Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме

Николаева Екатерина Александровна

Музыкальное воспитание осуществляет интенсивное эстетическое развитие дошкольника: формирует навыки правильного, осознанного восприятия различных (посильных для данного воз­раста) явлений. Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx20.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-дидактические игры»

Для второй младшей группы

Зайцы.

Цель: Развитие слуховое восприятия и  музыкальной памяти.

Задачи: Упражнять детей  слушать  музыку.  Различать характер  музыки: веселая, плясовая и спокойная, колыбельная.

Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

Игровые действия: Отгадывание характера музыки , выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

 Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили –были зайцы. Они были очень весёлыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Кто в домике живёт.

Цель: Развитие зрительного и слухового восприятия.

Задачи: Уметь различать высокие и низкие звуки. Узнавать знакомые мелодии.

Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием с одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором –их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда они вернулись, то перепутали, кто где живёт. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодии «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок.

Угадай, на чём играет Петрушка

Цель: Развитие тембрового слуха

Задачи: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по

тембру звука.

Оборудование: Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-Петрушка.

Игровые действия: Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на

которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как

они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет.

Если ответ верный, то Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает

инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют

инструмент.

Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию

инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

Тихий и громкий дождик

Цель: Развитие динамического слуха.

 Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или

 палочках тихое и громкое звучание.

 Оборудование. Деревянные кубики.

Игровые действия: Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек)

дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит,

и звучать кубик(палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня

дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое

звучание.

 Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках,

позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети

изображают дождь на кубиках.

Музыкальные картинки

Цель: Развитие ритмического слуха.

 Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

 Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные

инструменты.

 Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например,

«Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и

музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

 Игровые действия: Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает

«озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

Ножки шагают и бегают

Цель: Развитие ритмического и динамического слуха

 Задача: Учить детей различать ритм шага ( 1,2 ) и бега ( 1и2и).

 Оборудование. Деревянные палочки.

Игровые действия: Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем

изображать свои шаги. Будто это не палочки, а ножки. Ножки могут идти

шагом (1,2), а могут бежать (1и2и). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы

не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить

ребёнку.

Солнышко (потешка)

Цель: Развитие ритмического слуха и координации.

Солнышко, солнышко, 1,2,3,4

Выгляни в оконышко. 1,2,3,4

Твои детки плачут, 1,2,3,4

По камушкам скачут. 1,2,3,4

Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

Движение.

1, 2 строка - «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка - лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1. дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2. декламация с движением;

Зайцы и медведь

Цель: Развитие образного выражения и определения характера персонажа.

 Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

 Игровые действия: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена

музыки - зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на

барабане ритм шагов.

Что делает Петрушка?

Цель: Развитие тембрового слуха

 Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают

ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

 Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами

(картотека звуков), кукла Петрушка.

 Игровые действия: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и

по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают,

то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко

пособия.

На что похож звук?

Цель: Развитие тембрового слуха

 Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов,

активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

Игровые действия: педагог знакомит детей с музыкальным

инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные

возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что

похож звук.

Детям предлагается поиграть на инструменте.

Что как звучит?

Цель: Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу,

кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Игровые действия: сейчас мы попробуем проверить, что может

изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

Кто вышел погулять?

Цель: Развитие ассоциативно-образного мышления.

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в

движении.

Игровые действия: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие

вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел

погулять.

Кто идёт?

Цель: Развитие ритмического слуха.

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках

шаги разных животных.

Игровые действия: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте

попробуем нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

Топ-топ, топ-топ,

Это мишенька идёт.

Ти-ти-там, ти-ти-там,

Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит

И листочками шуршит.

Говорим по-разному

Цель: Развитие динамического и ритмического слуха.

 Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

 Игровые действия: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши,

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись!

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,

Быстро вышли из подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает

Прыг! И побежала,

Мышек разогнала!

Тише, тише, тише, тише.

Кто кузнечика услышит?

То тут, то там

Кто-то скачет по кустам.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала...

Музыкально - дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Основное предназначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самосто...

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста...

ПРИМЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала...