Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа) по теме

Елькина Елена Александровна

Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося музыкального опыта. Также для более осознанного  осмысления идеи занятия, детям предложено разнообразие видов деятельности (рисование,игра на детских музыкальных инструментах,ритмопластика и т.д.). Важным моментом здесь выступают посильные задания для детей с различным уровнем способностей (низкий,средний,высокий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного музыкального занятия

  1. Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков»
  2. (для детей старшего дошкольного возраста)
  3.                                                     Составил: музыкальный руководитель
  4.                                                                 высшей квалификационной
  5.                                                          категории  ГБДОУ №34
  6.                                                                 Красногвардейского района
  7.                                                     г. Санкт-Петербург:  
  8.                                        Елькина Е. А.

                 

  1. Санкт-Петербург

2017

Конспект  интегрированного музыкального занятия

  1. Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков»
  2. (для детей старшего дошкольного возраста)
  3. Цель занятия:
  4. Создать у детей старшего дошкольного возраста музыкально-художественный образ весны, используя синтез искусств

Программные задачи:

Образовательные

1.  Обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления о взаимосвязи искусств.

2. Учить передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.

3. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (импровизация танцевальных движений, импровизация игры на детских музыкальных инструментах (по характеру прослушанного музыкального материала),умение слышать звуковысотность и различные тембры звучания;

4. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослого) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности;

5. Умение оценивать собственные  творческие музыкальные способности;

6. Осуществлять работу с детьми в соответствии с их уровнем музыкально-творческих способностей (высокий, средний, низкий);

Развивающие

1.Развивать художественное восприятие, ассоциативное мышление, образное представление, познавательную активность, зрительную память, пространственное воображение, фантазию;

2. Продолжать развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;

3.Развивать сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос  и выразительность движений.

Воспитательные

1.Прививать чувство доброжелательного отношения друг к другу – толерантность общения; учить чувствовать других, поддерживать и сопереживать;

2.Обогащать эмоционально-образное восприятие не только искусства, но и окружающей природы, расширять опыт детей посредством чувственных реакций и эстетического развития.

Использование методов музыкального обучения, как способа организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и задачам учебного процесса.

1. Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова);

2. Метод создания композиций (Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский);

3. Метод размышления о музыки ( Л. В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский);

4. Метод пластического интонирования (Т.Е. Вендрова);

5. Метод моделирования художественно- творческого процесса (Л. В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская).

Предварительная работа:

1. Знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига, сюита « Пер Гюнт».

(просмотр мультфильма  по одноименной драматической поэме Г.Ибсена « Пер Гюнт»)

2. Знакомство и слушание музыкального альбома К. Сен-Санса « Карнавал животных», с иллюстративным показом.

3. Разучивание песни « Весенняя песенка».

4. Просмотр иллюстраций известных картин весны великих художников.

5. Разучивание пластических движений (использование программной музыки: П.Чайковский « Подснежник», Э.Григ « Утро», « В пещере горного короля», « Танец Анитры», К. Сен-Санс « Лебедь» и т.д).

6.  Слушание стихотворений о весне.

Музыкальный репертуар:

1.П. И. Чайковский « Подснежник»;

2. Э.Григ « Утро»;

3. И. Калинина « Весенняя песенка»;

4. К. Сен-Санс « Аквариум»;

5. К. Сен-Санс « Марш королевских львов»;

6. К .Сен-Санс « Слон»;

7. К. Дебюсси « Арабеска».

Материал и оборудование:

1. Мультимедийное оборудование и слайды для презентации;

2. Магнитная доска и фигурки гномов с различными эмоциональными настроениями.

3. Ватман, краски, палитра, губки.

4.Детские музыкальные инструменты.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: подготовиться к продуктивной работе

Цель, которую музыкальный руководитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке воспитанников к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильное положение туловища;

Методы: создание художественного контекста.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник», дети спокойно заходят в зал и садятся, музыкальный руководитель на фоне звучащей музыки читает стихотворение.

 ВЕСНА

 Будит ласково весна

Всю природу ото сна.

 Засветило солнце ярче,

 Заглянуло в каждый дом.

 Даже дышится иначе –

 Аромат весны кругом!

 После зимней тишины

 Звуками весны полны.

 Слышно, как сосульки тают,

 Ручейки, журча, текут,

 С юга птицы прилетают

 И поют, поют, поют!

 И весенние капели

 Целый день выводят трели.

 Вот и лес зашевелился,

 Растормошенный весной,

 И подснежник появился,

 Всё украсив синевой.

