КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ " МИМИКА "
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Шмелёва Людмила Николаевна

Существует такая поговорка: «Театр начинается с вешалки», т.е. люди входят в театр и сразу попадают в атмосферу радости и праздника. Сначала они раздеваются, сдают свои вещи в гардероб, разговаривают о предстоящем спектакле, знакомятся друг с другом. Давайте и мы с вами познакомимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ

                        МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                ШМЕЛЁВА Л.Н.

-Ребята, вам когда-нибудь приходилось бывать в оперном театре? Сегодня мы туда отправимся. Но, к сожалению, в нашем посёлке нет театра, но он есть в нашем областном центре. Как он называется? Правильно, Челябинск.

                Слайд-Челябинский театр оперы и балета

Называется он «Театр оперы и балета им. Глинки». А в Москве находится самый известный в нашей стране и во всём мире Большой театр

        Слйд-Большой театр

Существует такая поговорка: «Театр начинается с вешалки», т.е. люди входят в театр и сразу попадают в атмосферу радости и праздника. Сначала они раздеваются, сдают свои вещи в гардероб, разговаривают о предстоящем спектакле, знакомятся друг с другом. Давайте и мы с вами познакомимся.

        ИГРА» ЗНАКОМСТВО»

А что нужно сделать дальше? (купить билеты). Пожалуйста, и вы приобретите билеты. Обратите внимание, что они все разного цвета. Билеты необходимо сохранять до конца спектакля. Затем все проходят в фойе, где можно увидеть портреты музыкантов, певцов и композиторов. Назовите имена композиторов, портреты которых вы здесь видите.( Дети называют)

В кассе вместе с билетами выдаются программки о содержании спектакля. А у нас вместо программки есть вот эта выставка книг, которая нам подскажет, что же мы сегодня увидим на сцене. ( Дети рассматривают книги, называют сказки и их авторов)

Сегодня мы посмотрим и послушаем сказки в разных жанрах: в опере, балете, симфонии. Пока не начался спектакль, зрители любуются красотой зала, сцены, декораций.

        Слайд-сцена и декорации

Прежде, чем занять свои места, расскажите мне о правилах поведения в театре (Дети называют правила). Итак, звенит звонок-занимайте места согласно купленным билетам!

(Дети садятся на стульчики)

- А что же такое опера?

Дети: Опера-это спектакль, в котором артисты не говорят, а поют.

-Да, это театральный спектакль с сюжетом, декорациями, костюмами. Вы помните сказку

« Снегурочка»? По этой сказке знаменитый композитор Римский-Корсаков написал оперу с таким же названием.

        Слайд-портрет композитора Римского-Корсакова

Главная тема-победа добра и света над силами зла.

Что манило Снегурочку к людям? (Песни). А чья песня ей нравилась больше всех?

( Песня Леля-Бога любви). Мать-Весна подарила Снегурочке венок любви, и она с радостью его взяла, хотя в нём заключалась верная для неё смерть.

СЦЕНА ТАЯНИЯ.

-А сейчас мы окажемся в царстве Берендеев, в долине, где берендеи встречают Ярило-солнце, молодые пары ждут благословения на дальнейшую радостную жизнь.

Что случилось со Снегурочкой? (Она растаяла)

Народная мудрость гласит, что сильнее любви нет ничего на земле. Композитор обращается к нам, чтобы мы, люди, не растеряли этот чудесный дар.

        Отрывок из оперы «Снегурочка»

В опере артисты могут петь по-одному и это называется….( дети объясняют: соло ,дуэт, трио, хор).

Закончилась первая часть нашего спектакля, поаплодируем артистам. Антракт! Можно выйти в фойе и отдохнуть.

Ребята, чтобы у певцов был хороший голос, интонация, дикция нужно много заниматься, выполнять певческие и речевые упражнения. Давайте мы тоже поработаем над своим звукопроизношением

        

ИГРА «КАНОН» (речевое двухголосые)

-Звонок снова нас приглашает в зрительный зал! Мы с вами посмотрели отрывок из оперы «Снегурочка» по одноимённой сказке. А ещё по сюжетам сказок создано много балетов. А что же такое балет?

Дети: балет-это спектакль, в котором артисты не говорят, а танцуют.

