. «Кукла Катя хочет с ребятами познакомиться, поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать». Педагог просит ребят научить куклу Катю, показать, что они умеют делать.

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: знакомство с новым персонажем в музыкальных играх (с куклой).

    Педагог показывает детям куклу:

    Я, наверное, вам знакома?! Я живу у Кати дома.

    С Катей я хожу гулять, с Катей я ложусь в кровать.

    И сама без всякой сказки закрываю сразу глазки.

    В самом праздничном наряде – я, игрушка, кукла Катя.

    Дети рассматривают её, педагог обращает внимание на сходство частей тела у куклы и у ребят (ручки, ножки, голова, колени, пятки, локти, пальчики).

    Музыкальная игра «Покажи, где у тебя» (дети за педагогом повторяют и показывают ручки, ножки, коленки, локти, пальчики)

    Педагог предлагает потанцевать вместе с куклой Катей.

    Музыкально-ритмичная часть (Железнова Е.С.) «Туки-тук»

    Дети располагаются на ковре. Упражнения на снятие мышечного напряжения: потягивание, встряхивание конечностей, расслабление. («Колыбельная» музыка Красева М.В.).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    Педагог укладывает куклу спать.

    Наша Катенька устала,

    Очень весело плясала.

    А сейчас она пойдет

    И немного отдохнет.

    Уложу её опять,

    Будет Катя отдыхать…

    Тихо, тихо. Не шумите.

    Мою Катю не будите.

    Приходите к нам опять,

    Будем с Катей танцевать!

    ЗАНЯТИЕ 12 «ДЕТИ – ЦВЕТОЧКИ»

    Раздаточный материал: игрушка – кукла, искусственные цветы

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. «Кукла Катя хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: выполнение танцевальных движений с предметами (цветами).

    Весеннее утро нас встречает солнышком (беседа с детьми о солнышке, какое оно, как светит)

    Смотрит  солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнату;

    Мы захлопаем в ладоши,

    Очень рады солнышку!

    Слушание музыки по сезону: «В лесу» музыка Тиличеевой Е.И.

    Кукла Катя принесла цветы и предлагает ребятам с ними потанцевать и поиграть.

    Музыкально-ритмическая часть танцевальная композиция с цветами (Железнова Е.С. «Цветочки»).

    Музыкальная игра «Соберем букет» (педагог рассыпает, «сажает» цветы на полянку, дети под музыку собирают их в большой букет. Игра проводится 1-2 раза).

    Беседа с детьми о весне, цветах, подведение итогов, кукла Катя довольна.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 13-14 «НА ЦВЕТОЧНОЙ ПОЛЯНЕ»

    Раздаточный материал: игрушка – кукла, искусственные цветы, плоскостные цветы.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. «Кукла Катя хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: выполнение танцевальных движений с предметами (цветами), работа над чувством ритма и звуковым восприятием при помощи игры на бубнах.

    Беседа о весне. Педагог раскладывает на полу плоскостные цветы. Детям предлагается под музыку занять свой цветочек(вариант игры: под музыку дети свободно бегают по залу, с окончанием музыки занимают свой цветок. Игра проводится 1-2 раза)

    Музыкально-ритмическая часть танцевальная композиция с цветами (Железнова Е.С. «Цветочки»).

    Музыкальная игра «Соберем букет» (педагог рассыпает, «сажает» цветы на полянку, дети под музыку собирают их в большой букет и дарят кукле Кате. Игра проводится 1-2 раза).

    Игра на музыкальных инструментах (бубнах) – Сыграем для куклы Кати (музыка Ермолаевой Н.И. «Бубен»)

    Беседа с детьми о том, что у куклы Кати хорошее настроение и ей очень понравились и весенний букет и игра на бубнах.  

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 15-16 «В ПАРЕ С МАМОЙ»

    Раздаточный материал: игрушка – кукла, платочки.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. «Кукла Катя хочет поздороваться, вместе с ребятами поиграть и потанцевать».

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия:ориентировка в пространстве зала, построение парами (взрослый – ребенок).

    Педагог предлагает поиграть в прятки (кукла Катя очень любит прятаться за платочком) и раздает платочки взрослым. Игра «Найди маму» проводится несколько раз сначала статично, потом взрослый с платочком меняет место, и ребенок ищет маму). Музыка «Кто нас крепко любит» Арсеева И.М.

    Педагог предлагает потанцевать в паре вместе с мамой, а сам берет в парк куклу. По показу педагога взрослые и дети выполняют танцевальные движения под слова песни: поклоны головы, легкие приседания (пружинки), взмахи руками, словно крыльями, хлопки руками, поглаживания по плечу, кружения в парах.

    Танцевальная композиция «Поплясать – становись». (Железнова Е.С.)

    Упражнения на расслабление и релаксацию на ковре под музыку «Сказочка» Майкапара С.М.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

            ЦИКЛ  «ОТ ВЕСНЫ ДО ЛЕТА ЗВОНКИЕ ПРИВЕТЫ»

    № п\п        Тематический план        Количество занятий

    1.                Диагностика (начало цикла)        1

    2.                «Ярче солнышко свети»        1

    3.                «Солнечные лучики»        2

    4.                «С погремушкой в пляс пойдем»        2

    5.                «Мы милашки, куклы - неваляшки»        2

    6.                «Звонкий оркестр»        1

    7.                «Здравствуй, лето»        2

    8.                «Песенки - чудесенки»        2

    9.                «Мир жучков и паучков»        2

    10.                Тема «Дружим и танцуем»        2

    11.                Диагностика (конец цикла)        1

    12.                Итого:        18

    ЗАНЯТИЕ 1 «ЯРЧЕ СОЛНЫШКО СВЕТИ»

    Раздаточный материал: кукла, ленты на кольцах

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: работа над движением рук.

    Кукла утром просыпается, встречает солнышко (дети гладят куклу, делают зарядку вместе с ней)

    Посмотрите,вышло солнышко,пойдем гулять!

    Смотрит  солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнату,

    Мы захлопаем в ладоши,

    Очень рады солнышку!

    Детям раздаются ленты на кольцах, предлагается превратиться в солнечные лучики. Музыкально-игровые упражнения с предметами «Лучики спят -лучики побежали – лучики спрятались»

    Музыка Чарной М.Н. «Солнышко сияет».

    Слушание музыки для релаксации на ковре со спокойными движениями по показу педагога.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 2-3 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

    Раздаточный материал: кукла, ленты на кольцах

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: работа над движением рук, упражнения на смену ритма и амплитуды движений.

    Игра «День – ночь» (дети учатся выполнять движения согласно темпу музыки и показу педагога).

    Музыкально-ритмическое упражнение «СОЛНЫШКО»

    По садику – садочку солнышко  гуляло

    И себе дружочка, дружочка выбирало.

    Ты подойди поближе, поближе, поближе

    И наклонись пониже, пониже, пониже.

            

    (Играем 2-3 раза)

    Вариант игры: (Все стоят,образуя круг. Одна пара – в центре(солнышко)идет по часовой стрелке, хоровод –против. «Солнышко»подходит к одному из детей,кланяется.Он становится «солнышком»).

    Танцевальная зарисовка «Танец солнечных лучиков» (Глазков В.В. – Веселая песенка)

    Прятки с солнечными лучиками (дети учатся начинать движения с началом музыки и прятать «лучики» за спинку с окончанием музыки).

    Упражнения на расслабления под музыку «Грустная песенка» ГречаниноваА.Т.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 4-5 «С ПОГРЕМУШКОЙ В ПЛЯС ПОЙДЕМ»

            Раздаточный материал: кукла, погремушки

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия:работа над движением рук, упражнения на смену ритма и амплитуды движений, развитие слухового восприятия, умение менять предложенные движения под заданную часть музыки.

    Педагог предлагает детям располагаться на ковре и разбудить свои руки и ноги. Музыкальная игра «Поймай себя» (педагог дает словесные задания и подкрепляет показом: поймай свои коленочки, поймай свой ушки, поймай свои руки и т.д.)

    Кукла Катя принесла сюрприз – погремушки:

    Вот веселая игрушка

    Под названием погремешка!

    Погремушки у ребят

    Очень весело звенят!

    Упражнение «Громко – тихо» (с началом музыки – громкий звук погремушки, со сменой музыки звук тихий, с окончанием музыки - остановка).

    Вариант игры: дети по показу педагога учат дифференцировать громкие и тихие удары погремушкой о ладонь, по коленке, возле уха.

    Музыкально-ритмическая часть «Танец с погремушками» (музыка Ермолаевой Н.И.).

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 6-7 «МЫ, МИЛАШКИ, КУКЛЫ НЕВАЛЯШКИ»

    Раздаточный материал: игрушка – матрешка, кукла

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: работа над движением рук, упражнения на смену ритма и амплитуды движений.

    Сегодня кукла Катя привела с собой подружку, матрешку (дети рассматривают матрешку).

    Игра «Матрешки».

    Мы матрешки, мы матрешки (указательный палец к щеке),

    Все мы маленькие крошки (показать размер от земли).

    Мы матрешки, мы матрешки (указательный палец к щеке),

    У нас чистые ладошки (показывают ладошки),

    Мы матрешки, мы матрешки (указательный палец к щеке),

    Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп (хлопают в ладоши).

    У нас маленькие ножки (показывают ножки),

    Топ – топ – топ – топ (топают ножками).

    Музыкально-ритмическая часть «Мы, милашки, куклы – неваляшки».

    Музыкальная игра «Как матрешки прячутся» (под музыку дети повторяют движения за педагогом, радуя матрешку, с окончанием музыки бегут к мамам – прячутся).Игра проводится 1-2 раза.

    Беседа об игрушке – матрешке и прощание с ней.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 8 «ЗВОНКИЙ ОРКЕСТР»

    Раздаточный материал: кукла, музыкальные инструменты по количеству детей.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: работа над движением рук, упражнения на смену ритма, работа над одновременным началом и окончанием игры.

    Сегодня кукла Катя принесла с собой много разных музыкальных инструментов. Детям по очереди предлагаются различные инструменты, их названия, закрепляется звучание инструментов: колокольчик, погремушка, бубен, барабан, ложки.

    Проводится музыкальная игра «Отгадай, что играет» (педагог поочередно прячет за спину инструмент, дети по звуку стараются отгадать, что играет)

    Каждый ребенок выбирает себе музыкальный инструмент и начинает игру по команде педагога. Музыкальная игра «Оркестр» (дети начинают звучать с началом музыки и останавливаются с окончанием музыки). Игра проводится несколько раз для закрепления навыка.

    Вариантом игры можно предложить построение детей в линию лицом к зрителям – взрослым.

    Музыкально-ритмическая часть «Чок да чок»:

    Под проигрыш музыки дети учатся бегать легко на носках, не сталкиваясь и в одно направлении, с окончанием музыки располагаются на ковре и «засыпают».

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 9-10 «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО»

    Раздаточный материал: кукла, бубен, солнышко, ленты на кольцах, плоскостные цветы, искусственные цветы по количеству детей.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: формирование представлений об окружающем мире посредством музыки, представление о времени года через музыку и танцевальные образы, выполнение заданных движений с предметами и атрибутами.

    Лето наступило, ах, как хорошо.

    Солнышко пригрело, стало всем тепло.

    И зовет нас Катя с нею погулять.

    Музыкой веселой солнышко встречать.

    Смотрите, как здесь светло и просторно. Можно пошагать. Зашагали ножки - топ-топ-топ. Прямо по дорожке - топ-топ-топ. (Напевает, наигрывая на бубне, шагает вместе сдетьми) А можно и побегать. Побежали ножки быстро по дорожке. (Меняет манеру игры) А можно каждому спокойно погулять по своей дорожке.

    Педагог рассыпает на ковре плоскостные цветы, раздает детям ленты на кольцах (под музыку дети стоят на цветочках и выполняют движения по показу педагога, с окончанием музыки опускаются на ковер и «засыпают».

    В другом варианте игры можно предложить детям цветы в руки, закреплять навык выполнения движений с началом музыки и сменой амплитуды на проигрыш.

    Музыкально-ритмическая часть «Чок да чок»:

    Чок до чок танцуют дети,

    Чок да чок, чок да чок.

    Чок да чок танцуют дети,

    Выставляя каблучок.

    (дети выставляют ногу на пятку, руки на пояс)

    Побежали наши дети

    Всё быстрей и быстрей.

    Побежали наши дети

    Веселей, веселей.

    (дети бегут по кругу на носках, руки на пояс).

    В этом игровом упражнении закрепляется навык смены деятельности со сменой музыки.

    Вносится игровое демонстрационное солнышко. Педагог с детьми рассматривает его, греет руки. Проводится игра «Солнышко заходит спать» (пока солнышко высоко – дети выполняют движения за педагогом, когда солнышко заходит, прячется – дети присаживаются на корточки, спят). Игра проводится 1-2 раза.

    Обобщающая беседа о времени года.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 11-12 «ПЕСЕНКИ – ЧУДЕСЕНКИ»

    Раздаточный материал: кукла, солнышко, колокольчики.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия:выполнение заданных движений с предметами и атрибутами, развитие умение подпевать несложные песни – попевки.

    Слушание музыки по сезону: пение птиц («Птички» вступление музыка Фрида Э.Л.), «Утро» музыка Гриневича Г.

    Педагог выносит демонстрационное солнышко, беседует с детьми о том, что солнце круглое, как шар.

    Игровое упражнение «Лопни шар»(дети и взрослые образуют большой круг, берясь за руки. Со словами идут в центр круга, начинают сужать круг)

    Шар большой для всех ребят.

    Дети за руки стоят.

    А потом вперед пойдем,

    Шарик маленький встает.

    Мы подуем дружно «Ух»,

    Лопнет шарик громко «Бух».

    Игра повторяется 1-2 раза.

    Песенки – попевки: «Петушок» музыка Гречанинова А.Т., «Водичка» музыка Тиличеевой Е.И.

    Музыкальная игра «Где звенит»Педагог предлагает поиграть с куклой Катей и раздает детям колокольчики. Под музыку дети звенят в колокольчики, с окончанием музыки прячут за спину, кукла ищет.

    Обобщающая беседа о времени года.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 13-14 «МИР ЖУЧКОВ И ПАУЧКОВ»

    Раздаточный материал: кукла, солнышко.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: выполнение заданных движений с предметами и атрибутами, знакомство с понятиями насекомых и раскрытие некоторых танцевальных образов: жучок, пчела.

    Слушание музыки «Звуки лета» педагог выносит демонстрационное солнышко.

    Смотрит  солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнату;

    Мы захлопаем в ладоши,

    Очень рады солнышку!

    Упражнения на координацию рук и ног «Повтори за мной» (дети за педагогом повторяют маленькие взмахи руками, как крылышками, болтание ногами, лежа на спине).

    Мы жучки и паучки,

    Маленькие лапки.

    Посмотрите, как умеем

    Ладно, ладно, ладно.

    Музыкальные игры и упражнения «Пчелки», «Жуки»(произведение «Мотылек» под музыку Майкапара).

    Обобщающая беседа о времени года и насекомых.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)

    ЗАНЯТИЕ 15-16 «ДРУЖИМ И ТАНЦУЕМ»

    Раздаточный материал: кукла, солнышко, ленты на кольцах и плоскостные цветочки разных (парных) цветов.

    Педагог встречает детей вместе с игрушкой, куклой Катей. (Катя хотела с ребятами поиграть, потанцевать)

    Дети располагаются на стульчиках, приветствие «Ладошки».

    Ход занятия: выполнение заданных движений с предметами и атрибутами.

    Мы сегодня с вами дружим, парами гуляем.

    И под солнышком танцуем, друг друга крепко обнимаем.

    Игровое упражнение «Найди пару»(дети и взрослые легко бегают под музыку, с окончанием музыки соединяются в пару взрослый – ребенок). Вариантом игры можно предложить игру только детей (с окончанием музыки дети встают в пару друг с другом).

    Музыкально-ритмическая часть «Поплясать - становись» (музыка Железновой Е.С.(в паре взрослый и ребенок или ребенок – ребенок, повторяют подбор движений под музыку за педагогом).

    Упражнения с лентами «Найди свой цвет»(на ковре раскладываются плоскостные цветы, а детям в руку даются ленты на кольцах соответственного цвета. Под музыку дети выполняют движения за педагогом,с окончанием музыки должны отыскать цветочек своего цвета).

    Обобщающая беседа.

    Ритуал «Прощание» (ладушки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

    Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

    Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент,требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ф...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

    Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во сех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направл...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада Прогулка в детском саду

    Задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

    Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Оздоровительные прогулки в детском саду».

    Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образователь...

    Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

    Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....