 Наконец зима ушла,

 Поупрямившись немного,

 И морозы унесла,

 Уступив весне дорогу. (Т.Шишова)

Музыкальный руководитель здоровается с детьми и предлагает всем улыбнуться друг другу.

2

А)

Изучение материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Закрепить знания о характере музыки, эмоциях и настроении, которые она вызывает.

Цель, которую хочет достичь педагог: организовать работу по повторению и закреплению знаний детей о характере музыки. Выявить у детей эмоциональную- чувственную сферу.

Стимулировать музыкальную активность у детей с различным уровнем музыкальных способностей.

Учить передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.

Методы:  рассказ, наглядный показ, метод создания композиций.

Музыкальный руководитель:

–Мы начали нашу музыкальную встречу с улыбки, а это значит, что мы проявили эмоцию радости и доброжелательности по отношению друг к другу. На лице каждого человека можно прочитать все его чувства. Если он улыбается, то, значит, ему весело, радостно. Если человек нахмурил брови, то, значит, он рассержен, даже зол. Посмотрите, на нарисованных гномов, они помогут узнать, какое настроение передаёт в музыке композитор. (Рассматриваем на мультимедийном экране с детьми  изображения с разными выражениями лиц гномов).

Весну называют утром года, я предлагаю вам, ребята, послушать музыкальную пьесу «Утро» замечательного норвежского композитора Э.Грига, в которой отображена картина светлой, безмятежной природы.

Прослушайте музыкальный отрывок и выберите те эмоции маленьких гномов, которые точно соответствуют характеру музыки. (Выбор производится детьми со средним уровнем музыкальных способностей).

Звучит музыкальная пьеса Э.Грига «Утро», на фоне которой читается  стихотворение Анны Алфёровой «Весеннее утро»

Весна проснулась…

 Рано встала,

 Запела песенку скворца.

 Наряды новые достала

 Из изумрудного ларца.

 Вспорхнула,

 трелью зазвенела,

 На крыльях песню унесла…

 И в роще горлицей запела

 На зорьке ранняя весна.

Молодцы, хорошо справились с заданием, а, если бы вам в руки дали волшебные краски, какой  бы  цвет вы выбрали для рисования данного музыкального отрывка.

(М.Р. предлагает детям  затонировать подходящими красками лист ватмана .Задание выполняют дети с низким и средним уровнем музыкальных способностей).

М.Р.: Ребята, посмотрите, какое красивое утро нарисовали  ваши друзья. Здесь и утренний туман, и солнечный луч ( комментирование рисунка).Теперь солнышко поднялось высоко на небо и светит ярко.

                 Слайд №4 Картинка весеннего утра.

Так хочется этот солнечный весенний денек начать с добрых и хороших слов. Давайте подарим красивые  комплименты сегодня самим себе, похвалим себя. Посмотрите, солнышко заглянуло к нам в окошко и оставило маленького солнечного зайчика, он поможет нам лучше узнать друг друга, и увидеть насколько мы интересны и непохожи. Важно в каждом человеке видеть что-то хорошее. Я предлагаю сказать самому себе комплимент и передать при этом из рук в руки маленького зайчика. Если кто-то не хочет говорить комплимент себе, он просто передаёт зайчика своему соседу. Начнём с меня: «Я хорошо пою»……

(дети продолжают  цепочку, после которой предлагается  подарить зайчику весеннюю песенку).

Песня «Весенняя песенка».

3. Звучит музыка ручейка.

Слайд №5Ручей

Муз рук. Читает стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька»:

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты звонкая такая?

–Утром надо мной поёт синичка,

Оттого и звонкая водичка!

– Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты чистая такая?

–Чистым голоском поёт синичка,

Оттого и чистая водичка!

–Ты скажи мне, реченька лесная,

Отчего ты синяя такая?

–В родничке купается синичка,

Оттого и синяя водичка!

В)

Открытие новых знаний.

Цель: Научить подбирать правильные музыкальные инструменты по характеру стихотворения (уметь слышать звуковысотность и различать тембры звучания). Самостоятельно подбирать движения и повадки различных животных под соответствующую музыку. Уметь различать характер и настроение музыки.

Методы: создания художественного контекста;

Метод создания композиций;

Метод пластического интонирования.

Ритмопластика

(уметь слышать музыку  программного содержания и передавать образ и характер в пластических движениях)

Ритмопластика

Слушание

 

Метод: размышления о музыки.

Ритмопластика

Музыкальный руководитель предлагает детям «прозвонить» стихотворение, выбрав подходящий по звуку инструмент из заранее разложенных (барабан, бубен, колокольчик, металлофон, кастаньеты, бакальчики, музыка ветра), и спросить у каждого ребёнка, почему он сделал такой выбор. (задание выполняется детьми с высоким уровнем музыкальных способностей)

Привёл нас ручеёк к лесному озеру с золотыми рыбками.