-Сейчас мы посмотрим отрывок из балета С Прокофьева «Золушка»

        

Слайд-портрет композитора С.Прокофьева

Вы знаете, что Золушка была очень красивая и нежная. А вот её сёстры, дочери мачехи, Худышка и Кубышка (так назвал их композитор) были совсем другие: капризные и своенравные. Сейчас вы увидите начало балета и обратите внимание, как резко отличаются танцы Золушки и её сестер. Вредные девчонки награждают друг друга и Золушку тычками, щипками, движения их танца резкие, угловатые. А движения Золушки совсем иные. Вот она просто убирает комнату. Но как же это у неё получается плавно, изящно, женственно. А вот она танцует с шалью-легко и красиво. Она представляет себе, что принц пригласил её на танец, и грациозно приседает. В танце Золушки и её сестёр, как в зеркале виден характер каждой: скромность и доброта Золушки . Злоба Худышки и Кубышки.

        Отрывок из балета «Золушка»

 (После просмотра, спрашиваю у детей, какое настроение музыки в танце Золушки (музыка светлая, радостная, мечтательная, лёгкая), а в танце сестёр-злая., сердитая, насмешливая._

-А каким цветом можно нарисовать музыку Золушки и её сестёр? (Дети выбирают нужный цвет на своих билетах)

Второй антракт! Поблагодарим артистов и пойдём отдохнём.

-Если артисты оперы развивают свой голос, то артисты балета работают над качеством и красотой движений, артистичностью, развивают чувство ритма. А что такое ритм?

Дети: ритм-это чередование длинных и коротких звуков.

-Давайте  и мы проверим своё чувство ритма.

                ИГРА « ПОВТОРИ РИТМ» (с палочками)

-Пока музыканты настраивают инструменты и готовятся к третьей части спектакля, мы  посетим ещё одну выставку-художественную. Здесь представлены картины художников

Врубеля и Конашевича и относятся они к одному музыкальному произведению. Которое вам хорошо известно. К какому?

Дети: «Три чуда» Римского-Корсакова. Первое чудо-Белка, музыка весёлая, озорная, быстрая, второе чудо-тридцать три богатыря, музыка торжественная, величавая, третье чудо- царевна-лебедь, музыка плавная, нежная, игривая.(Дети подбирают подходящие тона к каждой мелодии)

Про эти чудеса сейчас ребята прочтут отрывки из « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.

(домашнее задание)

  1. Море вздуется бурливо

        Закипит, подымет вой

        Хлынет на берег крутой

        Расплеснётся в шумном беге,

        И очутятся на бреге

        В чешуе как жар горя,

                  Тридцать три богатыря,      

        Все красавцы молодые,

        Великаны удалые,

                  Все равны, как на подбор

                  С ними дядька Черномор        

  1. Царевна-диво:

         Днём свет Божий затмевает

         Ночью землю освещает

         Месяц под косой  блестит, А во лбу звезда горит,

         А сама-то величава, Выступает будто пава.

         Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит

  1. Ель растёт перед дворцом

        А под ней хрустальный дом

Белка в нём живёт ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает.

Кучки равные кладёт и с присвисточкой поёт

При честном при всём народе «во саду ли в огороде

-Какую песенку поёт белочка? Да, русскую народную песню « Во саду ли в огороде». Русские композиторы часто обращались к русскому народному творчеству и от этого их классические произведения становились более красочными и содержательными. Сейчас мы прослушаем эту мелодию в исполнении Олега. Как называется его музыкальный инструмент? Правильно, аккордеон (исполнение на инструменте)

Я хочу рассказать вам сказку. Слушайте внимательно. «Жили-были два короля и одна королева. И у каждого было своё королевство. Первого короля звали Марш. Жители его королевства всегда шагали маршем. В детский сад ходили маршем. На работу-маршем, в магазин тоже маршем. Второго короля звали Танец. Жители его королевства тоже обычной походкой не ходили. Отличались от других тем, что всегда: то галопом, то кружились…Королеву звали Песня. Жители её королевства. Общаясь между собой, каждое слово не просто произносили, а пропевали на какую-нибудь мелодию-получалась песня. Жители королевств не очень-то между собой дружили-ведь разговаривали они на разных языках: кто маршировал, кто пел, кто танцевал. Однажды поднялся ветер. Да такой сильный, что жителей этих трёх королевств подняло, словно пушинки вверх и все перепутались. Началась такая паника! Кому нужны чужаки, ведь с ними и поговорить нельзя! Как их поймешь! Но потом как-то всё само собой улеглось и с уважением стали относится друг к другу. Сели два короля и королева, посовещались и решили, что отныне будут жить все вместе в одном большом государстве. С тех пор жители всех трёх королевств дружно живут в одной чудесной стране под названием Музыка»

Как вы думаете, к какому жанру относится тема белочки! (танец) а тема богатырей? (марш) Давайте мы с вами станем композиторами и придумаем мелодию марша на слог тра-та-та, и мелодию на пляски на слог ля-ля-ля

                        ИГРА « ПРИДУМАЙ МЕЛОДИЮ»

-Давайте ещё раз обратимся к»  сказке  о царе Салтане» Вы помните, как в сказке по навету злых сестёр несчастную царицу вместе с младенцем посадили в бочку и бросили в море, страшную морскую пучину, «бездну вод». Об этой бездне морской рассказал своей музыкой Римский-Корсаков. Море бурное, оно шумит и рокочет. волны с грохотом бьются о морской берег. Какое море вы представляете себе, слушая эту музыку?

Дети: страшное, бурное, большие волны.

-Правильно, море было грозное, неприветливое, суровое. Композитор рассказал о нём тёмными. Мрачными низкими звуками и рисунком мелодии. Давайте послушаем. как движется мелодия вверх или вниз, или остаётся на одном месте7

Дети: То вверх, то вниз

-Верно, мелодия здесь то взлетает вверх. то падает вниз. НА что это похоже:

Дети: На волны.

-Волны плещут, набегают друг на друга…То появляясь на гребнях волн, то исчезая, плывёт по морю бочка. Постепенно море успокаивается, шум волн затихает. Переходит в шелест. Лёгкую морскую зыбь

                        В синем небе  звёзды блещут,

                        В синем море волны хлещут.

                        Туча по небу идёт,

                        Бочка по морю плывёт

Если внимательно вслушаться, то можно услышать и музыку звёзд, и музыку моря. И даже бочки. Посмотрите, ребята, это рисунок замечательного русского художника Белибина « Бочка по морю плывёт» Мы видим в небе звёзды, бочку. плывущую по морю. Море сильное и недоброе, может унести бочку куда угодно. Посмотрите, какие тёмные краски использовал художник, они создают суровое тревожное настроение.  А в бочке, между тем, не по дням, а по часам подрастал   царевич. Помните, как он попросил волну?

Ты , волна моя волна.

 Ты гульлива и волна

Плещешь ты куда захочешь

 Ты  морские камни точишь

Топишь берег ты земли

Подымаешь корабли…

Мать и сын оказались на пустынном острове. И пошёл царевич « на край долины у моря искать дичины»

                        Слайд-картина И.Билибина «Бочка по морю плывёт»

-Обратите внимание на цветовую гамму, избранную художником для характеристики образов сказки (тёмные, мрачные). И настроение музыки такое же тёмное и неприветливое. Мы прослушали эту музыку в исполнении симфонического оркестра. Чтобы музыканты играли слаженно, в оркестре нужен…(дирижер) Сейчас мы поиграем в игру « Оркестр», дирижёром будет Ксюша, но следить мы будем не за её руками, а за глазами. Будьте внимательны: на кого Ксюша посмотрит, тот и будет играть.

ИГРА «ОРКЕСТР»

Вот и закончилось наше представление. Зрители награждают артистов бурными аплодисментами и дарят им цветы. Представьте себе, что у вас в руках красивый цветок с очень приятным ароматом

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ЦВЕТОК»

(вдох-на звучание бубна, выдох-пока звучит маракас)

-Гаснут свечи, закрывается занавес, зрители выходят в фойе. Расскажите. пожалуйста. О чём интересном вы сегодня узнали и чем хотели бы поделиться с друзьями, с родителями? А чтобы закрепить знания, полученные на занятии. Я предлагаю разгадать кроссворд «Театр»

        Грустно, когда заканчивается праздник. Хочется его ещё раз повторить, только не всегда это получается. Но я для вас приготовила сюрприз-мультфильм по сказке « Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского. Вы можете посмотреть его  с родителями, и тогда театр войдёт в ваш дом. И я вам советую обязательно посетить настоящий оперный театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

"Волшебная музыка П.И. Чайковского" Конспект музыкально - речевого досуга

Музыкальная гостиная«Волшебная музыка П.И.Чайковского»для детей и родителей подготовительной группы Подготовили и провелимузыкальный руководительвысшей категории Татьяна Витальевна Кибанова,учите...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ» ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ: 1 Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние, чётко произносить слова чистоговорки, меняя интонации...

"Пальчиковые игры, музыкально-речевые, двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....