Слайд №6 « Озеро с золотыми рыбками»

Выбранные вами музыкальные инструменты как нельзя кстати подойдут для украшения звучащей музыки, отображающей образ воды и играющих в ней золотых рыбок.

К. Сен-Санс «Аквариум», дети подыгрывают на подходящих для данной музыки музыкальных инструментах (задание выполняют дети со всеми уровнями муз. способностей).

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте попробуем графически изобразить характер мелодической линии, прозвучавшего произведения. (дети под музыку сидя на месте руками графически показывают плавность мелодического движения)

Слайд №7 Картинка дня

Солнце в зените, настал весенний день и к лесному сказочному озеру потянулись птицы и звери испить прозрачной чистой водицы.

4. Игра «Карнавал животных» Слайд №8 : «Карнавал животных»

 ( Дети  со средним уровнем музыкальных самостоятельно придумывают ритмопластические движения под музыку, соответствующее характеру мелодической линии)

Осторожно и неслышно подошёл к озеру напиться лев.

Слайд 9. Лев.

Отважен, строен и силён

Живёт на свете Лев,

У Льва большая голова

И очень страшный зев.

Он может когти обнажить

И грозно зарычать,

И деткам маленьким никак

Со Львом нельзя играть!

Сен-Санс «Марш королевских львов» (подбирается графическое изображение)

Трубит громко, да не трубач,

Настоящий он силач.

Имеет длинный хобот он.

Догадались? Это…

Слайд 10. Слон

Серый слон, он – добряк по жизни,

 И мечтатель большой как вы,

 Обожают слоны в полдень жаркий,

 Обливать себя струёй воды.

 Для того у слона есть хобот,

 Иногда он в него трубит.

 Слон боится мышей, и "в оба",

 Он под ноги себе глядит.

                        К.Сен-Санс «Слон».

Слайд №11.Картинка вечера

Незаметно прошёл день, наступил вечер, на небе зажглись первые звёздочки, появилась луна и по лунной дорожке, играя со звёздами мы возвращаемся с вами домой, оставив сказочное весеннее озеро в нашей памяти и в наших фантазиях

7. Игра «Звёздные фантазии» на музыку К.Дебюсси.

(На музыку К.Дебюсси дети стоят врассыпную.  "Мигают", поочерёдно приседая, "превращаются" в различные созвездия: замирают в позах "стрельца", "весов", "близнецов", "рыб"...; проходят "лунной дорожкой"....фантазия безгранична. (для детей всех уровней музыкальных способностей.)

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию оранжевой,

Жёлтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета вечер,

Поймём какого цвета

Огромная планета!

Муз.рук. Наше занятие подошло к концу, мне остаётся попрощаться с вами и пожелать вам быть более наблюдательными к изменениям в природе и нас самих. Звучит музыка « Разноцветная игра», под которую дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника 8 Марта для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие за цветами для мам».

Дети на корабле отправляются к сказочным островам, чтобы разыскать там волшебные цветы и подарить их мамам.На своём морском пути им встречается Остров Улыбок с весёлыми островитянками, и грозные пират...

«Весенние цветы». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.Задачи:Образовательные:·         Закрепить знания детей о весенних явлениях в прир...

"Весенняя сказка". Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Фея Северина, не желая уступать свое место Весне, превратила ее в льдинки. Дети, преодолевая трудности и препятствия, свой удалью, силой, ловкостью и быстротой выручают Весну из ледяных "объятий"....

Музыкальное занятия «Путешествие в мир волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Сформировать устойчивое понятие у детей о свойствах и возможностях звуков, повышать интерес дошкольников к музыкальным занятиям,  развивать музыкальную память, внимание, расширять кругозор,...

«Весенние казачьи посиделки» развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры донского края через народные казачьи песни, игры, пляски, забавы, стихи. Закрепление знаний детей о казачьем обычае- трудиться, а после работы с удов...

Весенний праздник 8 марта для детей старшего дошкольного возраста "Печкин в гостях у ребят"

quot;Печкин в гостях у ребят"Весенний праздник 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаДействующие лица:Ведущий,ПечкинЗал празднично украшен. Под веселую музыку дети вбегают в зал, выстра...

"Весенние голоса"- музыкальное занятие с использованием ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста

Систематическое использование ритмических упражнений и игр даёт ощутимые результаты как в музыкальном воспитании, так и в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями....